Тема урока «Социальное развитие и молодежь».
Подготовила: учитель истории и обществознания Котиева А. И.
Цели урока:1)в ходе урока сформировать представление о молодежи как социальной группе, определить социальные роли молодых людей.
2)показать, как изменяется жизнь в период гражданского совершеннолетия, раскрыть роль образования в получении профессии .
3)развивать умение анализировать социальные проблемы, высказывать свое мнение, делать выводы, обобщать.
Тип обучение – проблемно -развив.
Тип урока- урок получение новых знаний.
Метод обучение - Элементы коллективной дискуссии, работа с учебником, презентации.
1.Формирование новых знаний, умений, навыков.
Задача урока: Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодёжи:
1) Не живёт, а проживает.
2) Не работает, а подрабатывает.
3) Не трудится, а делает вид.
Согласны ли вы с данной точкой зрения?
Стих-Жизнь коротка.
Ничего не откладывай – жизнь коротка.
Ты наивно считаешь, что она – как река,
А она , как ручей, после таянья льдов,-
Протекает, не оставив следов.
Не откладывай - другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу - лишишься души,
Пусть с расчетом с мерзавцем не дрогнет рука,
Не откладывай – жизнь коротка.
Не успел, не успел… ну, а вдруг- навсегда?
Оглянулся- в потоке другая вода.
Жизнь, считал ты наивно, продлится века,
Не откладывай – жизнь коротка.
А в чём смысл стихотворения?
Это стихотворение о главной ценности человека - о жизни .
Действительно, жизнь - коротка .Состоит она из маленьких мгновений
И нужно многое успеть. »Годы юности- самые трудные годы»,-ещё в
18 веке писал немецкий философ И.Кант.
Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юно-
шу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди?
Как сегодня живется молодёжи? Как к ней относятся окружающие?
Ответы на эти вопросы будем с вами вместе находить на уроке.
Тема урока-«Молодежь в современном обществе.
1 слайд---задача урока.
2 слайд---1) молодежь-поколение людей ,проходящих стадию социали-
зации, усваивающих образовательные, профессиональные.
культурные и другие социальные функции.
2) молодёжь -социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик,
особенностей социального положения.
Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют
одно другое?
3 слайд---Социальный состав молодежи.
Задание стр.129---выясните, каковы психологические особенности
юношеского возраста?
4
слайд---Психологические особенности юношеского возраста.
1.Открытие собственного «Я».
2.Неустойчивость психики.
3.Осознание своей индивидуальности, неповторимости.
4.Низкий уровень толерантности
5.Внутренняя противоречивость.
В одной старой притче рассказывается, что боги, создав мир, стали ду-
мать: где понадёжнее спрятать от человека его самую главную тай-
ну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне
океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь опустятся. На небе,
среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили
давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не
догадается заглянуть.
О какой психологической особенности говорится в притче?
Молодость- это пора , когда человек осознанно начинает познавать
себя.
Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься общест-
вом только с переходом в индустриальную эпоху.
Слайд 5-Индустриальная эпоха.
Слайд 6-9------Особенности молодёжи и зрелого возраста.
В жизни молодого человека наступает важный период, когда ему исполняется 18 лет.
. Он называется: гражданское совершеннолетие.
Какие права и обязанности обретает молодой человек с 18 лет?
Слайд 10-12----Гражданское совершеннолетие.
Почему же молодых людей нередко обвиняют в инфантилизме т.е.
к иждивенчеству, отсутствия ответственности за собственные поступки?
( общество уже признает за ним высокую степень социальной зрелости,
развитие чувство ответственности).
Значительная часть молодежи- это учащиеся и студенты. Значение об-
разования в современных условиях понимают многие. Образование
рассматривается как важнейший показатель социального статуса чело-
века.
На каких принципах строится образование в нашем обществе?
Слайд 13-14-----Закон РФ « Об образовании».
А какова ваша позиция в этом вопросе?
Позади годы учёбы и на первый план выходят вопросы трудоустройство
Почему начало трудовой деятельности связано с серьёзными испытаниями для молодого человека?
Задание 3 стр.138 учебника
Отдельным общественным группам свойственны особые черты созна-
ния, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную
нишу-субкультуру.
Слайд 15-17---Молодёжная субкультура.
Молодёжная субкультура - что это:
1. Вызов ценностям взрослых.
2. Своеобразные вкусы.
3. Эксперимент с собственным образом жизни?
Есть ли у современной молодёжи проблемы? Какие?
Слайд 18-19---Проблемы современной молодёжи.
А легко ли сегодня быть молодым?
Слайд 20---видео ролик.
Итак , после нашей дискуссии посмотрим на образ молодого человека
Слайд 21-22---Современный образ молодого человека.
Слайд 23---видео ролик- Что думают о молодёжи люди старшего
возраста?
Задача урока.
Слайд 24---Памятка молодым.
Сегодня на уроке многие из вас не были зрителями, а принимали активное участи в обсуждении темы, которая напрямую касается только вас. Что нового для себя вы узнали? Было ли комфортно
на уроке? Получили ли вы ответы на те вопросы, которые вас волновали?
В заключении хочу прочитать стих. Татьяны Кузовлёвой.
Твори добро-
Нет большей радости,
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А повелению души.
Когда кипишь, судьбой униженный
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь- действительно,
Всё станет на свои места.
Ты сильный,
Сильные не мстительны,
Оружье сильных - доброта.
Слайд 25-----Домашнее задание
П.13,документ стр.139, эссе «Что значит быть молодым».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.