Урок по окружающему миру для 4 класса. Тема: Роль леса в жизни людей. Закрепление.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по окружающему миру для 4 класса. Тема: Роль леса в жизни людей. Закрепление.
Иконка файла материала роль леса.docx

Тема: Роль леса в жизни людей.

Цели:Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи-1.Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.

2.Развивать важность рационального использования и охраны лесов.

Сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.

3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

О б о р у д о в а н и е: карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы.

Учитель читает стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

- Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека.

II. Проверка знаний и умений.

-  Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

Ответы:

тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница, ель;

смешанный лес – пихта, сосна, береза, ольха, лиственница, ель, кедровая сосна;

широколиственный лес – липа, дуб, клен.)

- Решите кроссворд и прочитайте ключевые слова

Вопросы к кроссворду:

1. Какое дерево является символом России?

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

5. Хвойный лес.

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

9. Дерево с листьями в форме сердечка.

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

( Береза, лиственница, рысь, белка- летяга, тайга, пихта, дятел, ель, липа, кедровка, сосна.)

III. Изучение нового материала.

-  Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще не все.

-  Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

(Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

hello_html_1b8a1e7e.png

-  Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

· растения – женьшень, венерин башмачок;

· жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;

· птицы – филин, утка-мандаринка;

· звери – зубр, амурский тигр.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

IV. Физминутка.

Как мы должны вести себя в лесу?

Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

-  Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

( Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.

-  Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.)

 «Лесной пожар».

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

-  Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Дома составьте памятку «Как разводить костер».

V. Закрепление.

-  Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

(Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.)

-  О чем должны помнить люди, приходя в лес?

( Лес – наше богатство, это «легкие нашей планеты».)

VI. Подведение итогов.

 

 

 

 

Вопросы:

1. Какое дерево является символом России?

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

          5. Хвойный лес.

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

9. Дерево с листьями в форме сердечка.

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

 

 

Вопросы:

1. Какое дерево является символом России?

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

          5. Хвойный лес.

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

9. Дерево с листьями в форме сердечка.

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.