УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ ТЕМА: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ"
Оценка 5

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ ТЕМА: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ"

Оценка 5
docx
19.01.2022
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ ТЕМА: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ"
Разр. урока Окр. мир.docx

Предмет           «Окружающий мир»  1 класс

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цели:

1)      создать условия для формирования понятия « птицы»;

2)      создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;

3)      создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;

4)      выражать свою точку зрения по данной теме;

5)      организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:

- самоопределение;

- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;

регулятивных УУД:

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД:

1. общеучебных:

- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- умение ставить, формулировать и решать проблемы

2. информационных:

- обучение работе с разными видами информации;

- поиск и выделение необходимой информации

3. логических:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

коммуникативных  УУД:

- инициативное сотрудничество;

- планирование учебного сотрудничества с учителем  и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)

 

Оборудование урока:    

компьютер,  аудиозапись «Голоса леса», презентация,  аудиозапись песни «Всем нужны друзья», учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши, кормушка с кормом, костюмы птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы».

 

Структура (план) урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Актуализация субъективного опыта.

3. Применение новых знаний.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.

6. Первичное закрепление нового материала.

7. Итог урока.

8. Рефлексия

 

                                             Ход урока:

I.            ОРГАНИЗАЦИОННО  - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

- Вновь звенит для нас звонок,

  Начинаем наш урок.

II.                 ЭТАП  АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА  УЧАЩИХСЯ

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с  учебником.

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

III.    Этап применения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста.  (слайд 1)

- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать  друзей Черепахи? (птицы)

- Где вы встречали птиц?

- Что вы знаете о птицах? (слайд 2)

(Отвечают дети)

1уч-ся: Они создают красоту в природе.

2уч-ся: Они являются санитарами леса.

3уч-ся: Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

4уч-ся: Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.

- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)

1) работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на станице 24 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

- Вот страус и пингвин  – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?  (слайд 3)

 Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)  (слайд 4)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

IV. Физкультминуткаигра на внимание:

 «Летает – не летает»

(хлопнуть в ладоши, если не птица)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

белки и коровы.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и лягушки.

 

 На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 6)

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток  (слайд 7)– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. (слайд 8). У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 9).

- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 5).

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. (слайд 7)

Крылья птиц  разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.

- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного  цвета и отличаться по форме и размеру.   Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 10)

 

V.  Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

 (Работа в парах. На столах лежат перья.)

- Найдите и покажите

 1)маховые перья,

 2)контурные перья,

 3)пуховые перья.  

- Сравните их.

- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит? 

 (Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).

(слайд 11)

- Какой же можно сделать вывод?  (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 12)

 

VI. Объяснение новой темы (продолжение).

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (слайд 13)

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14)

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.  (слайд 15)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар. 

VII. Физкультминутка.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)

Вот уж последняя стая – (все встали)

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

 

1) Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 25.

 Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 16)

2) Инсценированное выступление учащихся.

Девочка:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

- Как называются такие птицы?  (перелётные) (слайд 17)

 

Мальчик:

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Как называются такие птицы?  (зимующие) (слайд 18,19)

 

- Отгадайте, что за птица прилетела к нам на урок?

Девочка:

1) На дереве сижу,

«Кар-кар» кричу.

Окраской сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Так кто же я?     (ворона) (слайд 20)

Мальчик:

- Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое.

Мальчик:

- Зимой ворона  перекочевывает  ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.

- Отгадайте, что за птица?

Мальчик:

2) Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найду приют:

Не боюсь никак простуды

С первым снегом – тут как тут!

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко- красный галстук мой.

-Кто это? (снегирь) (слайд 21)

Девочка:

- Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.

Девочка:

-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

- А это что за птица прилетела к нам?

Мальчик:

3) Красный берет,

Чёрный жилет.  

Все время стучу,

Деревья долблю,

Но их не калечу,

А только лечу.   ( дятел) (слайд 22)

Девочка:

- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых.

Девочка:

У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.

- Отгадайте, что за птица?

Девочка:

4) С вами я давно знакома,

Я живу на крыше дома –

Длиннонога, длинноноса,

Длинношея, безголоса.

Я летаю на охоту

За лягушками к болоту.  (аист) (слайд 23)

Девочка:

- Аисты не имеют голоса. Все звуки, которые издают аисты - это щёлканье клювом.  В нашей стране обитают 2 вида: белый и чёрный. Гнёзда  устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. Питается лягушками, ящерицами, мышами, насекомыми. Это перелётная птица.

- А это что за птица прилетела к нам?

Девочка:

5) Я непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (сорока) (слайд 24)

Мальчик:

- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.

Мальчик:

- Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.

 

- А сейчас споем песенку о воробье.

(Песенка «Всем нужны друзья»)

- А это что за птица прилетела к нам?

Девочка:

7) Спиной зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.   (синица) (слайд 26)

Мальчик:

- Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне.

Мальчик:

- Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.

Призыв к людям!

1 уч-ся:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех  концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

2 уч-ся:

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех  концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна, горсть одна

И не страшна будет им зима!

3 уч-ся:

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

4 уч-ся:

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

 

5 уч-ся:

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

6 уч-ся:

Но если долго снег идёт

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

7 уч-ся:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

8 уч-ся:

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Вместе: "Спасибо вам великое!"

 

- И сегодня после уроков мы с вами тоже повесим кормушку в нашем школьном дворе. (слайд 27)

 

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради на странице 11.

- Чем различаются эти птицы?

- Чем они похожи?

- Раскрасьте птиц на рисунках.

VIII. Итог урока.

  Цель: контроль за результатами деятельности.

- С какой новой группой животных  мы познакомились?

- Что  мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы? (слайд 28)

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

- Спасибо за хорошую работу на уроке.

IХ. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

 - Выполнение какого задания вызвало затруднение?

 - Ребята, какое задание выполнили без труда?

 - Какое задание было самым интересным на уроке?

 - Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?

- Урок окончен.

 

 

 


 

Предмет «Окружающий мир» 1 класс

Предмет «Окружающий мир» 1 класс

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность…

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и лягушки

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и лягушки

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами

Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой

Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой

А это что за птица прилетела к нам?

А это что за птица прилетела к нам?

И под дождём, и в холода На ветках сидя спят

И под дождём, и в холода На ветках сидя спят
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022