урок по русскому языку"Буквы о-е после шипящих в корне слова "

  • doc
  • 10.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буквы о-е после шипящих в корне слова.doc

Технологическая карта изучения темы

 

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания

 

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

 

Тема

Буквы  о-е после шипящих  в корне слова

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании о-е после шипящих в корнях слов

 

 

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о шипящих согласных

- уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор

- уметь находить изучаемую орфограмму в тексте

- уметь распознавать слова-исключения;

- знать лексическое значение изученных слов;

- уметь использовать в речи и на письме изученные слова;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

Книгопечатная продукция

учебник

 

 

 


 

Дидактические задачи этапов урока

 

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


 

Технология изучения

 

 

 

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

 

Метапредметные (УУД):

 

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

 

 

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами правильного письма.

     Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

 

 

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Актуализация опорных знаний

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Что такое главное правило орфографии?

2. Вспомните, какие вы знаете фонемные правила. Приведите примеры.

3. А какие правила мы называем нефонемными? Приведите примеры.

Обучающиеся вспоминают и формулируют главное правило: слабая позиция проверяется сильной

Приводят пример фонемных правил: правописание  мягкого  знака для обозначения на письме мягких фонем; отсутствие ь в буквосочетаниях чн, чк, нч, нщ, рщ; гласные и, а, у после шипящих; непроизносимые согласные. Затем называют известное им нефонемное правилло - правописание и–ы  после ц.

 

 

Постановка  учебной проблемы

Предметные:

- различать фонемные и нефонемные правила.

- иметь понятие о звукописи.

 

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Сегодня будем работать над одним ошибкоопасным правилом. Посмотрите на название параграфа. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Почему же эти буквы такие опасные? Чтение «Шуршащей песенки», ответ на предложенные авторами учебника вопросы.

Вы заметили, что в корне слов шорох и шёпот пишутся разные гласные?

Можем ли мы использовать главное правило? Почему?

 

Обучающиеся предлагают варианты содержания урока.

 

 

Учащиеся работают над выразительностью чтения, знакомятся с понятием «звукопись»

 

 

 

Учащиеся делают вывод, что гласные находятся в сильной позиции, поэтому новое правило будет относиться к нефонемным.

 

 

 Формулирование проблемы, планирование

 

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

 

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, от чего зависит написание?

 

- Надо ли вам знать, как писать правильно?

- По какому плану будете работать?

 

- Для чего все это вам нужно знать?

 

- когда после шипящих в корне пишется о, а когда ё .

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на недостаточность данных.

 

- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

Открытие нового знания

 

Предметные:

- знать критерии выбора о или ё;

- владеть способами определения правильности выбора

- уметь применять самоинструкцию

- знать значение новых слов и их нап

1.      Чтение правила

2. Знакомство с самоинструкцией.

Словарная работа: крыжовник, шорох, обжора, капюшон и другие исключения.

Для запоминания исключений используются «Веселые рифмы»:

Шоколад, шофер, крыжовник,  

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба, 

Шорох, чопорный, трущоба

 

 

 

 

 

-Обучающиеся применяют самоинструкцию.

 

Применение нового знания

 

Предметные:

- уметь применять самоинструкцию.

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Выполнение  заданий.

Фонетическая разминка.

Затранскрибируйте  слова шел, шок, шелк. Что общего в них с точки зрения фонетики? Какое слово «лишнее» и почему?

Лексический диктант.

1. Ответьте на вопросы одним словом.

Как называется: 1) цвет такой, как у сажи, у угля; 2) плод дуба; 3) маленькое узкое продольное отверстие; 4) ткань из нитей, вырабатываемых гусеницей шелкопряда; 5) очень тихая речь; 6) наездник на скачках; 7) чрезмерно строгий в поведении?

 

 

 

 

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.

Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Проверьте себя.

Работа в парах. Взаимодиктант

«Весёлая чепуха»

- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале

                            

Домашнее задание

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Как вы читаете, какое задание более всего соответствует приобретённым на уроке знаниям?

Задание на дом:

правило

 

 

Обучающиеся определяют, что знание теоретического материала необходимо, поэтому важно выучить самоинструкцию