Открытый урок в 5 в классе (по ФГОС)
Тема: Диалог
Цель как деятельность учеников
Тип урока: традиционный с элементами личностно ориентированного подхода.
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью и диалогом.
Цели:
- Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, умение правильно расставлять знаки препинания.
- Образовательная: дать определение термина «диалог», показать особенности диалога, его отличия от прямой речи.
- Воспитательная: прививать уважение к родному языку, вежливость и внимательное отношение друг к другу (через тексты упражнений, через работу в паре).
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные:
Находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения в соответствии с изученными пунктуационными правилами, правильно писать слова с изученными орфограммами.
- УДД:
Личностные: интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
- Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
- Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников.
- Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологические высказывания.
Задачи урока:
Образовательные:
· развить умение формулировать определение понятий;
· ввести понятие диалога, монолога, реплики;
· формировать умение правильно оформлять диалог на письме;
· развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
· совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
· осуществление системно-деятельностного подхода;
· развитие критического мышления;
· развитие внимания;
· формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
· развитие творческих, речевых способностей учащихся;
· развитие умения формулировать проблему;
· развитие умения работы в группах.
Воспитательные:
· воспитание интереса и уважения к родному языку;
· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
· взаимодействие учащихся в паре, в группе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
· ПК;
· презентация к уроку;
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Задавать вопросы, формулировать задания.
Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.
Регулятивные УУД
1. Формулировать тему урока.
2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Определять степень успешности работы
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя.
- Ребята, урок я хотела бы начать с пожелания. Желаю вам хорошего настроения и хороших оценок. Я надеюсь на вашу активную работу.
Приветствие учащихся.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация знаний
1. Повторение пройденной темы
Схематический диктант.
Учитель зачитывает предложение, а учащиеся записывают только схему к этому предложению.
-Какие правила вспомнили, выполняя это задание? (знаки препинания в предложении с однородными членами, в сложном предложении)
-Вспомним и еще одно правило, записав предложение:
Раз учительница в школе посоветовала: «Коля, не спеши, букву к буковке пиши!»
Объясните, какие правила встретились в этом предложении? (безударные гласные, прямая речь, обращение)
Работа с
классом.
- Что такое прямая речь? Обращение?
- Из каких частей состоит прямая речь?
- Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора?
Составим схему предложения, как будут расставлены знаки препинания, если прямая речь была бы перед словами автора, нарисуем схем у предложения.
2 УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Посмотрите на доску, рассмотрите картинки (прием кроссенс)
-Что их объединяет? Что общего?( все герои разговаривают)
-Какой будет тема сегодняшнего урока? (диалог)
-Знакомо ли вам это понятие? Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц)
*это слово греческое, диа-два, логос-слово, речь, мнение, вот и получается буквально- два и более говорящих
-А если один человек говорит, то как называется такая речь? (монолог)
Вспомним начало урока, из какого произведения я читала вам предложения для схематического диктанта? Обратимся снова к рассказу Тургенева «Муму»
Посмотрите на доску:
«А что, Гаврила, не женить ли нам Капитона, как ты думаешь?»- заговорила вдруг барыня. «Отчего же не женить?!»- ответил Гаврила. Барыня размышляла вслух: «Да, только кто ж за него пойдет?». «Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно,…»- соглашался Гаврила.
-Можно ли этот отрывок считать текстом? Почему?
-Какие предложения используются в тексте? (с прямой речью).
-Сколько человек говорят? Можно ли считать их разговор диалогом?
-Можете ли вы перестроить текст в диалог? Попробуйте.
-Что нужно знать, чтобы справится с заданием? (как оформляется диалог)
Сформулируем цель нашего урока (научиться составлять диалог и правильно его записывать)
Чтобы решить учебную задачу, проведем наблюдение над языковым материалом.
Посмотрите на разговор героев:
-А что, Гаврила, не женить ли нам Капитона, как ты думаешь?- заговорила вдруг барыня.
-Отчего же не женить?!- ответил Гаврила.
Барыня размышляла вслух:
-Да, только кто ж за него пойдет?
-Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно,…- соглашался Гаврила.
-Что заметили? Чем отличаются тексты. Как оформляют диалог?
Обратимся к параграфу учебника п. 49, стр. 116-117. Прочитайте информацию на стр. 117 Вы оказались правы? Что нового узнали из параграфа? (реплика - слова говорящего)
В чем отличие прямой речи от диалога?
В каком (каких) стиле(стилях) употребляется диалог? (в художественном, разговорном)
Вспомним изученные произведения, в которых встречается диалог:
Поработаем с упр. в учебнике , стр. 118, упр. 253
Работа в парах (устно)
Какой вывод можно сделать после выполнения этого упражнения:
чтобы правильно оформлять диалог, надо использовать синонимы, чтобы избегать повторов!
Работа у доски. Оформление диалога. Закрепление изученного:
— Скажи, бабушка, почему у меня две руки, две ноги, два уха, два глаза, а язык и нос один?- спросила Света.
Бабушка пояснила:
— А потому, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
-Как поняли эту притчу? В чем ее поучительный смысл?
-Сделаем вывод, как оформляется диалог!
Слова каждого лица пишутся с новой строки
Перед каждой репликой ставится тире
Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки, что и прямой речи, но без кавычек
Групповая работа
1,6 группы Составить таблицу - правило
2-4 группы Составить диалог (3-4 реплики) в библиотеке, в магазине, на перемене
Например
Примерный диалог.
- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Диму.
- А его нет дома.
- Передайте ему, пожалуйста, мою просьбу, когда он придёт, пусть позвонит Сергею.
- Обязательно передам.
- Спасибо большое. Извините за беспокойство.
Вывод
- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).
Ералаш «Доброта» (просмотр видео)
5, 7 группа предложить советы по ведению диалога
Советы по ведению диалога
Уметь слушать собеседника, не перебивать.
Употреблять слова вежливости (спасибо, пожалуйста)
Используй правильную речь
Избегать слова-сорняки
Блиц-опрос
Разговор двух или нескольких лиц - это…. диалог
Слова, ответ одного из собеседников - это….. реплика
Слова каждого лица пишутся с …… новой строки
Перед каждой репликой ставится тире
Если реплика сопровождается словами автора, то………. , но ставятся те же знаки, что и прямой речи, но без кавычек
Самооценка этой работы
О ошибок- «5»
1-2 ошибки- «4»
3 ошибки- «3»
Самоконтроль. Рефлексия.
– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами.
Выберите вариант ответа, с которым вы согласны.
1. Сегодня на уроке я
а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.
2. Сегодня на уроке
а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.
3. Сегодня на уроке я
а) хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было трудно.
4. Знания, полученные сегодня,
а) мне нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.
Комментирование оценок за урок.
Д/з упр.254 или упр. 255
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.