Технологическая карта урока по предмету «Мир природы и человека» в 1 классе
Ф.И.О педагога Матушкина Светлана Евариевна
Должность учитель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5 города Глазова Удмуртской Республики»
Образовательная область урок
Тема «Дикие животные».
Программа: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Подготовительный класс, 1 – 4 классы», под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой, М., «Просвещение», 2013г.
Планируемые результаты
Цель:1. Актуализировать знания обучающихся о диких животных,
2. Формировать знания о жилищах диких животных зимой,
ü Формирование познавательных БУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования, развитие слухового внимания и восприятия.
ü Формирование регулятивных БУД: умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебной задачей, умение организовывать свою познавательную деятельность в паре, индивидуально, контролировать процесс и результаты одноклассников и своей деятельности, оценивать свою и коллективную работу.
ü Формирование личностных БУД: сформировать интерес к предмету; формировать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность; развивать познавательную активность.
ü Формирование коммуникативных БУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, формировать умение аргументировать свою точку зрения, формировать умение договариваться, находить общее решение. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник «Мир природы и человека». Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, иллюстративный материал: зрительная гимнастика «Снежинка», смайлики веселый и грустный для каждого ученика, снежинка на ладошке для дыхательной гимнастики, макеты ёлочек, резиновые игрушки диких животных, звуковая книжка «Шумный лес», сезонное дерево, опорные таблицы «Признаки зимы», дорожки зимы, камушки МАРБЛС, пазлы «Дикие животные», игра «Найди жилище», игра «Чья тень?», игра «Найди хвост», презентация «Жилища и питание диких животных», картинки-половинки диких животных, опорные карточки – дом и столовые приборы
Этапы занятия |
Содержание |
Примечание |
|||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
||||
Орг. момент Эмоциональный настрой метод хохочущих фотографий. Автор данного метода- психолог Алексей Чалый 1,5 мин
Мотивационный этап
|
Учитель настраивает детей на урок: -Внимание на экран. У кого, такое же настроение, как у этих ребят, похлопайте в ладоши. Я рада, что у многих из вас на лицах улыбки, а улыбка- это залог большого успеха. Надеюсь, что каждый из вас стремится к успеху. А тот, кто стремится, то обязательно получится. |
Настрой на рабочий лад
|
Экран |
||||
Введение в тему занятия Чистоговорка о зиме 1,5 мин |
-Назовите время года -Что происходит зимой? (признаки зимы) Чистоговорка о зиме: -Ма-ма-ма-ма-к нам пришла зима. -Ой-ой-ой-ой-холодно зимой. -Ло-ло-ло-ло-всё кругом белым бело! |
Ответы учеников фронтально Ученики проговаривают за учителем чистоговорку о зиме |
Сезонное дерево Опорные таблицы «Признаки зимы»
|
||||
Упражнения из кинезеологии
|
-Давайте подготовимся к зимнему путешествию: Упражнения «Колечки», «Стульчик», «Столик»
|
Ученики выполняют упражнения по показу учителя
|
Активизировать работу мозга, обеспечить межполушарное взаимодействие, установить межполушарные связи |
||||
Актуализация знаний
Игра «Чья тень?»
2,5 мин |
Для начала нам необходимо определить объект, который нам поможет раскрыть тайны зимнего леса. В этом нам поможет игра «Чья тень?» (Приложение1).
|
Ученики определяют по тени диких животных Задание выполняют фронтально |
Презентация, «Чья тень?» 2 вариант накладывают МАРБЛС на угаданное животное |
||||
Постановка целей урока. 5 мин |
-Как их можно назвать одним словом? -О ком мы сегодня будем говорить? Дикие животные С человеком не живут, Постоянной помощи От него не ждут. Сами пищу добывают Сами деток охраняют, Строят прочное жильё И природное житьё.
- Сегодня мы раскроем главную тайну зимнего леса- где живут дикие животные зимой, а также вспомним как выглядит каждое животное и какие звуки они издают. И в этом большом лесу каждое животное имеет свой дом, свой уголок, свое жилище. Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья. Как вы думаете, для чего нужен животным дом? (Чтоб защищаться от врагов, чтоб спать ночью, чтоб расти детенышей)
|
Рассуждения индивидуально, ответы обучающихся |
На доске опорные карточки – дом и столовые приборы (Приложение2)
|
||||
Пальчиковая гимнастика 2 мин |
-Ну а теперь прямо сейчас отправимся в путь по дорожкам зимы. Дорожка довела нас до леса. Сегодня мы попытаемся раскрыть тайны зимнего леса. |
Дети выкладывают камушки МАРБЛС по дорожкам зимы |
|
||||
Изучение нового материала 12 мин
Дыхательная гимнастика
Фронтальная работа ВОЛК
ЗАЯЦ Физминутка «Зайчик»
МЕДВЕДЬ
Воспитательный момент о любви к животным и природе
|
-Вот мы очутились в зимнем лесу. Сияло яркое солнышко. Кругом стояла тишина. Только тихо падал и ложился на землю белый пушистый снег. Какая красота. Упражнение «Сдуй снежинку»
1) Упражнение «Слушай звуки» (ВОЛК) 2) Игра «Найди хвост» 3) Внешний вид волка 4) Жилище волка-ЛОГОВО (предположения уч-ся) А вот волк живет в логове. Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.
5) Упражнение «Слушай звуки» (ЗАЯЦ) 6) Песенка-игра «Зайчик беленький сидит…» 7) Внешний вид зайца 8) Жилище зайца-НЕТ (предположения уч-ся) Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. -Есть животные, которых мы зимой не услышим, если их никто не разбудит. 9) Упражнение «Слушай звуки» (МЕДВЕДЬ) 10) Внешний вид медведя 11) Жилище медведя-БЕРЛОГА (предположения уч-ся) За несколько дней до залегания в спячку косолапый обустраивает свою берлогу, укладывая на «пол» мох, траву, кору деревьев, а сверху маскирует ветками и меленькими деревцами. Вывод :-Одинаковые ли жилища у диких животных? Оценивание обучающихся - Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? (Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.) - А как люди должны вести себя в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, мусорить, надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять. Лес- это дом для растений и животных) |
Дети слушают учителя
Ученики выполняют дыхательную гимнастику
Обучающиеся определяют звуки животных, составляют рассказ о внешнем виде животного, определяют жилище дикого животного, проверка по экрану
Ответы детей
|
Дидактическое пособие «Снежинка на ладошке»
ВОЛК на экране ВОЛК без хвоста Картинки хвостов(Пр.3)
Картинка ЛОГОВО У каждого ученика схема (Приложение 4) и фломастер
Картинка ЗАЯЦ
Картинка МЕДВЕДЬ
Картинка БЕРЛОГА
Картинка на экране |
||||
Зрительная гимнастика «Снежинка» 1,5 мин |
Наблюдая за жилищами диких животных. Наши глазки немного устали. Им необходим отдых. |
Дети выполняют интерактивную зрительную гимнастику |
Зрительная гимнастика по экрану |
||||
Первичное закрепление Фронтальная работа со схемой 5 мин
|
Сегодня мы раскрыли тайну леса- где живут дикие животные зимой. Давайте повторим ещё раз о жилищах диких животных зимой
|
Ответы детей |
1 ученик выходит к доске со своей выполненной схемой и озвучивает жилище каждого дикого животного |
||||
Фронтальная работа Игра «Мало-много» 2 мин |
Вот видите сколько их в лесу: мало или много? (много) Мне назовите их во множественном числе. Я медведь – а вы? (медведи) Я заяц – а вы? (зайцы) Я волк – а вы? (волки) |
Ответы детей |
|
||||
Закрепление пройденного Игра «Кто это?» Индивидуальная работа по карточкам 2 мин
|
Мы раскрыли еще одну тайну леса: мы узнали, как выглядят дикие животные. Давайте попробуем угадать по описанию, о ком идет речь? Я объявляю игру «Кто это?» - Пушистый, красивый, ловкий, трусливый, длинноухий Скачет он то тут, то там, По полям и по лесам Летом-серый, зимой-белый А в сказках –косой, Кто, скажите, он такой? Кто это? Заяц - Сильный, голодный, зубастый, хищный, серый Серый страшный зверь лесной - Сильный, хищный, неуклюжий, бурый, косолапый Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Кто это? Медведь
-Как вы заметили, все животные имеют похожие части тела, но отличаются силой, ловкостью, мехом, цветом. А это значит, каждый из них полезен по-своему. |
Дети слушают загадку учителя и голос животного, отгадку закрывают камушком МАРБЛС |
Фронтальная проверка |
||||
Самостоятельная работа в тетради 1 мин Фронтальная проверка у доски «Слушай звуки» («Шумный лес») 3 мин |
Определи по силуэту животного и найди его жилище. Жилище приклей рядом с силуэтом.
2 вариант –игра «Собери «пазлы»
|
Выполняют задание самостоятельно. Определяют по силуэту животного и приклеивают рядом с ним картинку-жилище. (Приложение 6)
Дети собирают разрезные картинки (пазлы) диких животных |
Картинки-жилища всех животных у каждого ученика
Во время фронтальной проверки ученик слушает голос животного, именно этот ученик выходит к доске- озвучивает животного и его жилище
Разрезные картинки (пазлы) диких животные |
||||
Итог урока 1 мин |
Какие тайны зимнего леса мы сегодня раскрыли? |
Ответы детей
|
|
||||
Рефлексия 1 мин «Результат путешествия»
|
-Вот мы и вернулись с зимнего путешествия. Давайте подведем результаты путешествия. -Если вам сегодня все понятно и вы довольны своей работой, вы прикрепляете веселый смайлик возле ёлочки. -Если вам немножко непонятно, но вы старались, вы прикрепляете жёлтый смайлик. -Если вам многое непонятно и вам нужна помощь, вы прикрепляете грустный смайлик. |
Ученики прикрепляют смайлики грустный или веселый возле елочки |
На доске ёлочки (Приложение 5) |
Приложение1
Приложение2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.