Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Оценка 4.6

Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные.docx

Предмет: Русский язык.

Класс: 3

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид: урок-исследование.

Цель: Развивать орфографическое умение написания слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

1.      Научить находить в словах непроизносимые согласные буквы.

2.      Создать условия для изучения способа проверки непроизносимых согласных в корне слова.

3.      Формировать умение анализировать, сопоставлять через выполнение различных упражнений и заданий.

4.      Активизировать работу обучающихся в парах и группах.

5.      Организовать работу с источниками информации.

6.      Организовать самостоятельную работу обучающихся.

7.      Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

 

Образовательные технологии:

1.      Технология проблемно-диалогического взаимодействия.

2.      Развитие критического мышления.

3.      ИКТ

4.      Здоровьесберегающая.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый.

 

Организационные формы урока: индивидуальная; групповая; фронтальная.

 

Оснащение урока:

·         орфографический словарь;

·         компьютерная презентация;

·         раздаточный материал для работы в парах (карточки со словами);

·         символы (солнце, человечки);

·         картинка с изображением Виктора Перестукина;

·         карточки для устной рефлексии.

 

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации  

- подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными;

- использовать их в речи;

- делать выводы о значении синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

Познавательные :

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 

- выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий; 

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;                                                                                                                        - развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий.

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками;                                                                                                                                              - осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь;                                                        - уважать другую точку зрения, продолжать учиться работать в парах.

Регулятивные:

- определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

                                

Ход урока

 

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А теперь тихонько сели,

И на доску посмотрели.

Начинается показ презентации (Слайд 1)

 

Символом урока я предлагаю выбрать солнышко. Пусть сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Покажите, какое настроение у вас сейчас. (Учащиеся показывают символы с изображением человечков)

Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, по стране Словография. Живут здесь две очаровательные принцессы Фонетика и Графика. Чему они учат? (они учат обозначать звуки буквами, учат красиво и правильно писать слова)

 

Откройте тетради, запишите число.

Прочитайте предложение «Ужасно интересно все то, что неизвестно» (Слайд 2)

Как вы понимаете это высказывание?

Я предлагаю вам стать исследователями и самостоятельно сделать маленькое открытие.

II. Актуализация опорных знаний.

 

1.Орфографическая минутка.

(Слайд 3)

Игра «Третий лишний» (метод «Мозговой штурм»)

Гр.за

Ос.нь

Гри.

За.ц

У.кий

Хле.

Грус.ный

В.да

Сер.це

К.рова

Ябл.ко

Тр.ва

 

Учащиеся называют лишнее слово, доказывают, называя правила

-. В какой части слова находятся орфограммы?

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

2. Минутка чистописания.

Из мешочка достаём буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я.

-Что вы можете о них сказать? Какая орфограмма отвечает за правописание этих букв? (безударный гласный в корне: проверяемый и непроверяемый)

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. 

 

 

III. Словарно-орфографическая работа 

 

В стране «Словография» побывал мальчик Виктор Перестукин. Из какого он произведения? Кто автор? (Лия Гераскина «В стране невыученных уроков»)

Принцессы попросили его написать слова. Посмотрите, как он их написал.

Помогите мальчику исправить ошибки. Работа в группах. (учащиеся объясняют правописание слов, записывают их в тетрадь) (Слайд 4)

 

Объясните, какие орфограммы мальчик не умеет писать, подчеркните буквы. Какое слово оказалось для вас самым трудным? С этой орфограммой мы ещё не знакомы. Возникла проблема. Как нам быть? (посмотрим в орфографический словарь)

Найдите это слово в словаре и запишите в тетрадь. (Слайд 5)

 

Что такое праздник? (день торжества)

Произошло от древнерусского слова «праздь» - нерабочий день. Запишите это слово.

Произнесите это слово, сравните произношение и написание. Что вы заметили? (написание и произношение различны) Чем еще интересно это слово? Что вы можете о нём рассказать? (проводится аукцион)

Послушайте и запомните стихотворение-подсказку.

Если в праздник «Д» забыть,

Может праздника не быть.

Повторите это стихотворение. Подберите однокоренные слова к слову праздник, запишите, выделите корень. Что же это за орфограмма? (непроизносимая согласная в корне слова) (Слайд 6)

 

IV. Изучение нового материала

 

Определим цели урока. Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

В стране «Словография» несчастье. Лень заколдовала Графику и Фонетику. Помочь они нам не могут. Попытайтесь сами справиться с трудностями и объяснить правила написания таких слов. (Слайд 7)

 

Принцессы приготовили для вас слова. Прочитайте их вслух.

Что их объединяет? (в середине каждого из них по несколько согласных)

Их трудно произносить, исчезают отдельные звуки.

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Если в середине слова имеется не менее 3-х согласных, это называется «стечением согласных». Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Подчеркните согласные.

Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется?  (в слове «радостный» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется)

Произнесите второе слово. Что заметили? (в слове «звёздный» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется)

Найдите несоответствие в третьем слове. (в слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется)

Что вы можете сказать о четвёртом слове? (в слове «чувство» не произносится первый звук [В], но буква В пишется) (Слайд 8)

 

Назовите согласные, которые пишутся, но при стечении согласных не произносятся.

Как называются эти согласные? (непроизносимые согласные)

Откройте учебники и прочитайте правило на с.118

Нам надо доказать, что непроизносимый согласный звук в этих словах надо обозначать буквой. Как будем действовать? (определяем, в какой части слова находится орфограмма, подбираем проверочные слова)

 

Звучит песня «Непроизносимые согласные».

Прочитайте стихотворение (Слайд 9)

 

Любят в прятки поиграть «хитрые» согласные,

А мы можем поискать – на игру согласны мы.

По [ЗН] о, по [З'Н'] ий, по [ЗН] овато –

Какой звук пропал, ребята?

Как проверить? Как узнать?

Родственное подобрать!

Опоздать, опаздывать – вот теперь всё ясно!

Здесь скрывался «хитрый» [Д],

Нашёл его нам гласный!

 

Подберите проверочные слова, запишите в тетрадь. Все ли слова смогли проверить? (слово «чувство» не смогли. Это словарное слово, и его надо запомнить)

 

Физкультминутка.

 

Молодцы! Лень вы победили. Принцессы Фонетика и Графика снова с нами.

 

V. Закрепление пройденного материала

1.      Работа в парах. Подбор проверочных слов. Учащиеся читают слово, записанное на карточке, обсуждают и подбирают проверочное слово.

МЕСТНОСТЬ                                   КАПУСТНЫЙ

ПАСТБИЩЕ                                    КОСТНЫЙ

СЕРДЦЕ                                           УСТНЫЙ

2.      Работа по учебнику (учащиеся выполняют упражнение № 225)

3.      Работа по карточкам

 

·         К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Вставьте пропущенные непроизносимые согласные буквы.  (Слайд 10)

 

·         Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Непроизносимые согласные подчеркните.

 

Карточка 1

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Говорит она ему.

 

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

 

VI. Самостоятельная работа

Карточка 2

 Проверьте свои знания. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

Праз…ник

Капус…ный

Парус…ный

Ужас…ный

Радос…ный

Извес…ный

Звёз…ный

 

На доске написаны слова: опас?ный, чудес?ный, вкус?ный.

Почему стоят вопросы?

Эту проблему мы решим на следующем уроке.

Ужасно интересно всё то, что неизвестно. С этих слов мы начинали урок, этими словами и заканчиваем.

 

VII. Домашнее задание по выбору.

1: Сочинить 4 строчки стихотворения с любым из слов с непроизносимыми согласными.

2: Выписать несколько строк из сказок А. С. Пушкина, где встречаются слова с непроизносимыми согласными.

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Какова была цель урока? Достигли мы её или нет?

Используется метод «незаконченного предложения» (Слайд 11)

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»                            

«Мне бы хотелось похвалить…»                             

«Самым интересным на уроке было…»

Легенда

Прыгнули две лягушки в ведро с молоком. Одна лягушка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра.

 

Желаю вам старательно учиться, не бояться трудностей. Спасибо за урок.

Какое у вас настроение? Почему? Покажите сигнальную карточку.


 

Предмет : Русский язык. Класс: 3

Предмет : Русский язык. Класс: 3

Личностные: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий

Личностные: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий

Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? 2

Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? 2

Произнесите первое слово, сравните с написанием

Произнесите первое слово, сравните с написанием

Выпишите слова с непроизносимыми согласными

Выпишите слова с непроизносимыми согласными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022