Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу"
Оценка 5

Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу"

Оценка 5
doc
19.01.2022
Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о составе слова. Разбор слов по составу"
Открытый урок по русскому языку.doc

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

«Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу»

Цели:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова;

- проверить сформированность понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание;      

- развивать  умение выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

- расширение кругозора и обогащение речи;

Воспитательные:

- прививать  интерес к предмету;

- воспитывать  у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах.

Планируемые результаты

Предметные: формирование умения различать значимые части слова; разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора слов по составу; применять правила проверки изученных орфограмм; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУДформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Ход   урока:

 

I. Организационный момент

II. Постановка задачи

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну

Морфемика.

Эта страна    интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня

посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.

Вы готовы к этому?

На чем мы отправимся по океану?

Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш

бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.

 

III. Работа по  теме урока

1.Минутка чистописания.

 

Соединение букв мор, ма, фе. Написание слова морфема

 

2.  В стране   Морфемике  живут   части слова.

   Догадайтесь, какой первый островок?

 

С чего начнем, друзья, урок?

 Нас приглашает окончание?

И у него для нас задание?

А что такое окончание?

(Ответы   детей)

 

-   А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

(Рассказ детей о нулевом окончании.)

 

-   Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.

-   Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

-   Жители острова «Окончание» задали вам задачу.

 

В, гости, хорошо, а, дом, лучше.

 

-   Прочитайте. Получилась ли у вас пословица

-   Что   нужно сделать, чтобы   связать слова в предложении?

 ( Ответы детей и составление пословицы)

Выделите те части слова, которые помогли связать слова. Повторение видов предложения по цели высказывания и по интонации.

Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.

Запишите в тетрадь  эту пословицу.

Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.

( Работа в тетради)

  А как вы понимаете эту пословицу?

( Ответы детей)

  Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.

 

3. Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

-   Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

-   А вот и новая задачка от местных жителей. От данных слов образуйте однокоренные слова.

ряд: Лень – (ленивый, леность, лентяй.)

2 ряд:   Боль- (больной, заболеть, переболеть.)

3   ряд: Соль –( соленый, посолить, пересолить.)

  Что такое однокоренные слова?

Запишите эти слова и выделите корень.

( Работа в тетради)

ФИЗМИНУТКА

 

4. А теперь глаза закрыли!

 С вами дальше мы поплыли.

Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?

 

«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»

-   Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

( Ответы детей)

   Почему так решили?

Что такое приставка?

    А вот и следующее задание от островитян.

Образуйте новые слова с приставками.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Какие   слова получились?

Запишите их в тетрадь и выделите приставку.

( Работа в тетради парами)

   Молодцы, и с этим заданием вы справились!

 

5.  Продолжается наше путешествие.

 Закрыли глаза.

  Мы приближаемся к следующему острову.

 

Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?

 

Почему вы так решили?

А что такое суффикс?

(Ответы детей)

  Давайте поиграем!

    Назовите детенышей: козы, утки, льва,   гуся, слона, кошки.

 

( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)

 

При помощи какой части слова образовались эти слова?

Какой оттенок дал слову суффикс?

(Ответы детей)

   Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.

( Работа в тетради)

 

6. 4 человека работают по карточкам. Разбирают слова по составу.

 

 7. Шарады.

А) Корень тот же, что и в слове сказка.

Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

 Приставка та же, что и в слове расход.

          РАССКАЗЧИК

Б) Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же в дневнике я в журнале.

           ОЦЕНКА

8. Загадки.

А) Вот по кругу друг за дружкой

Ходят дружно две подружки

Не толкаясь, не мешая

Быстро движется большая.

         СТРЕЛКИ

Б) Покружилась звёздочка в воздухе немножко

Села и растаяла на моей ладошке.

   СНЕЖИНКА

9. «Сенквейн»  к слову снежинка.

                   1.Снежинка

                   2.Белая , пушистая, холодная.

                   3.Летает. спускается, кружится, танцует.

                   4.Лёгкая как пушинка.

                  5.Посланница земли.

Повторение частей речи.

 Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки? 

 (Ответы детей)

   Молодцы, справились и с этой задачей!

IV. Итог урока

Вот мы и вернулись домой.

Мы повторили все, что знали о частях слова.

1.     А сейчас, в завершении, поупражняемся в самостоятельном

разборе слов по составу.

 

 Горка, полет, слово, садик, расписка.

( Работа в тетради)

 

2.Составьте новые слова, используя выделенные части данных

слов. (Устно)

 

 

 


 

Молодцы, ребята! Вы показали, чему научились!

Что вам понравилось на уроке?

 А что не понравилось?

Что бы вы хотели изменить?

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселым.

V.Оценивание учащихся


Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Обобщение знаний о составе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Обобщение знаний о составе слова

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации…

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации…

Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты

Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты

А теперь глаза закрыли! С вами дальше мы поплыли

А теперь глаза закрыли! С вами дальше мы поплыли

При помощи какой части слова образовались эти слова?

При помощи какой части слова образовались эти слова?

Горка, полет, слово, садик, расписка

Горка, полет, слово, садик, расписка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022