ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
на тему «Н. Носов "На горке»
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Н. Носова "На горке".
Задачи:
обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Тип урока изучение нового материала
Формы работы учащихся фронтальная, групповая.
Используемые технологии: ИКТ, деятельностно-коммуникативная, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.
Ход урока
I. Организационный момент
(создание эмоционального настроя на работу)
- Встаньте дети поскорей,
Улыбнитесь все милей,
Поприветствуйте гостей.
Что ж, садитесь поскорей
И давайте вспоминать:
(Вместе)
«Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой ровно,
И веди себя достойно!
-Что вам сегодня пригодится на уроке? (внимательность, умение читать, смекалка, хорошая память).
II. Речевая разминка
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Чтобы его освоить, нужно работать над своей речью. Для этого мы с вами проведем речевую разминку, подготовим голос для работы.
Внимание на доску!
Ы А О У Э И
Задание 1
Прочитайте глазами,
А теперь шепотом,
Немного громче, еще громче.
Задание 2
Добавим эмоции и выразительность в наше чтение:
- испугали товарища из-за угла (ы),
- испугались сами (А),
- удивились (О),
- разочаровались (У),
- задумались (Э),
- улыбнулись (И).
- Молодцы! У вас отлично получается.
Но не будем забывать и о скорости нашего чтения. Обратите внимание, у каждого из вас на парте лежит карточка. Переверните на слоговую таблицу и поиграем в игру «Беговая дорожка». Внимание! Побежали! «Партизан» (читают про себя). «Партизан сбежал» (читают вслух).
- Переверните карточку. Следующая игра «Кенгуру» (читают скороговорки под счет: 9 весело, 15 грустно, 5 удивленно, 7 девочки, 10 мальчики).
- Достаточно! Получилось? Значит мы все делаем правильно.
II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП – на парту каждому
- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.
- Догадайтесь, кто это? ( Н. Н. Носов)
- Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)
-Какое же произведение мы сегодня будем читать?
- Внимательно прочитайте авторов и названия произведений на доске
( А. Л. Барто «Мы не заметили жука», С. В. Михалков «Мой щенок», Н. Н. Носов «На горке», А. Л. Барто «В школу», Н. Н. Носов «Затейники», Н. Н. Носов «Живая шляпа»).
- Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока полностью. (Рассказ Н. Носова "На горке")
- Поставим перед собой цели урока.
(Будем читать рассказ Н. Носова «На горке», будем учиться находить главную мысль произведения и анализировать прочитанный текст, составлять план текста, научимся понимать, в чем смысл рассказа, будем учиться рассказывать о героях произведения, выражать свое отношение к ним).(Вывесить на доске).
- Что для этого нам нужно сделать? (План вывесить на доске).
1.Прочитать текст.
2.Ответить на вопросы к рассказу.
3.Определить, в чем заключается главная мысль рассказа.
4.Составить план.
Но для начала попробуем исследовать биографию писателя. Поработаем с карточками (Маше, Арсентию и Даше было дано творческое задание: «Изучить некоторые факты из жизни Н. Носова).
- Итак, у Н.Н. Носова все рассказы и сказки задорные, смешные, но
ещё и поучительные: они весело учат честно и с пользой
жить на свете. Конечно, весёлым писателем, юмористом он стал не сразу. Что же говорил о себе сам Н. Н. Носов расскажет
Акимова М. – карточка № 1
- Но прежде чем «из него получился человек не глупее других» Николай
Николаевич родился. А вот где именно он родился нам расскажет
Некрасов А. – карточка №2
-А как же Н. Носов пришел в литературу, почему начал писать для детей? Поможет нам ответить на этот вопрос
Дидковская Д. –карточка № 3.
- Давайте проверим, знаете ли вы произведения Н. Носова (раздать карточки с отрывками из произведений, с которыми мы знакомились на уроках и на внеклассном чтении): Ермолова И., Веретельников Е., Абраменко Д., Акименко М., Коваль К. Ребята будут читать отрывки, а вы попробуете отгадать из какого же именно произведения эти строки.
-Остальным ребятам было задание-отгадать по картинке название произведения. Проверим, смогли справиться они с этим заданием?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
- Итак, сегодня мы ознакомимся с рассказом Н. Н. Носова «На горке».
- О какой горке нам предлагает узнать писатель? Как вы объясните, что такое гора? Чем отличаются понятия «гора» от понятия «горка»?
- Необходимо заглянуть в толковый словарь В.Даля. Эта книга знает про слово всё. («Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
- Отгадайте загадку.
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И катались все потом
С моего горба гуртом.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
1. Словарная работа (слова на доске)
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся нам в тексте.
(Каждое слово читает один ребенок, потом вместе)
СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВАЛИВАЛИ (сбрасывали)
ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением:
ленятся)
ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом- поднялся, вскарабкался)
ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице
учебника с.214)
ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
ФАНЕРКА-тонкая дощечка.
2. Чтение текста учителем
- Откройте учебники на с. 60. Сейчас я прочту рассказ, а вы внимательно слушайте и следите по тексту. Затем вам нужно будет ответить на несколько вопросов, чтобы понять на сколько вы были внимательны.
3. Эмоционально-оценочная беседа
-Понравился ли вам рассказ?
–Какие признаки указывают на то, что это рассказ? Докажите.
Я считаю….
Уч-к. – Маленький объём произведения, небольшое количество персонажей: только один герой – Котька Чижов описан подробно, остальные схематично. В рассказе описывается одно событие – как Котька Чижов сначала испортил горку, а затем её ремонтировал.
- Правильно, ребята, - это рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев.
4. Проверка первичного восприятия текста. Самостоятельная работа (графический диктант, если ответ верный, ставим +, если неверный, ставим -).
- Ребята во дворе строили горку.
- Главного героя звали Мишка Чижов.
- Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая.
- Чтобы не падать, он посыпал её солью.
- Ребятам пришлось снова заливать горку.
- Котька сделал ступеньки.
Взаимопроверка выполнения диктанта. (+ - + - + +). Ключ на доске. Опрос по результатам проверки.
4. Физкультминутка
5. Чтение текста учащимися
– А теперь будем читать «по цепочке», до моего сигнала.
(Затем текст читают сильные учащиеся до команды «Стоп»).
6. Гимнастика для глаз
1 УПРАЖНЕНИЕ
Указательный палец на расстоянии вытянутой руки отводим и медленно подносим к кончику носа.
2 УПРАЖНЕНИЕ
Большой палец на кончик носа, а мизинец вверх и медленно вращаем руку в правую, левую сторону.
3 УПРАЖНЕНИЕ
Руки в замок на затылке медленно вращаем по часовой и против часовой стрелки.
V. Анализ произведения
1. Выборочное чтение
Кто является главным героем рассказа? (Котька
и его друзья).
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься).
– Как он поступил? (Хитро)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться).
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали
ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и
заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать,
пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
2. Определение главной мысли рассказа. Работа с пословицами.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и исправиться.
4. Делу время – потехе час
- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
- Как вы думаете, изменился ли Котька ? (Да,
он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше?
Учитель. - Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
3. Составление картинного плана рассказа.
– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их на
доске.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.
План рассказа
1. Строительство горки.
2. Хитрый Котька.
3. Горка испорчена.
4. Исправление ошибки.
5. Отличная работа.
4. Составление синквейна (характеристика героя)
VI. Подведение итогов урока. Дифференцированное домашнее задание.
- Для чего мы составили план?
( С помощью плана легко пересказать текст).
- Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:
Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…
- Быстро время пролетело и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
- С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
- Чему научил вас рассказ Н. Носова «На горке»? (нужно уметь дружить и стремиться совершать хорошие поступки).
Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу сможете простить и помочь ему исправиться и впредь такое не совершать.
VII. Рефлексия.
- Перед вами лежит снежинка, возьмите её.
- Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
VIII. Оценивание учащихся.
- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, веселые, забавные истории, читайте книги Н. Н. Носова. Выставку книг с его произведениями я для вас подготовила.
- А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится!
Спасибо за активную работу на уроке.
Опираясь на вашу самооценку и работу на уроке я выставлю вам оценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.