Урок по ОЗМ "Птицы - наши друзья!"

  • doc
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок ОЗМ Птицы друзья.doc

Сценарий интегрированного урока

Учитель-сурдопедагог – Моисеева Раиса Ивановна

Предмет – ознакомление с окружающим  миром, трудовое обучение

Тема – «Птицы – наши друзья»

Время реализации урока – 40 минут

Дата проведения урока – январь 2007 г.

Класс – третий

Цель: закрепление общих представлений о птицах средней полосы России.

Задачи:

1.     расширять и активизировать словарь детей по теме «Птицы»,

2.     развивать связную речь, умение составлять предложения, поддерживать диалог с учителем, формирование умение сообщать о выполненном действии;

3.     развивать мелкую моторику пальцев рук; закрепить  приём обрывания;

4.     формирование умения определять форму частей тела птицы с целью точного выполнения задания учителя;

5.     формировать произвольность поведения на уроке; выработку  навыка работать  по образцу;

6.     развивать внимание, память, целостное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность.

 

Оборудование:

иллюстрации птиц сибирского региона: воробей, сорока, ворона, голубь, кукушка. Игрушки, изображающие птиц. Изготовленные учителем образцы птиц:  сороки, воробья, вороны, голубя, кукушки методом обрывания. Цветная бумага, клей ПВА, салфетки, цветной картон, экран, аудиоматериал с голосами выше указанных птиц, фотоальбом «Птицы нашего леса», шапочки-маски изображающие птиц, сундучок, бубен.

 

Слуховой словарь:

чирикает, кукует, трещит, воркует, каркает, оперение, громко, надрывно, грубо.

 

Оформление класса:

у окна стоят  два дерева: берёза и тополь. (на крестовину со стержнем прикреплена  «крона» - лист из ватмана) На «кроне» расположены птицы разной величины, формы из цветной бумаги. (образцы, сделанные учителем) Дети в нарядной форме.

 

План урока:

I.                   Речевая  зарядка………………………………………………..3 минуты

II.                Вопросы и ответы……………………………………………....3 минуты

III.             Знакомство с темой урока………………………………………3 минуты

IV.            Представление материала………………………………………5 минут

V.               Динамическая пауза……………………………………………..3 минуты

VI.            Речевое сопровождение действий……………………………...15 минут

VII.         Игровая разминка………………………………………………...3 минуты

VIII.      Анализ урока……………………………………………………..3 минуты

IX.            Задание на дом………………………………………………… ..2 минуты

 

Ход урока

Речь и действия учителя

Речь и действия учащихся

I. Речевая зарядка 3 М

Речевая зарядка выполняется с элементами фонетической ритмики, организована в игровой форме, по методике Т.К. Королевской, А.Н. Пфаренродт.

Учитель обыгрывает момент появления в классе сундучка. Почтальон доставляет посылку для детей, в которой находится сундучок. Достаёт  из сундучка шапочки-маски, раздаёт детям.  Под звуки музыки «Времена года» А. Вивальди, дети выполняют плавные движения: «Полёт птиц», ориентируясь на образец, данный учителем

Перед учениками «волшебный сундучок». Речевой образец учителя за экраном:

А ____

 

 

 

Учащиеся пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, стоят в кругу у доски, воспринимают речевой материал, данный учителем, на слуховой основе

Вместе с учителем: А___

Самостоятельно: А___

Далее аналогично:

ТА__

ТАМ__

О__

ТО__

ЧТО?

- ЧТО ТАМ?

Материал воспринимают на слуховой основе, ориентируются на образец учителя

- Что там?

-  Что  там? – хором

- Спроси, Олеся

- Что там? – спрашивает и заглядывает в сундучок

- Спроси, Женя

- Что там? – тоже заглядывает в сундучок. – Птицы!

-Птички!

- Да. Там птицы.

 - Какие это птицы?

Учитель раздаёт детям игрушки, предлагает изобразить, какие звуки издают птицы, предлагает занять места.

- Сядьте. Наденьте наушник

 - Как вы меня слышите?

Перечисляют птиц, находящихся в сундучке, перечисляют их. Дети получают из рук учителя птиц, которых педагог достаёт из сундучка,  изображают голоса птиц, занимают места, надевают наушники, слушают учителя

 -Я слышу вас хорошо

II. Вопросы, ответы на вопросы 3 М

Учитель начинает урок. Диалог ведёт за экраном.

 - Доброе утро, дети!

 - Птицы – наши друзья

 - Кукушка кукушонку купила капюшон

 - Воробьишко в сером армячишке

 - Кормушка для птиц

 - Как кричит воробей?

 - Как кричит кукушка?

 - Как кричит сорока?

 - Как кричит голубь?

 - Как  кричит ворона?

- Я сел

- Я надел наушники

- Я готова слушать вас

Далее поддерживают диалог, воспринимают речевую информацию на слуховой основе, правильно проговаривая  весь речевой материал, данный учителем

 - Воробей чирикает: «Чик-чирик»

 - Кукушка кукует: «Ку-ку, ку-ку»

 - Сорока трещит: «Тр-тр-тр»

 - Голубь воркует: «Вр-вр-вр»

 - Ворона каркает: «Кар-кар-кар»

Учитель обращает внимание детей на птиц, которые расположены на деревьях.

 

 - У кого воробей?

 - У кого сорока?

 - У кого ворона?

 - У кого голубь?

 - У кого кукушка?

 

 Дети по очереди называют птиц, сравнивают птицу-игрушку с образцом.

- У меня воробей

- У меня сорока

- У меня ворона

 - У меня голубь

 - У меня кукушка

 

III. Знакомство с темой урока 3М

 - Сегодня мы будем делать птиц методом обрывания. Посмотрите, я беру кусочек цветной бумаги, делаю небольшие надрывы. Обрываю бумагу  маленькими кусочками. Работают три пальца обеих рук: указательные, средние и большие. По ходу работы проговариваю свои действия:

«Туловище – овальной формы, хвост – треугольной формы, крыло тоже треугольной формы»

 

Дети внимательно слушают объяснение, смотрят показ выполнения работы, затем самостоятельно приступают к работе, по ходу которой вступают в диалог с учителем

 - Выберите, какая птица вам больше нравится?

Дети отвечают на поставленные вопросы

- Почему тебе нравиться эта птица?

 - Потому что она красивая

- Какой у неё хвост?

 

- Хвост у моей птицы длинный, чёрный

 

- Какое у твоей птицы оперение?

 - Оперение у моей птицы красивое

- Какой формы клюв?

 

 - Клюв у моей птицы треугольной формы

- Как кричит твоя птица?

 

 - Моя птица кричит громко

 - Моя птица кричит надрывно

 - Моя птица кричит грубо

 - Моя птица воркует

 - Моя птица кукует

 - Моя птица каркает

 - Моя птица чирикает

 - Моя птица трещит

IV. Представление материала 5 М

 

Учитель представляет детям весь наглядный материал с целью опоры в процессе работы. Обращает внимание детей на  качество выполнения работы, правильное пользование кистью и клеем. Оказывает посильную помощь в работе нуждающимся детям, активизирует на речевые высказывания

 

Дети приступают к выполнению работы. В словесной форме обращаются к учитель:

 -  «Помогите, пожалуйста», «Подойдите ко мне»,

- «Я не могу выполнить»

V. Динамическая пауза 3М

Предлагает всем детям  встать и подойти к столу учителя

 

На просьбу учителя, дети подходят к столу, слушают учителя

- Ребята, сейчас мы поиграем. Давайте посмотрим, что ещё есть в нашем волшебном сундучке?

Учитель организует игру: «День и ночь»

 

Дети достают из сундучка бубен.

По считалке «Чили, чили, воробей, клюй, клюй конопель!» выбирают сову, остальные – воробьи. В роли совы, попеременно выступают три ребёнка

VI. Речевое сопровождение действий 15 М

Далее учитель предлагает всем занять свои места и продолжить работу

Дети отвечают по ходу работы на поставленные учителем вопросы

 - Каким цветом у твоей птички будут крылья?

 - Почему?

- Коричневым

- Потому что это воробей

- Что ты сейчас делаешь?

 - Что это будет?

- Я обрываю бумагу

 - Это будет хвостик

- Как ты будешь делать голову птицы?

 - Почему?

- Я буду обрывать бумагу

 - Потому что у птицы голова круглая

 

- Чем питается твоя птица?

- Зёрнами, хлебными крошками, плодами деревьев

- Почему ты делаешь эту птицу?

 - Как ты помогаешь птицам зимой?

- Потому что она мне нравится

 - Я с папой сделал кормушку для птиц, из бутылки.

 

- Чем ты кормишь птиц?

- Семечками, хлебными крошками

Организует диалог между детьми

- Спроси у товарища, какую птицу

он делает?

- Какую птицу ты делаешь?

По мере выполнения работы, учитель предлагает справившимся с работой ученикам для просмотра альбом «Птицы нашего леса»

Поддерживают диалог с помощью учителя

 

 - Я делаю воробья

 

 

VII. Игровая речевая разминка 3М

Учитель предлагает детям взять игрушки-свистульки, изображающие птиц и подойти к столу

Под звуки бубна, дети с птичками в руках бегают по классу, имитируя с помощью игрушки-свистульки крики птиц. На громкий удар бубна останавливаются, кружатся на месте. Повторяют три раза

Учитель предлагает всем детям разместить своих птиц на деревьях, в процессе чего дети закрепляет названия птиц и названия деревьев. Предлагает детям достать  из сундучка речевые фольклорные карточки

- Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)

 - Мать, отца не знаю, но часто называю, детей знать не буду, чужим сбуду. (кукушка)

 - Что с земли легко поднимешь, а далеко не закинешь? (пух, перо)

 - Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)

 - Дома, дома воробей, дома, дома молодой! Ничего не говорит -  головушка болит, право плечико щемит.

 - Перепёлка перепелят прятала от ребят

 

VIII. Анализ урока 

- Чем вы занимались на уроке?

Дети отвечают на поставленные вопросы, если испытывают затруднения берут помощь учителя, ориентируются на заранее заготовленные ответы на речевых карточках

 

 

Рефлексия деятельности.

Дети самостоятельно оценивают свой труд

- Каких птиц вы сделали?

- В какие игры играли?

- Рабочее место оставили в порядке?

- На каких деревьях сидят ваши птицы?

 - Из чего вы делали птиц?

- Где лежали игрушки?

 - Какую бумагу надо взять, ребята?

 - Поднимите руку, кто устал сегодня на уроке?

- Какую оценку вы поставите себе за работу?

- Все сегодня справились с заданием, молодцы!

Учитель ставит оценки в дневники

IX. Задание на дом 2М

Учитель предлагает перечень литературы, который позволит дать детям представления о многообразии видов птиц, различия в их образе жизни, среде обитания; пробудит интерес к слову и к книге как носителю информации

- Ребята, я предлагаю вам сходить в библиотеку с родителями, подобрать  книги:

Дети внимательно слушают, воспринимают информацию, записывают задание в дневник

  В. Бианки. «Чей нас лучше?», «Кто чем поёт?», «Кукушонок», «Сова», «Синичкин календарь», «Подкидыш»

   - Ребята, я предлагаю вам с воспитателем Ольгой Алексеевной закончить работу над альбомом: «Птицы – наши друзья». Своими работами украсьте альбом.

 - Тема нашего следующего урока: «Голоса птиц в природе»

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Зыкова Т. С. Виды работы на уроках предметно-практической деятельности // Дефектология. – 1970 - № 4.

2.     Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.

3.     Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644 с.

4.     Энциклопедия для детей.  Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед ред. Г.Е. Вильчик.  -   М.: - Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.

5.     Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 с.

6.     Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

Олеся М., 10 л. «Воробей»

 

Евгений П., 10 л. «Сорока»

 

Алексей К., 11 л. «Синица»