Урок по окружающему
природному миру
Тема: « Комнатные растения: кактус. Называние. Распознавание по внешнему виду.»
Подготовила и провела:
Гададова А.А
г. Махачкала
Цели и задачи урока:
1.Расширить представление об окружающем мире природы, о многообразии растений, их внешнем облике, способах защиты от врагов , развить у учащихся представление о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания.
2.Развить практические умения и навыки учащихся при создании заданного образа посредством пластилинографии.
3.Научить соблюдать пропорции, размеры, цвет, использовать другие материалы для придания объекту завершенности и выразительности.
4.Продолжать знакомить учащихся со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином, эстетические качества, интерес к труду.
5.Развивать наблюдательность, воображение, мелкую моторику, устную речь.
Метод обучения: Информационная лекция с элементом беседы и практическая работа
Связь с предметами: окружающий мир, ИЗО
Оборудование : компьютер, проектор
Материалы: пластилин, стеки, зубочистки, бусинки, доска для лепки или клеёнка,
картон.
Ход занятия
1. Организационная часть
( приветствие ,проверка готовности материала, инструментов к работе)
Добрый день. Я приветствую вас всех на своем уроке.
2. Актуализация знаний.
До чего забавный ёжик-
Он без ручек и без ножек,
Жил в пустыне он всегда,
Где отсутствует вода.
А теперь живёт в горшочке,
Это кто- ответь дружочек ? (кактус) правильно, - это кактус.
Сегодня у нас с вами будет необычное занятие Мы совершим путешествие , познакомим-
ся с растением пустыни , и изготовим этот цветок. Но, сначала я предлагаю послушать сказку.(выступление учащихся)
РИККИ - ХОХОЛОК
В одной жаркой пустыне родился кактусёнок, звали его Рикки. Это был веселый и добрый кактусенок. Рос он под присмотром своих тетушек -толстых кактусих. Они были ворчливые, вечно недовольные. Тетушки постоянно поучали племянника, заставляли его жить по своим правилам, ни с кем не общаться и не дружить. А Рикки нравился весь мир: теплое солнышко, голубое небо, теплый дождик, разноцветная радуга. А особенно он любил красивых пестрых бабочек, порхающих над растениями. К кактусам эти прекрасные насекомые в то время не приближались из-за острых колючек. Рикки из-за этого расстраивался и грустил.
Верным другом кактусёнка был ветер, ему нравился добрый Рикки, и он любил с ним играть. Ветерок забирался к нему в колючки и щекотал малыша. Рикки весело смеялся, чем сердил своих ворчливых тетушек, считавших недостойным такое поведение племянника.
Однажды ветер решил помочь своему другу: из дальних стран он принес семена и бросил кактусенку между иголок. И произошло чудо: у маленького кактуса на макушке вырос чудесный цветок с нежными лепестками, похожий на хохолок.
Сбылась самая заветная мечта Рикки: бабочки прилетели и сели к нему на цветок. Рикки был очень счастлив. За этот хохолок все стали звать кактусенка - Рикки-хохолок.
в то время Рикки стал взрослым кактусом и у него появились дети, и все они были с хохолками.
3. Изучение нового материала
На уроках по окружающему миру вы уже знакомились с некоторыми растениями и животными разных климатических зон.
Мне хочется познакомить вас именно с растением пустыни - кактусом (показ презентации с изображением разных видов кактусов слайд 1).
Слайд 2 Кактусы родом из Южной и Северной Америки . Встречаются в Африке, Мадагаскаре, Шри-Ланке, Средиземноморье и побережье Крыма.
Слайд 3 Растут в основном в пустынях, полупустынях, степях, влажных тропических лесах .
Слайд 4. Палящее солнце пустыни им не страшно. Всё их строение приспособлено к накоплению влаги.
Слайд 5. Корни быстро всасывают воду во время дождей и запасают её в клетках стебля.
Слайд 6. Во время длительного засушливого периода кактус пьёт свою воду. Он похож на бочку с водой .
Слайд 7 . Колючки кактуса – защита от животных , которые хотят воспользоваться их запасом кисловатой влаги. .
Слайд 8. Кактусы существуют самых разных форм и размеров.
Слайд 9. Среди них встречаются колоннообразные многометровые гиганты.
Слайд 10. Группы громадных колючих шаров.
Слайд 11. Стелющиеся по земле ветви.
Слайд 12. Колючие мохнатые кактусы, напоминающие груду камней.
Слайд 13 Кактусы- одно из любимых пищевых растений во множестве стран. Многие кактусы дают крупные , сочные плоды..
Слайд 14 Их едят сырыми, варёными, делают из них варенье, желе, компоты, тушат с мясом.
Слайд 15 Нередко кактусы используют для изготовления лекарств ими лечат кишечные заболевания, кожные, простуду, укусы змей.
Слайд 16 Ими кормят скот, изготавливают заборы, изгороди.
Слайд 17 Цветут кактусы очень красиво и разнообразно. Цветки окрашены в тёплые тона. Цветут всего одни сутки, точнее ночь, а днём вянут.
Слайд 18 Кактусы украшают во многих домах подоконники. Люди которые разводят кактусы называются « кактусистами»
4. Закрепление материала
Ребята что можно сказать об этом растении ( ответы учащихся)
Кактус — очень выносливое и неприхотливое растение. Стебель у кактуса толстый и имеет разную форму: округлую, овальную. На кактусе много колючек - это видоизмененные листики.
Как вы думаете, почему стебель у кактусов толстый, а листики в виде иголочек?
Ответы учащихся
- Чтобы их не съели животные, это средство защиты.
5. Практическая работа.
Кактус можно изготовить из разных материалов – сшить из ткани, склеить из бумаги, вырезать из поролона, сплести из бисера и т.д.
. Чтобы узнать из какого материала будите делать вы, необходимо отгадать загадку.
–Лепить его не сложно,
Он мягкий и цветной.
На вкус его ребята пробуют порой.
Но, только на солнце он попадает,
Он так же как свечка медленно тает. ( ответ: пластилин )
Сегодня , ребята, мы будем использовать в работе пластилин, бусинки ,горох, картон.
На уроках мы уже работали с пластилином и вы освоили разные приёмы давайте их назовём:
ответы детей -- основные приёмы - (скатывание , раскатывание, сплющивание , размазывание, лепка вытягиванием.)
Познакомились с некоторыми технологиями:
На доске вы видите ребус , попробуйте его разгадать.
И
Платок стул виноград флаг И яблоко
. . . ,,, . . и . , . . . . . . , . , , , . , , , , ,
Ответ ---------- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Ребята как вы думаете что это за технология? (ответы детей)
Пластилинография- это вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых обьёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Эту технологию мы будем сегодня использовать в работе.
6. Физкульт минутка
Чтобы приступить к работе мы должны подготовить пальчики рук. Я предлагаю провести небольшую разминку:
Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем,
Вверх рука и вниз рука,
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки, помахали, покрутили и к работе приступили.
7.Правила техники безопасности
В процессе выполнения работы необходимо соблюдать правила техники безопасности:
(назовите их)
1. перед работой постелить клеёнку
2 во время работы стекой не крутиться, не махаться.
3 следить ,чтобы пластилин не падал на пол и одежду.
4. грязными руками не трогать лицо.
5 .по окончании работы сложить пластилин ,вытереть руки и стол.
8. Практическая часть
Вводный инструктаж:
Технология изготовления
1. Нарисовать карандашом контур горшочка в нижней части картона и округлый стебель кактуса близко к верхней части горшочка, из которого он будет «расти».
2. Из пластилина яркого цвета скатать тонкие жгутики, по готовому контуру выложить ими силуэт горшочка.
3. Затем заполнить пластилином пространство внутри силуэта, размазывая пластилин от середины к краям контура.
4. Сгладить поверхность горшочка, чтобы она стала ровной, однородной.
5. Из зеленого пластилина раскатать шарик, положить его в середину нарисованного контура кактуса, слегка прижать к поверхности основы так, чтобы внешняя сторона кактуса сохранила округлость. Размазать пластилин от середины к краям нарисованного контура.
6. Половинками зубочисток оформить поверхность кактуса, втыкая их в пластилин, так, чтобы острый кончик зубочистки остался снаружи. На одну из «иголочек» кактуса надеть искусственный цветок или сделать из бумаги, пластилина
7. На горшочке сделать узор из разноцветных бусинок, слегка вдавливая их в пластилин.
Текущий инструктаж :
Обход учащихся (оказание помощи с повторным объяснением )
Заключительный инструктаж:
В конце занятия предлагаю все работы выставить и оценить . Прибрать рабочее место.
9.Рефлексия.
Ребята давайте подведём итог нашего урока :
Что нового и интересного узнали вы на уроке.
.Какую технологию использовали в работе?
Вам понравился урок?.
На столе лежат смайлики ,если урок понравился поднимите смайлик
В заключении нашего урока предлагаю послушать песенку про кактус.
10. Домашнее задание:
Сделать кактус другой формы.
Всем спасибо за урок!
Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой
___________ Амирханов А.А.
Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.