Предмет «Окружающий мир» 1 класс
Тема урока: «Кто такие птицы?»
Цели:
1) создать условия для формирования понятия « птицы»;
2) создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
3) создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;
4) выражать свою точку зрения по данной теме;
5) организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
личностных УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;
регулятивных УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
познавательных УУД:
1. общеучебных:
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
- умение ставить, формулировать и решать проблемы
2. информационных:
- обучение работе с разными видами информации;
- поиск и выделение необходимой информации
3. логических:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
коммуникативных УУД:
- инициативное сотрудничество;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)
Оборудование урока:
компьютер, аудиозапись «Голоса леса», презентация, аудиозапись песни «Всем нужны друзья», учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши, кормушка с кормом, костюмы птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы».
Структура (план) урока:
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Актуализация субъективного опыта.
3. Применение новых знаний.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
6. Первичное закрепление нового материала.
7. Итог урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
- Вновь звенит для нас звонок,
Начинаем наш урок.
II. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с учебником.
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
III. Этап применения новых знаний
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста. (слайд 1)
- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).
- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)
- Где вы встречали птиц?
- Что вы знаете о птицах? (слайд 2)
(Отвечают дети)
1уч-ся: Они создают красоту в природе.
2уч-ся: Они являются санитарами леса.
3уч-ся: Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
4уч-ся: Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.
- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)
1) работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник на станице 24 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? (слайд 3)
Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)
- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья) (слайд 4)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
IV. Физкультминутка – игра на внимание:
«Летает – не летает»
(хлопнуть в ладоши, если не птица)
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
аисты, вороны,
белки и коровы.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и лягушки.
На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 6)
У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток (слайд 7)– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. (слайд 8). У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 9).
- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 5).
- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. (слайд 7)
Крылья птиц разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.
- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 10)
V. Практическая работа.
Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.
(Работа в парах. На столах лежат перья.)
- Найдите и покажите
1)маховые перья,
2)контурные перья,
3)пуховые перья.
- Сравните их.
- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)
- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)
- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).
- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)
- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?
(Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).
(слайд 11)
- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)
- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 12)
VI. Объяснение новой темы (продолжение).
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (слайд 13)
Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14)
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 15)
Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.
VII. Физкультминутка.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)
Вот уж последняя стая – (все встали)
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
1) Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на странице 25.
Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 16)
2) Инсценированное выступление учащихся.
Девочка:
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
- Как называются такие птицы? (перелётные) (слайд 17)
Мальчик:
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Как называются такие птицы? (зимующие) (слайд 18,19)
- Отгадайте, что за птица прилетела к нам на урок?
Девочка:
1) На дереве сижу,
«Кар-кар» кричу.
Окраской сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Так кто же я? (ворона) (слайд 20)
Мальчик:
- Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое.
Мальчик:
- Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
- Отгадайте, что за птица?
Мальчик:
2) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут!
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
-Кто это? (снегирь) (слайд 21)
Девочка:
- Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.
Девочка:
-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
- А это что за птица прилетела к нам?
Мальчик:
3) Красный берет,
Чёрный жилет.
Все время стучу,
Деревья долблю,
Но их не калечу,
А только лечу. ( дятел) (слайд 22)
Девочка:
- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых.
Девочка:
У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.
- Отгадайте, что за птица?
Девочка:
4) С вами я давно знакома,
Я живу на крыше дома –
Длиннонога, длинноноса,
Длинношея, безголоса.
Я летаю на охоту
За лягушками к болоту. (аист) (слайд 23)
Девочка:
- Аисты не имеют голоса. Все звуки, которые издают аисты - это щёлканье клювом. В нашей стране обитают 2 вида: белый и чёрный. Гнёзда устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. Питается лягушками, ящерицами, мышами, насекомыми. Это перелётная птица.
- А это что за птица прилетела к нам?
Девочка:
5) Я непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока) (слайд 24)
Мальчик:
- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.
Мальчик:
- Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.
- А сейчас споем песенку о воробье.
(Песенка «Всем нужны друзья»)
- А это что за птица прилетела к нам?
Девочка:
7) Спиной зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица) (слайд 26)
Мальчик:
- Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне.
Мальчик:
- Синицы - многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.
Призыв к людям!
1 уч-ся:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
2 уч-ся:
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна, горсть одна
И не страшна будет им зима!
3 уч-ся:
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
4 уч-ся:
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
5 уч-ся:
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
6 уч-ся:
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
7 уч-ся:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
8 уч-ся:
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
Вместе: "Спасибо вам великое!"
- И сегодня после уроков мы с вами тоже повесим кормушку в нашем школьном дворе. (слайд 27)
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на странице 11.
- Чем различаются эти птицы?
- Чем они похожи?
- Раскрасьте птиц на рисунках.
VIII. Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы? (слайд 28)
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.
IХ. Рефлексия
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
- Выполнение какого задания вызвало затруднение?
- Ребята, какое задание выполнили без труда?
- Какое задание было самым интересным на уроке?
- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
- Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.