Технологическая карта изучения темы
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
Тип урока |
урок открытия нового знания
|
Технология построения урока |
проблемно-диалогическая
|
Тема |
Буквы о-е после шипящих в корне слова |
Цель |
создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании о-е после шипящих в корнях слов
|
Планируемый результат |
|
Предметные умения - иметь представление о шипящих согласных - уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор - уметь находить изучаемую орфограмму в тексте - уметь распознавать слова-исключения; - знать лексическое значение изученных слов; - уметь использовать в речи и на письме изученные слова;
|
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная
|
Книгопечатная продукция учебник
|
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений |
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы |
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности |
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный |
Метапредметные (УУД):
регулятивные: -осуществлять самоконтроль;
|
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами правильного письма. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» |
Актуализация опорных знаний |
регулятивные: - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
1. Что такое главное правило орфографии? 2. Вспомните, какие вы знаете фонемные правила. Приведите примеры. 3. А какие правила мы называем нефонемными? Приведите примеры. |
Обучающиеся вспоминают и формулируют главное правило: слабая позиция проверяется сильной Приводят пример фонемных правил: правописание мягкого знака для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в буквосочетаниях чн, чк, нч, нщ, рщ; гласные и, а, у после шипящих; непроизносимые согласные. Затем называют известное им нефонемное правилло - правописание и–ы после ц. |
Постановка учебной проблемы |
Предметные: - различать фонемные и нефонемные правила. - иметь понятие о звукописи.
Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
Сегодня будем работать над одним ошибкоопасным правилом. Посмотрите на название параграфа. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Почему же эти буквы такие опасные? Чтение «Шуршащей песенки», ответ на предложенные авторами учебника вопросы. Вы заметили, что в корне слов шорох и шёпот пишутся разные гласные? Можем ли мы использовать главное правило? Почему?
|
Обучающиеся предлагают варианты содержания урока.
Учащиеся работают над выразительностью чтения, знакомятся с понятием «звукопись»
Учащиеся делают вывод, что гласные находятся в сильной позиции, поэтому новое правило будет относиться к нефонемным.
|
|
||
Формулирование проблемы, планирование
|
Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, от чего зависит написание?
- Надо ли вам знать, как писать правильно? - По какому плану будете работать?
- Для чего все это вам нужно знать?
|
- когда после шипящих в корне пишется о, а когда ё . Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на недостаточность данных.
- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются. |
|||
Открытие нового знания |
Предметные: - знать критерии выбора о или ё; - владеть способами определения правильности выбора - уметь применять самоинструкцию - знать значение новых слов и их нап |
1. Чтение правила 2. Знакомство с самоинструкцией. Словарная работа: крыжовник, шорох, обжора, капюшон и другие исключения. Для запоминания исключений используются «Веселые рифмы»: Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба |
-Обучающиеся применяют самоинструкцию. |
|||
Применение нового знания |
Предметные: - уметь применять самоинструкцию.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Выполнение заданий. Фонетическая разминка. Затранскрибируйте слова шел, шок, шелк. Что общего в них с точки зрения фонетики? Какое слово «лишнее» и почему? Лексический диктант. 1. Ответьте на вопросы одним словом. Как называется: 1) цвет такой, как у сажи, у угля; 2) плод дуба; 3) маленькое узкое продольное отверстие; 4) ткань из нитей, вырабатываемых гусеницей шелкопряда; 5) очень тихая речь; 6) наездник на скачках; 7) чрезмерно строгий в поведении? |
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.
|
Рефлексия учебной деятельности
|
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Работа в парах. Взаимодиктант «Весёлая чепуха» - Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
|
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале
|
|||
Домашнее задание |
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; |
Как вы читаете, какое задание более всего соответствует приобретённым на уроке знаниям? Задание на дом: правило
|
Обучающиеся определяют, что знание теоретического материала необходимо, поэтому важно выучить самоинструкцию
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.