Урок по музыке:"Плясовые песни и частушки".
Оценка 4.9

Урок по музыке:"Плясовые песни и частушки".

Оценка 4.9
doc
01.06.2023
Урок по музыке:"Плясовые песни и частушки".
плясовые песни и частушки .doc

Тема: Плясовые песни и частушки

Эпиграф к уроку: »Народная песня- зеркало жизни народа» (написан на доске).

 

 

1.Вход в класс под музыку частушек - «Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот, все идет наоборот». Дети встали у парт.

Музыкальное приветствие – частушка:

Учитель:                               Рада вас, ребята, видеть

                                              И приветствовать сейчас!

Дети:                                     И мы рады, очень рады!

                                              Здравствуйте, учитель наш!

Дети садятся.

Учитель:

 НАРОДНЫЕ ПЕСНИ! КАКИЕ ОНИ РОДНЫЕ!

 ЕСЛИ В ПЕСНЕ СЛЫШНА НЕПРИКРЫТАЯ ГРУСТЬ-

 ГРУСТЬЮ КАЖЕТСЯ ПОЛНИТСЯ ВОЗДУХ.

 ЕСЛИ УДАЛЬ ТЕСНИТ МОЛОДЕЦКУЮ ГРУДЬ-

 ПЛЯШУТ ВЕЧЕР И СИНИЕ ЗВЕЗДЫ

 И СТАРУШКА ЗЕМЛЯ ВСЕ НИКАК НЕ ПОЙМЕТ,

 В ЧЕМ КРОЕТСЯ ТАЙНА.

 ТО ЛИ ПЕСНЯ ПРЕКРАСНА, А ТОЛИ НАРОД,

 РАСПЕВАЮЩИЙ ПЕСНИ ТАКИЕ.

.

2.Знакомство с новой темой «Частушка»

Исполняю без сопровождения.

 Учитель:                                Я пою для вас частушку,

                                                 Слушайте внимательно.

                                                 Если вы мне подпоете,

                                                 Буду вам признательна!

Учитель: Ребята, вы узнали, как называется песня, которую я спела?

Дети: да, это частушка. (приложение фото1)

Учитель: А кто знает, что такое частушка?

Дети: Веселая, смешная, коротенькая песенка, плясовая…

Учитель: Я думаю, будет несправедливо, если, говоря о русской песне, мы не вспомним песенку с простой мелодией, но острыми словами, которая никогда не бывает грустной, ее пели на самые злободневные темы. На сегодняшнем уроке мы поговорим о частушках, узнаем, когда они появились, пелись ли частушки на Руси, с какими инструментами можно исполнять частушки.  Частушка- это коротенькая плясовая песенка.  Что же привлекает нас в частушках? То, что , исполнить ее можно везде: на улице, в поле, на гулянье, в школе, на эстраде… И спеть их могут и взрослые, и дети.

                 По мнению исследователей, возникновение жанра частушки относится к середине 19 века. Термин «частушка был придуман и введен в литературу Г. И. Успенским в рассказе о «народных стишках», а затем закреплен в статье «Новые народные песни». (приложение фото 2) Она стала быстро завоевывать популярность и получила повсеместное распространение.

                 До 60-х годов частушки пелись только молодыми парнями во время пляски. В 70- 80 годы частушки зазвучали во всех уголках России. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви Исполнялись по-  разному: соло или хором, без музыки (а капелла) и с музыкальным сопровождением.

 Дети:                                    У меня на сарафане

                                              Петухи да петухи.

                                              Когда вырасту большая –

                                              Берегитесь. Женихи!

Учитель: А еще в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.

                                               Как Заринские ребята

                                               Стали моде подражать.

                                              Надели белые рубашки –

                                              Шеи грязные видать.

  В разных уголках России эти маленькие песни называли по- разному: припевки, приговорки, прибаутки,  пригудки, прибрешки, матани (любовный жанр), коротушки,то есть частая , скорая песенка. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. 

В веселой песенке чуть больше десятка слов, а перед  глазами возникли и солнце, и зеленый луг, и разноцветные сарафаны. Часто в частушках картина из мира природы сопоставляется с чувствами и переживаниями человека.

  Береза, ель, калина часто характеризуют девушку:

 

                                              Не дозрела калинушка-

                                              Ее нельзя заломать,

                                              Не дозрела красна девушка-

                                              Ее нельзя замуж взять.

  Дуб, кедр, характеризуют парня:

                                              Листья вянут на дубах-

                                              Я гуляю в рекрутах,

                                              Листья с дуба упадут-

                                              Меня в солдаты поведут.

   Частушечные куплеты  и в наше время горячо любимы   и популярны. Веселые, задорные, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.

Их сразу можно отличить от частушек прошлого времени.

 Дети:                                      По мобильнику сегодня

                                                Говорила три часа

                                                Батарейка разрядилась

                                                Вот какие чудеса!

 Частушка любима в народе. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое и отношение. Она идет в ногу с торопливым нынешним веком, успевает за всевозрастающим темпом жизни. Возникает мгновенно и она такая живучая.

Ребята, а в школе вы поете частушки?

Дети: конечно поем…

Учитель: а где вы поете их?

Дети: на утренниках, на концертах, на праздниках, в походах…

Учитель: Нельзя не сказать и о школьных частушках, ее творцом является школьный «народ» ( ученики, учителя, родители). Сюжет школьной частушки не надо искать долго: пришел ученик на урок с опозданием, сбежали дети с урока, родители не могут решить задачку сыну… В школьных частушках удается наиболее убедительно и энергично выразить свой ученический  или учительский характер, продемонстрировать остроумие. Рождается она и крепнет в культурно- массовых посиделках. (приложение фото 3,4, 5)

О частушках можно говорить много, но лучше давайте вы их споете.

 Дети:                                    На уроке наш Сережа

                                              Ничего сказать не может.

                                              Как урок кончается-

                                              Рот не закрывается.

 

                                              Я «десятку» получила

                                              Хвастается Мила

                                              А на самом деле это

                                              Две оценки было.

 

                                              Очень быстро разучили

                                              Оля с Катей новый стих.

                                              А четверку получили

                                              К сожаленью на двоих.

 

                                              Мы частушки долго пели

                                              А теперь хотим сказать:

                                             «Поскорей берите ручку

                                              И в дневник нам ставьте пять!».

3. Проверка домашнего задания.

Дети получили опережающее домашнее задание -  найти и выучить частушки. .

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.                                

                                               Я пою для вас частушку,

                                               Слушайте внимательно

                                               Если вы мне подпоете,

                                               Буду вам признательна.

Учащиеся исполняют частушки.

Дети:                                1.   Начинаю припевать

                                               Первую печальную,

                                               Я хочу развеселить

                                               Публику печальную.

2.      Говорят я боевая

Боевая ну и что ж,

Моя мама боевая,

Ну а я буду в кого ж!

3.      Губки я накрасила,

Буду брови я чернить,

Ой, давно в российский хор

Я мечтаю поступить!

                                           4.  А я вырасту большой,

                                                И в российский хор пойду,

                                                Вот с такими молодцами

                                                Я нигде не пропаду!...

5. «Озорные частушки» Щедрина. Слушание. ( приложение фото 6)

Цель: определить, какой оркестр исполняет, какое настроение у музыки.

  Частушки часто встречаются в музыке композиторов. Но никто так не обращался к ней, как Радион Щедрин. Путешествуя по Белоруссии, композитор вспоминал: « Я видел очень много разных праздников, а вот частушек и плясовых наслушался и больше того» И Радион Щедрин влюбляется в частушечную мелодию. Он использовал жанр частушки и в фортепианном  концерте, и в опере, и в балете. «Озорные частушки», которые мы послушаем - это пример того. Как из частушечной интонации может вырасти большое оркестровое произведение. Большую роль в этом произведении играют тембры разных групп оркестра. Слушают.

Ребята, скажите , какой оркестр исполняет произведение?

Дети: Симфонический.

Учитель: А саму частушку, кто поет ? Голос или инструмент?

Дети: Инструмент.

Учитель: а какой? Кто услышал ? Кто может назвать?

Дети: Труба, она как-то смешно звучит и весело.


Тема: Плясовые песни и частушки

Тема: Плясовые песни и частушки

Как Заринские ребята

Как Заринские ребята

А четверку получили

А четверку получили
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2023