Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)
Оценка 4.9

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
11 кл
11.12.2019
Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)
Данный материал может пригодиться при подготовке к ЕГЭ в 11 классе
урок на печать.docx

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Титова Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации презентации, сопровождающей все этапы урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Слайд 1

II.1. Орфоэпическая минутка.  Слайд 2

Задание: расставить в словах ударение

 АгЕнт, баловАть, договОр, звонИт, каталОг, коклЮш, красИвее, некролОг, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, слУчай, столЯр, тамОжня, ходАтайствовать, щавЕль. 

2.Орфографическая разминка. Класс делится на два варианта. 1вар. – выписывает из предложенных слова с пропущенной Е, 2 вар. – с пропущенной И. Слайд 3

На доску проецируются слова:

АККОМПАН..МЕНТ,  Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС, Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР..МИНАЦИЯ, Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ, ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.

 Проецируются ответы Слайд 4:

1в. – аккомпанЕмент, бЕфстроганов, перифЕрия, прЕтендент, прЕзидент, интЕллигенция, гЕнеалогия, экспЕримент.

2в. – делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм, прИвилегия, иждИвение, манИпуляция, эксперИмент.

 

Ш. Актуализация знаний морфологических норм. 

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 5,6

  1. опытные ТРЕНЕРЫ
  2. звучит не менее ГРОМКО
  3. более ПЯТЬСОТ (пятисот) миллионов
  4. ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
  5. нет ТУФЕЛЬ

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано задание 

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены Слайд 7

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 8

  1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

IV. На экран проецируются слова ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ.  Вам предложен ряд паронимов. Ученик по  словарю лингвистических терминов определяет, что такое паронимы. Слайд 9

Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:

Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;

Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.

Параллельно два ученика получают карточки на восстановление текста.

Карточка 1.

Вставьте буквы, недостающие знаки препинания, укажите такой порядок предложений, чтобы получился текст.

1. Таким образом память человека способна вместить примерно столько битов информац..и, сколько её имеется в хр..нилищах самой большой библ..отеки России.

2. Мозг обычного человека может усвоить гр..мадное к..личество информац..и.

3. Причём в одной клетке много ми..лионов м..лекул каждая из которых содержит сотни ми..лионов частиц информац..и.

4. Это происходит потому, что мозг состоит и 9 – 12 ми..лиардов, а по последним подсч..там даже из 17 ми..лиардов нервных клеток.

Карточка 2.

Вставьте буквы, недостающие знаки препинания, укажите такой порядок предложений, чтобы получился текст.

1. При этом она занимает видное место в ряду русских писателей ХVIII века.

2. И только и..следователи изучающие литературу прошлого знают что она писала сказки пьесы и м..муарные записки.

3. Совреме..ным читателям произв..дения царицы соверше..но (не)извес..ны.

4. Имп..ратрица ЕкатеринаII была немкой по рождению и француженкой по любимому языку и в..спитанию.

V. Орфографическая разминка Слайд 10,11

Разр..слась, пол..мический, приг..рать, предпол...гать

Полемический - поле′мика

Бе..печный, и..пуг, во..хождение, ра..жег

Разжег (перед звонким согласным)

Бор..шься, встреч..нный, знаком..шься, настраива..мый

Знакомишься(II спр.)

Писа...ая маслом, изображё…ая девушка, серебря..ая медаль, посеребрё..ая цепочка

Серебряная медаль (прил.)

(Не)приведена в порядок, (не)признавая авторитетов, (не)прикрытое шторами, на (не)высоком холме

На невысоком холме (= низком)

VI. Актуализация языковых особенностей текста Слайд 12,13

1.Найдите соответствия. Обсудите.

Метафора                               1.Намеренное дробление предложения на значимые части

Сравнение                              2.Скрытое сравнение

Анафора                                 3. Образное определение

Парцелляция                          4. Единоначатие

Эпитет                                    5. Противопоставление

Антитеза                                6. Наделение неодушевленных предметов признаками и                                                                                                                                                    свойствами человека

Гипербола                              7. Сопоставление одного предмета с другим

Олицетворение                      8. Преувеличение

Ответ(самопроверка): Метафора- 2.  Сравнение  - 7. Анафора  - 4. Парцелляция  -1. Эпитет-3. Антитеза   -5. Гипербола   -8. Олицетворение-6.

2.Определите средства художественной выразительности Слайд 14,15

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица)

Рассвет рукой прохлады росной/Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)

О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… (И.С.Тургенев)

Не напрасно дули ветры,/Не напрасно шла гроза. (С.Есенин)

Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно… (Н.А.Некрасов)

Взаимопроверка

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. - антитеза

Рассвет рукой прохлады росной/ Сшибает яблоки зари. - метафора

О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… - эпитет

Не напрасно дули ветры,/Не напрасно шла гроза. - анафора

Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно… - сравнение

VII. Актуализация знаний синтаксических норм

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить — ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Слайд 16

1)        Этой зимой было мало снега и трещали жестокие морозы.

2)        Заросли кончились и перед нами раскинулись зыбучие пески.

3)        Не смывается эта краска ни водой ни мыльным раствором ни керосином.

4)        Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.

5)        Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.

Ответ:25

2. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Слайд 17

Юркнув между машинами (1) разведчики очутились в кювете (2) и (3) вынырнув оттуда (4) быстрым шагом стали углубляться в лес.

Ответ:134

3. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Слайд 18

Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,

По новым домам, по колхозным амбарам.

По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,

Наверно (4) вы (5) песню тогда нам споёте. (А. Т. Твардовский)

Ответ:234

4.      Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятые. Слайд 19

Организаторы торжественного мероприятия подтвердили (1) что в заключение (2) был дан весёлый концерт (3) в продолжение (4) которого (5) в зале не смолкал (6) смех.

Ответ:13

5. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Слайд 20

Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

Ответ:234

VIII. Рефлексия. Слайд 21

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен(не доволен) собой ...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...

 

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)

Урок по русскому языку. 11-й класс (подготовка к ЕГЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019