Урок по русскому языку Путешествие «В столице фразеологизмов».
Оценка 4.8

Урок по русскому языку Путешествие «В столице фразеологизмов».

Оценка 4.8
docx
13.01.2022
Урок по русскому языку Путешествие «В столице фразеологизмов».
331, Горбунова Анна конспект урока русского языка.docx

Предмет: русский язык

Класс: 3

Базовый учебник (УМК):

Тема урока: урок – путешествие «В столице фразеологизмов».

Тип урока: повторение

Цели урока: Закрепить полученные на уроках знания по фразеологии в нетрадиционной форме.

Предметные: расширение и углубление знаний о фразеологизмах.

Метапредметные: создать условия для формирования УУД

Воспитательные: учить понимать и использовать фразеологизмы в речи

Планируемы результаты:  

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

-проявлять интерес к новому материалу

-стремиться к приобретению новых знаний

-управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

Познавательные:

передавать устно или письменно содержание текста;

-способствовать развитию умения аргументировать

Предметные: расширение и углубление знаний детей о фразеологизмах.

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

Здравствуйте, ребята.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

 

 

 

Целеполагание

Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по столице необыкновенного государства, имя которому Фразеология.

 

 

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

Познавательные:

передавать устно или письменно содержание текста;

-способствовать развитию умения аргументировать

Открытие нового знания, актуализация знаний.

Ребята, а вы помните, почему страна, куда мы отправляемся, называется Фразеологией?

 

 

- Знаете ли вы что такое фразеология?

- А где мы можем посмотреть определение?

( на партах лежат словари, ребята смотрят толкование. Вспоминаем работу со словарём)

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/s/s1qrAL7tKmd9zJncZR8kj4CONTybxUBFIHEQoie5h/slide-4.jpg

- А что такое фразеологизмы?

 

Приведите примеры.

 

Всех въезжающих сюда туристов хозяева приветствуют очень распространённым фразеологизмом, обозначающим приветствие, вежливое приглашение прийти, приехать. Что же это за слова? Назовите этот известный всем фразеологизм.

-Верно! Итак, граница открыта. Вы отправляетесь в путешествие, где вас ждёт очень много неожиданных встреч и сюрпризов, нелёгких испытаний.

- Итак, мы начинаем знакомиться с достопримечательностями города.

- да

 

 

 

- да/ нет

- в толковом словаре

- Слово фразеология произошло путём сложения 2 греческих слов: phrasis (фрасис)– выражение, оборот речи и logos (логос) – слово, понятие, учение.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Раздел лингвистики, который изучает фразеологизмы.

-  жить на широкую ногу, бить баклуши, лить колокола…

- добро пожаловать

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

Познавательные:

передавать устно или письменно содержание текста;

-способствовать развитию умения аргументировать

Включение нового знания в систему знаний и повторение

А теперь выбираем, куда пойти... В этом городе чего только нет: музей, зоопарк, школа, справочное бюро, картинная галерея , зал игровых автоматов, государственное учреждение, знаменитая площадь Фразеологизмов! Всем повсюду не успеть. Разделимся на группы, кто куда направится. А чтобы узнать кто в какой команде вам нужно вытащить из коробочки цветную карточку, это будет означать в какой вы команде.   

 

1 команда отправится в зоопарк. Но, чтобы пройти туда, вам надо пересечь две улицы: Синонимов и Антонимов. Ваш путь преграждает полицейский, который требует выполнить следующие задания:

 

Подберите к фразеологизмам синонимы.

 

Кот наплакал, сломя голову, в тот же миг, видимо – невидимо.

 

Подберите к фразеологизмам антонимы.

 

Как кошка с собакой, за словом в карман не полезет, от горшка два вершка, рукой подать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда пойдёт в школу фразеологизмов. Вы должны прочитать сказку, найти и выписать 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! –сказал папа.

А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано!

Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню.

А бабушка: « Всему своё время».

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился.

Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка».

А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».

 

- 3 команда отправится в музей фразеологизмов.

ЗАДАНИЕ:

Приготовьте речь экскурсовода, отвечая на вопросы:

- Что обозначают эти фразеологизмы?

- Каково их происхождение?

- Дайте современное толкование этих фразеологизмов.

 

Ариаднина нить.

 

 

Авгиевы конюшни.

 

 

Ахиллесова пята.

 

- Встреча - на площади фразеологизмов. Проверяем задания 3 групп. Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, вы хорошо поработали. Теперь пора и отдохнуть! Сейчас мы послушаем частушки – фразеушки. В них вы услышите фразеологические обороты со словом «ухо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься. Мы добрались до зала игровых автоматов. Пропуском сюда будет выполнение такого задания:

 

Закончи фразеологизм:

 

Дрожит как …,

катается как…,

выводить на …,

держать в …,

поразить как…, 

знать как…

 

- Следуем дальше. Перед нами - важное государственное учреждение. Вход сюда разрешён только коренным жителям (фразеологизмам).

 

Задание «Мыслители-предсказатели»

 

- Создайте «Дерево предсказаний» на тему «Употребление фразеологизмов в речи». Помните! Чем больше листочков на Вашем дереве, тем лучше!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С гулькин нос, капля в море, раз – два и обчёлся.

 

Во всю прыть, что есть духу, в мгновение ока, не успеешь моргнуть.

 

Сию минуту, не отходя от кассы, по горячим следам.

 

Тьма – тьмущая, с три короба, пруд пруди, как собак нерезаных.

 

 

Душа в душу. Язык проглотил, воды в рот набрал. Верста коломенская. За тридевять земель, куда Макар телят не гонял.

 

 

 

 

 

кашу маслом не испортишь,

 

как об стенку горох, хоть кол

 

на голове теши, сказано -

 

сделано, не видать как своих

 

ушей, всему своё время,

 

ему про Ерёму, а он про

 

Фому, как с Луны свалился,

 

Русским языком сказано,

 

воду в ступе толочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ариаднина нить.

 

Из буквального словосочетания Ариаднина нить, то есть клубок ниток, принадлежавший Ариадне, дочери критского царя Миноса.

 

Ариадна помогла афинскому герою Тезею убить Минотавра ( полубыка – получеловека) и выбраться из лабиринта с помощью нити, прикреплённой у входа. В современном языке этот фразеологизм обозначает способ, помогающий выйти из трудного положения.

 

Авгиевы конюшни.

 

Из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, то есть громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.

 

В современном языке

этот фразеологизм обозначает очень загрязнённое место, запущенное помещение.

 

Ахиллесова пята.

 

Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся удодейственной воды реки Стикс.

 

В современном языке этот разеологизм обозначает уязвимое место, слабую сторону.

 

Выступление учащихся.

 

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Мы частушки – фразеушки

Пропоем старательно.

 

 

Жужжит в уши педагог на уроке тему,

 

Но не может сам понять

странную проблему:

 

В одно ухо у ребят тема залетает,

Не проходит двух минут – в другое вылетает.

 

Нерадивый ученик – голова

два уха –

С неохотою урок слушал краем уха.

 

Не ведет он даже ухом на

совет своих друзей,

Не видать ему пятерок

так, как собственных ушей.

 

Медведь ухо отдавил Васе

при рождении,

И теперь мычит, рычит он науроке пения.

 

До ушей краснеет Вася – петь не получается,

Уши вянут у других – а он во

всю старается.

 

 

Мы в столовую влетаем,

видим – Петя там сидит,

Пиццу ест, а за ушами у

него уже трещит.

 

Хохотать все начинают,

рот у всех аж до ушей,

Успокоиться не могут,

хоть завязочки пришей.

 

Мы пропели фразеушки,

верьте вы своим ушам,

Не ушами надо хлопать, а учиться лучше нам.

Мы надеемся, куплеты не

прошли мимо ушей,

Не тужить чтоб в жизни, нужно быть с наукою дружней!

 

 

 

 

 

… осиновый лист,

 … сыр в масле,

 …чистую воду,

 …ежовых рукавицах,

 … гром среди ясного неба,

… свои пять пальцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

-проявлять интерес к новому материалу

-стремиться к приобретению новых знаний

-управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

Познавательные:

передавать устно или письменно содержание текста;

-способствовать развитию умения аргументировать

Предметные: расширение и углубление знаний детей о фразеологизмах.

Рефлексия

Вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи,

а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.

 

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго, И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.

 

Пожелание успеха в каком – либо деле, начинании.

Пожелание удачи в чём – либо.

 

Мы благополучно покинули страну Фразеологию и её гостеприимную столицу.

- Ребята, где именно в столице Фразеологии Вам было интересно?

 

- Для чего нужно использовать в речи фразеологизмы?

 

- К каким выводам мы пришли?

 

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

 

Покажите, насколько сегодня вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

 

разобрались с темой; умеете применять свои знания.

 

(Сидят за партами – плохо, слабо;

 

Просто стоят – хорошо;

 

Стоят, руки вверх – отлично).

- Молодцы, ребята! До встречи на следующем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  С Богом!

- В добрый час, ни пуха ни пера

 

 


 

Предмет : русский язык Класс : 3

Предмет : русский язык Класс : 3

Познавательные: передавать устно или письменно содержание текста; -способствовать развитию умения аргументировать

Познавательные: передавать устно или письменно содержание текста; -способствовать развитию умения аргументировать

Познавательные: передавать устно или письменно содержание текста; -способствовать развитию умения аргументировать

Познавательные: передавать устно или письменно содержание текста; -способствовать развитию умения аргументировать

Всех въезжающих сюда туристов хозяева приветствуют очень распространённым фразеологизмом, обозначающим приветствие, вежливое приглашение прийти, приехать

Всех въезжающих сюда туристов хозяева приветствуют очень распространённым фразеологизмом, обозначающим приветствие, вежливое приглашение прийти, приехать

Подберите к фразеологизмам антонимы

Подберите к фразеологизмам антонимы

Зачем молоток унесла? - Ему про

Зачем молоток унесла? - Ему про

Ребята, вы хорошо поработали.

Ребята, вы хорошо поработали.

Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься

Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься

Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься

Внимание на экран! Как и в любом городе, в столице фразеологизмов есть, где развлечься

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго,

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго,

Рефлексия Вот наше путешествие подошло к концу

Рефлексия Вот наше путешествие подошло к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022