Тема: «Рыбы»
Цель: создать условия для формирования конкретных представлений о рыбах.
Задачи:
- организовать ситуацию по изучению особенностей внешнего строения рыб, помогающих приспособиться к жизни в воде;
- создать условия для установления взаимосвязи между растениями и животными водоёмов;
- создать ситуацию для формирования у
учащихся умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы;
-организовать ситуацию для развития оценочной самостоятельности учащихся;
- содействовать воспитанию желания поддерживать чистоту воды в водоёмах.
Оборудование: рисунки, схемы, таблицы, глобус.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начался урок!
- Наш урок по курсу «Человек и мир» я хочу начать со слов знаменитой песни Владимира Шаинского «Улыбка».
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
- Поделитесь улыбкой друг с другом. Подарите улыбку присутствующим гостям.
Подарить улыбку людям – значить приумножить количество добра, сделать шажок к гармонии всего живого на земле. Ведь окружающий мир достоин нашего внимания и нашей любви. Именно поэтому мы изучаем его.
- Сегодня мы с вами отправимся в исследовательскую экспедицию.
-Как же будет называться наше судно?
- На прошлом уроке вы познакомились с темой «Насекомые. Бабочки».
II. Проверка домашнего задания
- Какое задание было на дом?
- Посмотрим «Калейдоскоп бабочек», послушаем, подготовленные о них сообщения.
- Мы должны получить документы – разрешения на отплытие нашей экспедиции. Два урока вы работали над темой «Насекомые», много узнали интересного, и сейчас проверим, как вы усвоили эту тему.
- Возьмите листочки. Я буду читать утверждения, а вы их внимательно слушать. Если согласны с утверждением, под номером поставьте знак «+», если не согласны – « - ».
Тест по теме «Насекомые»
1.
У насекомых 6 ног. (+)
2. Все насекомые умеют летать (-)
3. Паук – это насекомое. (-)
4. Гусеница относится к группе насекомых. (+)
5. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (-)
6. Бабочки бывают перелётными, как птицы. (+)
7. В пчелином улье каждая пчела имеет свою «профессию». (+)
8. Закрасьте брюшко муравья жёлтым цветом, голову – красным, грудь – синим.
(Самопроверка)
- Оцените свою работу.
III. Сообщение темы и целей урока
- Посмотрите на глобус и скажите, что на нём обозначено голубым цветом?
- Вода, все моря, океаны и реки нашей планеты занимают в 2 раза больше места, чем суша. Но не слишком ли много на свете воды?
-Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзала. Солнце за лето греет Мировой океан, зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт Земле тепло. Без него на Земле наступили бы такие жестокие морозы, что погибло бы всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля.
- Давайте определим, какова тема нашей экспедиции во время экспедиции?
Групповая работа.
- Вам предложен набор слов. А ваша задача - составить пословицы и объяснить их смысл.
Рыба в реке – не в руке.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду влезть.
- Вот видите ребята, только трудом можно чего-то добиться.
- Обратите внимание на пословицы и скажите, какое слово есть в каждой из них?
(Рыба)
- Я предлагаю вам «окунуться» в этот загадочный подводный мир, основная часть которого населена самой древней разнообразной группой позвоночных животных – рыбами. Возникнув около 440 миллионов лет назад, они образовали множество видов и расселились по всем водоёмам. Именно этим жителям планеты и будет посвящена тема нашей экспедиции.
- В набранной команде есть врач, 2 зоолога, 2 эколога, а остальные ихтиологи.
(Учёные, занимающиеся изучением рыб.)
- Какова наша цель, чем мы будем заниматься во время экспедиции?
- Будем вести разговор о рыбах, о их разновидностях, об особенностях их образа жизни. О том, какова их роль в жизни человека и подумаем, как человек может помочь в сохранении видов рыб.
IV. Актуализация знаний
- Итак, корабль отходит от причала. А мы вспомним то, что знаем об этих животных.
-Рыбы очень хорошо приспособлены к жизни в воде. Давайте выясним, почему рыбам так хорошо в воде?
- Слово ихтиологам. Прочитайте слова, написанные на доске. Соотнесите эти слова с рыбой.
Чешуя, плавники, хвост, тело, жабры.
( Тело рыбы покрыто чешуёй. Это помогает рыбам рассекать воду.
Плавают с помощью плавников и хвоста. При этом хвост служит рулём.
Дышат жабрами. Чем дышат рыбы? Кислородом. Откуда поступает кислород в воду? Вода, соприкасаясь с воздухом, растворяет в себе кислород. Тело рыбы имеет обтекаемую форму, вытянуто и сжато с боков.)
- Однажды я пыталась держать в руках живую рыбу, и мне делать это было трудно, как вы думаете, почему?
(Тело рыбы покрыто слизью. Чешуя и слизь защищают рыбу от бактерий.)
V. Знакомство с новой темой
- И так, вы уже много знаете о рыбах, чем же похожи все рыбы?
РЫБЫ = живут в воде + скользкая чешуя + плавники (хвост) + жабры.
- Есть ли такое сочетание признаков у каких-нибудь других животных?
Физкультминутка
Рыбки весело резвятся,
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- А можно ли сказать, что все рыбы похожи друг на друга?
- Посмотрите в иллюминатор, это такое окошко на корабле. Вы видите разнообразие рыб. Ребята, по каким признакам рыбы отличаются друг от друга?
1. По форме тела
2. По размерам
3. По цвету (окраска)
4. По среде обитания
- Рыбы ещё различаются по среде обитания. Одни из них живут в пресных водах
( это реки и озёра), другие - в горько-солёных (это моря и океаны).
- Проведём линии сравнения рыб: скат и окунь.
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ
скат |
размер крупный мелкий |
окунь |
|
форма тела плоская вытянутая и сжатая по бокам |
|
|
окраска коричневая зеленоватая |
|
|
среда обитания пресные воды горько-солёные воды |
|
Сообщение зоолога
- Очень разнообразны по внешнему виду животные группы рыб. Они бывают и крошечные, которых вы можете увидеть в аквариумах, и огромные, как китовая акула, длиной до 18 м и массой, равной шести слонам.
- А каких рыб, обитающих в водоёмах Беларуси, вы знаете? (узнать по картинкам)
Сообщение эколога
- В Беларуси есть водоёмы, где рыбы очень много. Это Браславские и Лепельские озёра, реки Припять и Березина.
- Самой распространённой рыбой в наших водоёмах является плотва. Эти небольшие рыбки живут стаями, питаются личинками насекомых, червями и водорослями (растениями, растущими в воде). А вот сама плотва служит пищей не только водоплавающим птицам, аистам и цаплям, но ещё и хищной рыбе.
- Вот вам загадка. О какой хищной рыбе здесь идёт речь? (О щуке)
- Как вы понимаете слово малёк? (Маленькая рыбка)
Сообщение зоолога
- Самка (рыба-мама) мечет большое количество икры, которое оседает на дно и превращается в личинку. А из личинки выходит малёк, у которого уже имеются плавники и чешуя. Из малька вырастает рыба.
- Внимание! Приступаем к выполнению исследовательской задачи нашей экспедиции. Найдите рисунок щуки в учебнике, исследуйте её и определите, что является средством маскировки у этого хищника?
(Обратите внимание на то, что живот светлее, а спинка темнее – это средство маскировки: при взгляде снизу светлый живот рыбы сливается с небом, а если смотреть сверху, тёмная спинка сливается с дном.)
VI. Работа в парах
- Самостоятельно прочитайте первый абзац текста «Щука».
-Расскажите друг другу в парах, что вы запомнили про щуку.
Слово экологам
(Щука – санитар водоёмов. Если уничтожить всех щук, будет много больных жителей водоёма, что приведёт к распространению заболеваний и уменьшению численности животных.)
-Какие рыбы обитают в морях и океанах?
(Акула, рыба-пила, рыба-молот)
- Сейчас мы познакомимся с рекордами в мире рыб.
Слово зоологам
Самая большая рыба – китовая акула, достигает 20 м в длину и весит свыше 40 тонн.
Самая маленькая рыба – бычок-пигмей, его длина 11 мм, а вес 5 мг.
Рыба, плавающая быстрее всех, - рыба-меч. Развивает скорость до 130 км в час.
Рыба-долгожитель - белуга. Живёт до 100 лет.
Самая плодовитая рыба – рыба – луна, вымётывает около 300 миллионов икринок. Если бы можно было сложить их рядом, то получилась бы цепочка длиной 300 км.
VII. Работа в группах
– Получена телефонограмма, в которой идёт речь о связях, существующих между растениями, животными и человеком.
- Первой группе необходимо выбрать правильный вариант этой связи.
Водоросли – плотва - щука – человек.
Плотва – водоросли – щука – человек.
Водоросли – щука – плотва – человек.
- Второй группе – расположить данные слова так, чтобы была видна эта связь.
(Водоросли, человек, щука, плотва)
- Третьей группе необходимо дополнить недостающие слова.
Водоросли - п…… - щ..… - человек
- Какая связь у вас получилась? (Водоросли – плотва - щука – человек.)
- Всех членов экспедиции приглашаем на обед.
Игра «Полезно – неполезно»
- Из предложенных картинок выберите те продукты, которые необходимо употреблять каждому человеку (колбаса, рыба, печенье).
Сообщение врача
- Рыба, особенно морская – это порой единственный источник поступления в организм человека полезных веществ: таких как фосфор, который улучшает работу мозга и необходим для укрепления костной системы, а также рыбий жир, содержащий витамин D, особенно нужный детскому растущему организму. Рыбные блюда богаты белком и легко усваиваются.
- Поэтому рыбу надо есть, но количество морских животных, морской и речной рыбы быстро уменьшается. Почему?
- Всем членам экспедиции предлагается обсудить причины уничтожения рыбных богатств. Для этого приступаем к решению ситуаций.
VIII. Решение ситуаций
- Ученики, возвращаясь со школы, набрали в руки палки, камни, и всё это начали бросать в водоём. Как вы оцениваете их поступок?
- Проходя мимо озера, я увидела, что дружная семья на берегу моет свой автомобиль. Что бы вы им посоветовали?
- Иногда в газетах, по радио и телевидению проходит информация о том, что на озере найдено много погибшей рыбы. Как вы думаете, что могло послужить причиной гибели рыбы?
- Человек должен заботиться о чистоте водоёмов, т.к. это главное условие для жизни рыб. И сейчас в группах я предлагаю вам поработать над вопросом «Как сохранить чистоту водоёмов?»
- Справа записаны предложения. Одни из них указывают на способы сохранения чистоты водоёмов, а другие нет. Вам необходимо выбрать те, благодаря которым водоёмы будут чистыми
![]() |
Не бросать мусор.
Не мыть машины.
Строить фермы на берегах водоёмов.
Не вырубать деревья по берегам реки.
Оставлять мусор после пикника.
Не выбрасывать неочищенную воду.
Не допускать попадания ядохимикатов.
Строить очистные сооружения.
Выступление экологов
1) Рыбаки должны помнить о том, что нельзя ловить рыбу сетями и рыбачить во время нереста (время размножения рыб).
2) Приятное сообщение. В результате принятых мер по охране природных ресурсов, количество рыбы ряпушки возросло и она исключена из Красной книги Республики Беларусь.
Вывод нашей исследовательской экспедиции: Мы бережно должны относиться к богатствам природы! Лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.
IX. Проверочная работа. (Тест по теме «Рыбы»)
- Подготовим отчёт о нашей экспедиции. Выполним тест.
Тест
1. Где живут рыбы?
а) в лесу
б) в поле
в) в воде
2. Чем покрыто тело рыбы?
а) шерстью
б) чешуёй и слизью
в) перьями
3. Что необходимо выполнять для охраны рыбы?
а) соблюдать чистоту водоёмов
б) рыбачить во время нереста
в) ловить рыбу сетями
X. Подведение итогов
- Экспедиция подошла к концу, корабль вернулся в порт.
- Что нового узнали в ходе экспедиции?
XI. Задание на дом
- Прочитать текст о рыбах, ответить на вопросы.
XII. Рефлексия
- А сейчас подумайте, довольны вы своей работой на уроке. Оцените настроение, с которым покидаете урок.
- Ребята, вы маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту окружающей нас природы, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить своим детям.
Тест по теме «Насекомые»
Тест по теме «Насекомые»
Тест по теме «Насекомые»
Тест по теме «Насекомые»
Тест по теме «Насекомые»
Тест по теме «Насекомые»
Чешуя, плавники, хвост, тело, жабры.
1группа
Выбрать правильный вариант этой связи.
Водоросли – плотва - щука – человек .
Плотва – водоросли – щука – человек.
Водоросли – щука – плотва – человек.
2 группа
Расположить данные слова так, чтобы была видна связь.
(Водоросли, человек, щука, плотва)
_____________________________________________________
3 группа
Дополнить недостающие слова.
Водоросли - п……….. - щ..……. - человек
Сообщение зоолога
Очень разнообразны по внешнему виду животные группы рыб. Они бывают и крошечные, которых вы можете увидеть в аквариумах, и огромные, как китовая акула, длиной до 18 м и массой, равной шести слонам.
Сообщение эколога
В Беларуси есть водоёмы, где рыбы очень много. Это Браславские и Лепельские озёра, реки Припять и Березина.
Самой распространённой рыбой в наших водоёмах является плотва. Эти небольшие рыбки живут стаями, питаются личинками насекомых, червями и водорослями (растениями, растущими в воде). А вот сама плотва служит пищей не только водоплавающим птицам, аистам и цаплям, но ещё и хищной рыбе.
Сообщение зоолога
Самка (рыба-мама) мечет большое количество икры, которое оседает на дно и превращается в личинку. А из личинки выходит малёк, у которого уже имеются плавники и чешуя. Из малька вырастает рыба.
Слово экологам
(Щука – санитар водоёмов. Если уничтожить всех щук, будет много больных жителей водоёма, что приведёт к распространению заболеваний и уменьшению численности животных.)
Слово зоологам
Самая большая рыба – китовая акула, достигает 20 м в длину и весит свыше 40 тонн.
Самая маленькая рыба – бычок-пигмей, его длина 11 мм, а вес 5 мг.
Рыба, плавающая быстрее всех, - рыба-меч. Развивает скорость до 130 км в час.
Рыба-долгожитель - белуга. Живёт до 100 лет.
Самая плодовитая рыба – рыба – луна, вымётывает около 300 миллионов икринок. Если бы можно было сложить их рядом, то получилась бы цепочка длиной 300 км.
Сообщение врача
- Рыба, особенно морская – это порой единственный источник поступления в организм человека полезных веществ: таких как фосфор, который улучшает работу мозга и необходим для укрепления костной системы, а также рыбий жир, содержащий витамин D, особенно нужный детскому растущему организму. Рыбные блюда богаты белком и легко усваиваются.
Выступление экологов
1) Рыбаки должны помнить о том, что нельзя ловить рыбу сетями и рыбачить во время нереста (время размножения рыб).
2) Приятное сообщение. В результате принятых мер по охране природных ресурсов, количество рыбы ряпушки возросло и она исключена из Красной книги Республики Беларусь.
Рыба в реке – не в руке.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду влезть.
Тест
1. Где живут рыбы?
а) в лесу
б) в поле
в) в воде
2. Чем покрыто тело рыбы?
а) шерстью
б) чешуёй и слизью
в) перьями
3. Что необходимо выполнять для охраны рыбы?
а) соблюдать чистоту водоёмов
б) рыбачить во время нереста
в) ловить рыбу сетями
Тест
1. Где живут рыбы?
а) в лесу
б) в поле
в) в воде
2. Чем покрыто тело рыбы?
а) шерстью
б) чешуёй и слизью
в) перьями
3. Что необходимо выполнять для охраны рыбы?
а) соблюдать чистоту водоёмов
б) рыбачить во время нереста
в) ловить рыбу сетями
Тест
1. Где живут рыбы?
а) в лесу
б) в поле
в) в воде
2. Чем покрыто тело рыбы?
а) шерстью
б) чешуёй и слизью
в) перьями
3. Что необходимо выполнять для охраны рыбы?
а) соблюдать чистоту водоёмов
б) рыбачить во время нереста
в) ловить рыбу сетями
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ
скат |
размер крупный мелкий |
окунь |
|
форма тела плоская вытянутая и сжатая по бокам |
|
|
окраска коричневая зеленоватая |
|
|
среда обитания пресные воды горько-солёные воды |
|
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ
скат |
размер крупный мелкий |
окунь |
|
форма тела плоская вытянутая и сжатая по бокам |
|
|
окраска коричневая зеленоватая |
|
|
среда обитания пресные воды горько-солёные воды |
|
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ
скат |
размер крупный мелкий |
окунь |
|
форма тела плоская вытянутая и сжатая по бокам |
|
|
окраска коричневая зеленоватая |
|
|
среда обитания пресные воды горько-солёные воды |
|
1. Не бросать мусор.
2. Не мыть машины.
3. Строить фермы на берегах водоёмов.
4. Не вырубать деревья по берегам реки.
5. Оставлять мусор после пикника.
6. Не выбрасывать неочищенную воду.
7. Не допускать попадания ядохимикатов.
8. Строить очистные сооружения.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.