урок по окружающему миру

урок по окружающему миру

docx
10.02.2020
конспект урока по окружающему миру 2 класс

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

1234 мой урок.docx

Урок окружающего мира во 2-м классе.

"Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба"
Цель: познакомить с новой категорией грибов - плесневые (мукор).
Задачи деятельности учителя:
•Создать условия для расширения знаний о свойствах и признаках грибов, взаимосвязи живой и неживой природы;
•Помочь осознать социальную и личностную взаимосвязь данного учебного материала.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
•Сформировать представление о грибах как особом царстве живой природы;
Метапредметные:
Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
•воспитывать умение выслушивать другое мнение
•воспитывать умения работать в группе, в паре
•воспитывать культуру диалога
Личностные: осознать необходимость бережного отношения к грибам.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» и тетрадь на печатной основе 2 класс, компьютер
Демонстрационный материал: презентация.
Тип урока: изучение нового материала
Методы работы: объяснительно — иллюстративные, частично — поисковые
( эвристические), словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии:
•- личностно — ориентированного обучения;
•- объяснительно — иллюстративного обучения;

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Организационный момент.

На фоне песни «Улыбка» говорит учитель.

«Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Улыбка может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, разогнать серые тучки, поднять настроение. Только это настроение понадобится для работы.

 

    II.   Актуализация опорных знаний.

Звучит аудиозапись пения птиц леса.

Учитель: Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы. Что вы себе представляете, вспоминаете под эту музыку?

 

Дети: Я представил, как поют   птички.

– А я вспомнил лето, когда утром поют птички на даче.

– Мне представился лес, когда я туда ездила с родителями. Там деревья шумят своей листвой, птицы поют, и кукушка кукует.

Учитель: (Слайд 1) Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесемся в лес и попробуем проникнуть еще в одну тайну природы. Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы ни один секрет не упустить?

Дети: Внимательными.

– Наблюдательными.

– Тихими, потому что на природе нужно вести себя тихо.

– А еще нужно исследовать все, что тебе попадается, чтобы разгадывать загадки окружающего нас мира.

Учитель: Очень хорошо. Вы все правы. А что из того, о чем вы говорили, нужно исследователю, открывателю нового?

 

Дети сначала называют по одному качеству, а потом говорят, что нужны все.

Учитель: А вы хотите быть сегодня исследователями?

Дети: Да!

Учитель: Тогда начинаем исследовать окружающий мир. Кратко объясните, что включает в себя окружающий мир.

 

Дети: Это все, что нас окружает: вещи, сделанные руками человека, и природа.

Учитель: На какие группы принято делить природные объекты?

Дети: На живую и неживую природу.

 

– Все живое рождается, питается, растет, размножается и умирает.

– Например, дерево.

– Или белка.

 

Учитель: А что такое лес? Что вы о нем знаете и можете рассказать?

 

Дети: Лес – это часть природы.

– В лесу растут деревья, кустарники, разные травы и ягоды.

– В лесу живут звери и птицы.

Они питаются ягодами, грибами.

– Человек в лесу собирает грибы и ягоды.

– Деревья дают кислород, чтобы людям хорошо было дышать, поэтому люди ездят в лес отдыхать.

– Из деревьев делают бумагу, строят дома, бани.

– Лес дает древесину.

II. Введение новой темы

Учитель: Вот насколько важен для человека лес. Ребята, а какие растения нас окружают в лесу?

Дети: Деревья.

Учитель: Назовите их.

Дети: Береза, липа, осина, ель, сосна, дуб...

– А еще кустарники: орешник, малина…

Учитель: Все ли растения вы назвали?

Дети: Нет, еще травы, грибы, ягоды.

Учитель: Ребята, а разве грибы –это растения?

Дети: Да!

Учитель: Можете доказать? Какими существенными признаками растений они обладают?

Дети: Грибы растут из земли, как и все растения.

– Но у грибов нет веток и листиков, нет цветов.

 

ИЛИ   Отгадайте загадку

 Землю пробуравил,

 Корешок оставил

Сам на свет явился

Шапочкой прикрылся(гриб)

-Значит какая тема? ГРИБЫ

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы думаете, вы всё знаете о грибах? (Нет)

- Что бы вы хотели узнать? (Что такое грибы? Чем питаются? Какие бывают?)

Готовы? Наверно нам стоит хорошо подумать или найти дополнительную информацию в источнике знаний. Правда?!

- Обратимся к нашему другу — учебнику.

-А сейчас откройте оглавление и найдите главу, в которой мы будем работать и первую тему,т.е. тему нашего урока. (Глава ГРИБЫ)

- Смотрите ребята. Даже автор учебника грибам посвящает отдельную главу. наверно это предпосылка к ответу на вопрос. Но это чуть позже.

- с.109 тема урока "Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

- Интересно! То, что в настоящее время грибы научились выращивать в искусственных условиях, в специальных контейнерах, например, шампиньоны, мы знаем с вами. И знаем, что их продают в магазинах в большом количестве. А вот, чтобы грибы росли на хлебе… Это ещё одна учебная задача, которую и предстоит нам решить на уроке.

IV. Открытие нового знания.

- Давайте вспомним, что мы знаем о грибах. И найдем новую информацию. Для этого поработаем в группах. Какие правила работы в группах помните?

1 группа.

Расскажите о строении шляпочных грибов.

Прочитайте статью на с 110 учебника.

2 группа.

Почему грибы растут под деревьями?

Прочитайте статью в хрестоматии на с 64-65.

3 группа.

Чем питаются грибы?

Прочитайте статью на с 110-111 учебника.

4 группа.

Почему плодовые тела грибов растут в лесу по кругу?

Прочитайте статью в хрестоматии на с 66.

 

После ответа 1 группы:

Учитель: Давайте вспомним из чего состоит шляпочный гриб? Откройте тетрадь с .46 №65 (Слайд 2)- самопроверка по слайду

Как вы думаете, какая часть больше – над земная или подземная?

Дети: Надземная, потому что от грибницы на поверхности могут вырасти сразу несколько грибов.

– А я думаю, что подземная.

Учитель: Грибы являются самыми большими существами на Земле. Плодовые тела грибов – это лишь крошечная часть огромной грибницы, спрятанной от глаз под землей.

 

Учитель вывешивает на доску или проецирует на экран текст и просит прочитать хорошо читающего ребенка:

 

Достаточно недавно учеными Канады в лесу была обнаружена грибница гигант, она заняла такую площадь, на которой могут разместиться 1 500 футбольных полей!

Отвечает 2-3 группа

- А кто может сказать, чем питаются грибы?

 (Грибы могут расти на пне, на стволе дерева, на почве, в листьях растений. Грибница шляпочного гриба срослась с корнями дерева. Грибы питаются с помощью деревьев).

-Правильно. Главное отличие растений от грибов – способ питания.

- Что вы узнали из текста?  (Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных.)

-А как деревья добывают себе питание?

(Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света.)

- Правильно. Грибница – основная часть гриба – это тонкие нити, белые перепутанные нити, спрятанные под землёй. Эти нити срастаются с корнями деревьев. По стеблю в корни деревьев поступает пища, «приготовленная» в зелёных листьях. А корни деревьев делятся этой пищей с грибами. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Некоторые грибы растут на стволах деревьев, эти грибы не помогают деревьям, а сами «едят» деревья и разрушают их кору. (Грибы – трутовики). Любой гриб добывает себе питание не так, как добывает его зелёное растение.

Отвечает 4 группа

ВЫВОД: Кто скажет к какой группе относятся грибы: животным или растениям?  Грибы –Это особая группа живой природы

Физминутка

 Если грибы съедобные – хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами.

Маслёнок, поганка, подберёзовик, белый гриб, ложный опёнок, шампиньон, лисички, сыроежка, мухомор, груздь, бледная поганка, рыжик, опёнок, ложная лисичка.

А какие правила вы знаете, при сборе грибов?

Дети: Срезать ножом или выкручивать, чтобы не повредить грибницу.

 

Учитель: Как человек использует грибы?

Дети: Грибы вкусные, их жарят, с ними варят суп, их солят.

Учитель: Существует пословица:

«Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут». Объясните, почему?

 

Дети: Грибы бывают ядовитые, ими человек может отравиться.

 

Учитель: Я вам сейчас предлагаю историю о двух мальчиках. А вы подумайте: кто из них прав?

Два мальчика, Петя и Вася, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Петя набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место, где они договорились встретиться. Выйдя на полянку, Петя увидел друга с корзиной, полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморов?» – удивленно спросил Петя. «Я их собрал, чтобы другие не отравились!»- ответил Вася.

Дети: Вася поступил правильно.

Другие не будут собирать мухоморы и не отравятся.

– А я считаю, что неправильно.

Если тебе что- то не нужно, нельзя срывать это в лесу.

– Ну, да! В природе ничего нет лишнего.

– В природе нет бесполезных организмов.

– Животные лечатся мухомором.

Учитель: Мухомор используют медицине как средство для лечения

 Мухомор –участник круговорота веществ в природе (как и другие грибы, он разлагает попадающие в почву остатки животных и растений). А для чего еще нужны мухоморы? Кто догадался по названию?

 

Дети: Морят мух.

Учитель: Да, сорванные мухоморы служили нашим предкам надежным средством для истребления в избах мух, клопов, других насекомых.

 

Сделайте вывод о значении грибов в природе.

Дети: В природе все грибы важны.

– И нельзя несъедобные грибы срывать, они тоже нужны в природе!

– И еще важно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные, чтобы не отравиться.     

  

Учитель: Несколько дней назад я намочила хлеб, положить его в полиэтиленовый пакет в теплое место.

Тот же опыт можно было проделать с кусочком апельсина. Давайте посмотрим, как изменились продукты.

 

Дети: Они заплесневели.

 

– Так бывает, когда что-то долго лежит.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а какое отношение имеет плесень к теме нашего урока?

 

Дети: Плесень – это что, гриб?

 

– Нет, не может быть, ее же не срезают, у нее нет ножки и шляпки.

– Ну, раз мы о ней говорим, значит, она – гриб.

Учитель: Мнения у вас разделились. Предлагаю вам посмотреть на плесень под микроскопом и рассказать, что вы там увидите.

 

Дети рассматривают заранее приготовленные препараты.

Дети: Плесень состоит из множества тонких ниточек. Чем

то она похожа на грибницу. Только у плесени нет ножки и шляпки.

Учитель: Совершенно верно.

Этот вид грибов называют «плесневые». А как вы думаете, плесневые грибы человек использует?

Дети: Нет!

Учитель: А слышали ли вы такое слово – антибиотик? Пенициллин?

Дети: Это лекарства.

Учитель: Правильно, эти лекарства изготавливают из плесневых грибов.

 

 Существует целая наука, которая изучает грибы – микология(в переводе с греческого «микос» –гриб, «логос» – наука). Как вы считаете, зачем она нужна?

 

Дети: Ну, наверное, из грибов еще что -нибудь полезное делают.

– Эта наука может искать новые виды грибов. А еще можно изучать разные свойства грибов.

 

На хлебе сначала появился пушок плесени в течение следующих двух  дней показывают, что на концах пушка образуются черные точки. Это головки со спорами. Когда споры созревают, головки лопнут. Потоки воздуха разнесут споры по всему помещению.

Учитель: -Но не всегда другие грибы бывают опасны. Изучение таких грибов позволило ученым, использовать некоторые грибы в медицине, в сельском хозяйстве, даже для получения молочных продуктов используются МОЛОЧНЫЕ ГРИБЫ, для выпекания хлеба и хлебных изделий применяют такие грибы – ДРОЖЖИ и т.д.

-Лекарственный гриб, который выращивают ваши бабушки дома в больших банках, дает сладко-кислый сок, который вылечивает желудок, кишечник, почки, используется для лечения при простудных заболеваниях, для укрепления иммунитета организма – это замечательный Чайный гриб.

Учитель: Молодцы! Вот сколько секретов мы открыли на уроке!

 

Поверка усвоенного материала.

Поиграем в игру Верите или нет (на листочках +- да, -- нет)

Верите или нет:

Что шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (да)

Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (да)

Что шляпка является главной частью гриба? (нет)

Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (нет)

Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (да)

Что грибница вредит корням деревьев, около которых растет? (нет)

Что трутовики разрушают древесину деревьев? (да)

Что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? (да)

Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (нет)

Что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? (да)

-Работа в парах. Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа. (ответы на доске)

- Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха.++-+-++-

Итог урока

Учитель: Я приготовила для вас карточки. Давайте попробуем составить на их основе схему.

Дети обобщают полученные сведения. В ходе обсуждения выстраивается схема:

Природа

Живая Неживая

растения грибы животные

шляпочные плесневые

Учитель: Еще очень много интересного вы можете узнать о грибах если самостоятельно найдете о них информацию (в книгах или Интернете) и изучите ее. Спасибо вам за урок!

 

Рефлексия.

- Какую ставили учебную задачу? - Удалось её решить? - Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

(Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут).

- Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. Возьмите картинку с изображением настроению.

Домашнее задание. Учебник: с.110-112 учить прав.,отвечать на  вопр.;

 РЕЗЕРВ- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов)

Стук в дверь.

- Ой, ребята, извините, пожалуйста.

Входит доктор. (Ребенок старшеклассник)

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, доктор!

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону … “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

– И вообще! (Грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

– Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

- Спасибо, доктор! До свидания!

Доктор уходит.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)