Урок по русскому родному языку для 8 класса по теме "Язык художественной литературы.Сочинение в жанре письма".
Оценка 4.6

Урок по русскому родному языку для 8 класса по теме "Язык художественной литературы.Сочинение в жанре письма".

Оценка 4.6
doc
04.04.2020
Урок по русскому родному языку для 8 класса по теме "Язык художественной литературы.Сочинение в жанре письма".
Сценарий урока по русскому родному языку.doc

Сценарий урока:

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма. Фронтовые письма.

Урок развития речи по родному языку в 8 классе. Презентация. Слайд 1

 

Семёнова Анна Юрьевна

учитель русского языка и литературы

 ГБОУ «Губернаторская  Шадринская

 кадетская школа-интернат»,

г. Шадринск  Курганской области .

 

Слайд 2

Цели:

1.Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

2.Углубить  и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Слайд 3

Учебные задачи:

1.Развитие коммуникативных способностей учащихся;

2.Соблюдение стилевого единства письма;

3.Умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи: Слайд 4

1.Воспитывать интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа;

2.Воспитывать любовь к родному языку.

 

Оборудование: видеопроектор, компьютер, учебник «Русский родной язык» (О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.), презентация к уроку (см. Приложение 1), фонограмма стихотворения «Жди меня и я вернусь, только очень жди…»( Л. Кулагин), стихотворения военных лет, фронтовые письма.

Форма проведения: урок русского родного языка.

Тип урока: комбинированный урок, урок-практикум.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, индивидуальные сообщения учащихся.

Ход занятия

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

2.Запись даты, определение темы и целей урока. Слайд 5

«Пишите письма», ради всего   святого!

Пишите письма, хотя   бы два слова!

Осенью, летом, в снегопад, в зной,

Пишите мамам: «Я – живой!»

Самое главное: «Я – живой!»

Самое важное: «Я – живой!»

                               В. Ильина

Создание речевой ситуации:

Ребята, когда последний раз вы писали письма? (ответы детей)  В ответ большинство из вас пожимают плечами, а некоторые этого никогда и не делали. Однако глубоко в древности почта была необходима.

Исторический экскурс. Слайд 6,7

-  История письма  лишь немного короче истории человеческого общества. Ведь и тогда, когда на Земле не существовало письменности, была у людей потребность в общении, причём не, только с теми, кто постоянно рядом.

Писание писем распространилось со времён античности. Они сочинялись как литературные произведения. Древние риторики и «письмовники» давали правила переписки и образцы искусства писать письма. Задача письма –

 «называть вещи своими именами». «Письменный разговор с отсутствующим собеседником» - это «полное выражение нравственного облика человека», «изображение души» и рассказ « о простом деле простыми словами».

Знаменитыми образцами эпистолярной литературы стали письма Цицерона, Горация, Сенеки, Эпикура. В России выдающимся событием были «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина (18 век). Слайд 8

 

В наши дни, благодаря новейшим технологиям,  мы запросто отправляем сообщения по Интернету или же по телефону и всё реже обращаемся к эпистолярному жанру.

Но сегодня мне хочется поговорить с вами об особенных письмах, которые навсегда останутся в истории нашей страны, как документальное свидетельство страшной войны.

3.Вызов (актуализация основных речеведческих  понятий):

Слайд 9

Представим себе тяжелое военное время: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив-здоров, как сообщить о себе?

- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?

- Какой стиль речи вы будете использовать?

- Назовите приметы разговорного стиля.

Слушаются ответы учащихся.

Слово учителя:

- Расставаясь с друзьями, уезжающими от нас в другие города и страны, провожая на вокзалах и в аэропортах наших родных и близких, мы просим: пишите!  И обещаем сами: я напишу, напишу…

И пишем. Коротко или длинно. Умело или неловко, впопыхах, в постоянной спешке нашей насыщенной событиями жизни. Заклеиваем конверты и опускаем их в почтовые ящики, доверяя обыкновенной почтовой бумаге свои мысли, чувства, надежды.

К сожалению, пишем всё реже.  Эпистолярный жанр сейчас оттеснён современными ритмами, темпами, телефонной связью, Интернетом. Вы любите получать письма?  Сегодня мы будем учиться писать их.

4.Первичное усвоение новых знаний.

 Словарная работа.  Слайд 10

* Эпистолярный  (лат.epistole – письмо, послание) – написанный в форме  писем. (Школьный словарь иностранных слов. В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, М., «Просвещение», 1983)

*Эпистолярный – О литературных произведениях: в форме писем, переписки. (Словарь русского языка, С.И.Ожегов,М., «Русский язык»,1984)

5. Первичная проверка понимания.

Работа с текстом (с.109.)

- Обратимся к рубрике «Моя Россия». (Чтение текста учащимся).

Знакомство с русскими автографами.

Слово учителя:

- Какие части в письмах являются обязательными? Вспомним о структуре письма (с.105).

6.Первичное закрепление.

Упражнение 153.(самостоятельная работа) Слайд 11

7.Знакомство с составными частями письма. Запись их в тетради. Слайд 12

В культурно оформленном письме выделяют основные части:

·        Дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;

·        Обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение;

·        Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения;

·        Основной текст – изложение о предметах, интересующих адресата;

·        Заключение – изъявление чувства преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись;

·        Постскриптум (лат. – после написанного). При законченном уже письме бывает, иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P/S или N/B и за ним приписывается забытое.

8. Индивидуальное сообщение учащегося:

Существуют правила написания письма. Слайд 13

 Основные правила написания письма:

1.Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подобраны слова и  фразы;

2.Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Писать нужно  просто, задушевно.

3.Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова.

4.Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками.

5.Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.

9. План письма (запись в тетрадь): Слайд14

1. Дата.

2. Приветствие, обращение.

3. Изложение того, что хочешь написать.

4. Заключение.

5. Подпись.

·        Слово учителя:

- Наш урок проходит в преддверии Дня Победы. Давайте перенесёмся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма. С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили  и сделали всё то, что не успели сделать они. В них голоса целых поколений, ценой жизни отстоявших честь, достоинство и независимость нашей Родины.

Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи.  И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

Чтец 1 Слайд 15

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Чтец 2:

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по–прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны (1941 – 1945 г.г.):

 Чтец 3: Слайд 16

Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено — ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя, Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.

Твоя Паша, январь 1944 г.

Надпись подпольщицы П. Савельевой на стене тюремной камеры в Луцке

 

Чтец 4: Слайд 17

Письмо пятерых военнопленных из гестаповского застенка города Киева

Дорогие друзья, мирные жители, бойцы и командиры.

Мы, узники фашизма, сейчас находимся за три часа от смерти. Нас пять человек: Виктор Селезнёв, Иван Кириллов, Петр Афанасьев, Андрей Кошелев и Володя Данилов. Сидим в смертной темнице уже девять дней. Попали в плен в момент оккупации Киева... Нас терзали, пытали, казнили... Мучили два месяца подряд. Пытались узнать много из военной тайны. Но честные воины, русские воины знают, что Родина дороже жизни. Если мы пятеро погибнем, то за нас отомстят миллионы наших товарищей. Прощайте, скоро мы погибнем, но погибнем геройской смертью. Прочтите эту записку и сообщите родным, что русские погибают смертью храбрых. Возле виселицы в минуту перед смертью споем «Интернационал». Да здравствует Родина! Да здравствует Кр. Армия!

Витя Селезнев. Ржев, Кирова, 14. Иван Кириллов. Калинин, ф-ка Ворошилова, д. 5, кв. 20. Кошелев Андрей. Хреновое, Воронежская область. Петр Афанасьев. Ст. Оскол, Советская, 3. Володя Данилов. Тамбовская обл., дер. Негорелое.

Прощайте.
Данилов.

Чтец 5: Слайд 18

Мама и папа!

Свершилось ужасное — позавчера немцы начали наступление на СССР. Началась новая кровопролитная война. Верим, что победа будет на нашей стороне — мы многочисленны, сильны и имеем громадную территорию, захватить которую невозможно. Думаю, что на днях мне придётся идти в армию. В этой сутолоке, которая всегда бывает во время войны, надо держать связь между собой. Привет Вам от Маринуси — она сейчас бегает по вопросам, связанным с устройством бомбоубежища, доставанием масок и ходит на курсы медсестёр. Жизнь в Москве течёт нормально, но вся публика занята сейчас одним вопросом — как разгромить немца.

Верим, что немец будет разгромлен, что СССР победит и выйдет ещё более окрепшим из этой войны.

Сергей Попов. Письмо родителям

Слово учителя:

Никто из бойцов тогда не знал, доживёт ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Звучит стихотворение «Жди меня» (читает Л.Кулагин, слова К.Симонова) Слайд 19

Слово учителя:

Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Они, эти письма, удесятеряли силы бойцов, укрепляли их веру в грядущую Победу. В этих письмах всё: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье.  А если одним словом – в этих письмах – жизнь!

Слайд 20

– Что вы видите на экране? (дети отвечают)

Слайд 21,22

– Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником? (дети отвечают)

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Такую форму письма придумали находчивые воины. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте. Слайд 23

Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

Я хочу вам зачитать два письма, в которых и радость, и боль, и любовь…..

Слайд 24

«28 февраля 1943г. Здравствуй, Алеша!

Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебездравствуй! Как заклинание, которое спасет и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а  слова бывают очень сильными. Вот уже 20 письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой все в порядке, что это война и почта работает плохо. Может быть, у тебя теперь другая полевая почта? Но  все равно мои письма найдут тебя.

Алешенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но и я тоже сильнаявсе смогу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом.

                                                                                                          Твоя Аня».

Слайд 25

«4 мая 1943г  Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный!  Родная моя!

Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал все твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей!

В госпитале все говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум  не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже  в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя паленый, хромой и одноглазый, как Умывальник в «Мойдодыре». А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им там устроили за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил.

       Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно? Целую и обнимаю вас. Алексей».

Чтец 6:

читает наизусть стихотворение Константина Ваншенкина «Эти письма».

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и в войну,

Вы, страдая, писали друг другу,-

Нынче сложены в папку одну.

- Помнишь наши прощанья?..

- Еще бы!

 Мы с тобою и пишем о том…

- А раздельные годы учебы?..

- А иные разлуки потом?..

  В голосящей безмерной метели,

  В грозном времени, ныне былом,

- Эти встречные письма летели,

  Задевая друг друга крылом.

  Эти письма пронзали до дрожи,

  И по жгучей причине такой

  Даже почерки стали похожи,-

  Будто писаны той же рукой.

  Средь иного, что есть на примете,

  Средь бумаг, накопившихся тут,

  Сохраните свидетельства эти,

  Не сочтите, потомки, за труд.

 

Слово учителя: В память о погибших в Великой Отечественной войне объявляется минута молчания. Слайд 26

 

10.Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения). Слайд 27

- Что такое письмо?

- Какова структура письма?

-Назовите некоторые правила письма?

-Почему фронтовые письма имели форму треугольника?

Заполнить таблицу:

Знал (а)

Узнал (а)

Хочу узнать

 

 

 

 

11.Подведение итогов.

Слово учителя:

Идут годы. Но наше поколение  обязано помнить о том, какой ценой было завоевано счастье.

Память… Она нетленна и вечна. Она смотрит на нас со старых фронтовых фотографий, с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики и их близкие люди.

Чтобы напомнить ветеранам войны о тёплых письмах в наши дни почта России в преддверии Дня Победы выпускает специальные конверты-треугольники.

Слайд 28

Мы сохраним и пронесём сквозь года благодарную память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма, принес мир народам всей Европы.

Конечно же, все мы знаем, что Великая Отечественная война не только блестящая победа над фашизмом, но и невиданное количество жертв. Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла 27 миллионов человеческих жизней. И во многих семьях, как память, порой единственная, хранятся последние письма тех, кто пал на полях сражения.

Предлагаю каждому из вас написать письмо погибшему солдату или ветерану и рассказать, как мы относимся к подвигу, который совершил он и миллионы других.

12. Домашнее задание (на выбор). Слайд 29

1)Напишите сочинение на одну из тем:

1. «Письмо ветерану»;

2. «Письмо погибшему герою».

2) Выучите стихотворение Э.Асадова «Письма с фронта».

 

Слайд 30

 

Прошу Вас: храните солдатские письма

Они и просты и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу Вас: храните солдатские письма,

                       Тревожную память людской доброты!

 


Сценарий урока: Язык художественной литературы

Сценарий урока: Язык художественной литературы

Самое важное: «Я – живой!»

Самое важное: «Я – живой!»

К сожалению, пишем всё реже.

К сожалению, пишем всё реже.

Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками

Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками

Мы, узники фашизма, сейчас находимся за три часа от смерти

Мы, узники фашизма, сейчас находимся за три часа от смерти

Что вы видите на экране? (дети отвечают)

Что вы видите на экране? (дети отвечают)

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Чтобы напомнить ветеранам войны о тёплых письмах в наши дни почта

Чтобы напомнить ветеранам войны о тёплых письмах в наши дни почта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020