Урок по теме "Арифметическая прогрессия". 9-й класс

  • docx
  • 28.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АРИФМЕТ..docx

Урок по теме "Арифметическая прогрессия". 9-й класс

Класс: 9

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “арифметическая прогрессия”;
  • формировать умение находить n-й член и сумму n первых членов арифметической прогрессии, применяя соответствующие формулы;
  • способствовать развитию логического мышления и речи учащихся.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Домашнее задание: п. 25-26, № 579, 584, 603 [1].

2. Актуализация опорных знаний.

- Что такое последовательность?

- Приведите пример последовательности, каждый член которой:

а) больше предыдущего в 3 раза;

б) меньше предыдущего на 3;

в) равен предыдущему.

- Какая последовательность называется возрастающей? Убывающей?

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с одним из видов последовательностей, который называется “арифметическая прогрессия”. [Слайд 1]

4. Изучение нового материала (с применением компьютерной презентации).

1. Давайте рассмотрим последовательность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, ... [Слайд 2]

- Назовите первый член этой последовательности. (3)

- Какое число является пятым членом последовательности? (23)

- Назовите её восьмой член. (38)

- Каким свойством обладают члены данной последовательности? [Слайд 3]

(Каждый следующий отличается от предыдущего на 5, или каждое следующее число больше предыдущего на 5.)

2. Даётся определение арифметической прогрессии. [Слайд 4]

Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом (разностью прогрессии).

3. Задание на распознавание. [Слайд 5]

Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?

1.     – 2; 0; – 2; 0; – 2; 0; ...

2.     4; 8; 16; 32; 64; ...

3.     7; 5; 3; 1; - 1; ...

4.     9,2; 11,3; 9,3; 11,4; 9,4; ...

5.     4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4; ...

Учащиеся анализируют записанные последовательности, выясняют, что арифметическими прогрессиями являются третья и пятая последовательности.

- Укажите для арифметических прогрессий первый член и разность.

(7; 5; 3; 1; - 1; ... ;https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5947.gif = 7; d = - 2; 4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4;...; https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5947.gif = 4,2; d = 0,3)

4. Знакомство со свойством членов арифметической прогрессии.[Слайд 6]

Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов.

5. – Примените это свойстводля данных арифметических прогрессий. [Слайд 7]

7; 5; 3; 1; - 1; ... ( https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5948.gif = 5; https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5949.gif = 3; https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5950.gif = 1);

4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4; ... ( https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5951.gif = 4,5; https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5952.gif = 4,8; https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5953.gif = 5,1).

- Верно и обратное утверждение: если в последовательности каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией. [Слайд 8]

6) Знакомство с формулой n – ого члена арифметической прогрессии.[Слайд 9]

- Зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой её член, пользуясь формулой n-го члена арифметической прогрессии https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5954.gif = https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5947.gif + d(n – 1).

7) Знакомство с формулами суммыn первых членов арифметической

прогрессии. [Слайд 10]

- При решении некоторых задач требуется найти сумму нескольких первых членов арифметической прогрессии. В этом случае можно воспользоваться одной из двух формул: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5955.gif = https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5956.gif ;https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5955.gif = n.

- В каких случаях вы будете пользоваться первой формулой? Второй формулой?

8) Применение изученных формул.[Слайд 11]

- Заполните таблицу:

 развернуть таблицу

№ п/п

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5957.gif

d

n

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5958.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5959.gif

1

3

2

5

 

 

2

4

- 1

7

 

 

3

- 2

3

6

 

 

4

- 5

2

8

 

 

5

1,2

3

5

 

 

6

- 1,5

- 2

7

 

 

7

 

3

6

17

 

8

 

2

8

9

 

9

- 2,1

4

 

13,9

 

10

3

2,4

 

27

 

11

- 3

 

10

 

15

12

 

 

12

3

22,8

 развернуть таблицу

Ключ к тренажёру:

 развернуть таблицу

№ п/п

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5957.gif

d

n

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5958.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5959.gif

1

3

2

5

11

35

2

4

- 1

7

- 2

7

3

- 2

3

6

13

33

4

- 5

2

8

9

16

5

1,2

3

5

13,2

36

6

- 1,5

- 2

7

- 13,5

-52,5

7

2

3

6

17

57

8

- 5

2

8

9

16

9

- 2,1

4

5

13,9

29,5

10

3

2,4

11

27

165

11

- 3

1

10

6

15

12

0,8

0,2

12

3

22,8

 развернуть таблицу

Работа по заполнению таблицы ведётся фронтально. Каждый раз обращается внимание на использование соответствующих формул.

Сильным учащимся можно предложить следующий тренажёр:

 развернуть таблицу

№ п/п

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5960.gif

d

n

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5961.gif

т

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5962.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5963.gif

1

 

 

9

13

8

11

 

2

 

 

8

–2,1

7

–1,8

 

3

 

 

11

35

9

32

 

4

 

 

14

34https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image1611.gif

8

46

 

5

 

 

15

48

12

43,5

 

6

0,8

 

 

3,4

 

 

23,1

7

–2,4

 

 

–10

 

 

–12,4

8

–14

 

 

0

 

 

–56

9

 

 

15

18

17

24

 

10

 

 

6

18

10

12

 

 развернуть таблицу

Ключ к тренажёру:

 развернуть таблицу

№ п/п

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5960.gif

d

n

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5964.gif

т

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5965.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649642/Image5963.gif

1

– 3

2

9

13

8

11

45

2

0

– 0,3

8

–2,1

7

–1,8

–8,4

3

20

1,5

11

35

9

32

302,5

4

60

–2

14

34

8

46

658

5

27

1,5

15

48

12

43,5

562,5

6

0,8

0,26

11

3,4

23,1

7

–2,4

– 7,6

2

–10

–12,4

8

–14

2

8

0

–56

9

–24

3

15

18

17

24

–45

10

–25,5

–1,5

6

18

10

12

–22,5

 развернуть таблицу

5. Подведение итогов урока. [Слайд 12]

- Какая последовательность называется арифметической прогрессией?

- Что такое разность арифметической прогрессии?

- Каким свойством обладают члены арифметической прогрессии?

- Как найти неизвестный член арифметической прогрессии?

- Каким образом ищется сумма n первых членов арифметической прогрессии?

- Какие типы задач мы решали по теме “Арифметическая прогрессия”? [Слайд 13]

(Нахождение:

1.     n-го члена арифметической прогрессии по её первому члену и разности;

2.     первого члена по её n члену и разности;

3.     разности арифметической прогрессии по её первому и n члену;

4.     суммы n первых членов арифметической прогрессии;

5.     первого члена арифметической прогрессии по её n члену и сумме n первых членов;

6.     нахождение номера n-го члена арифметической прогрессии;

7.     n-го члена арифметической прогрессии по её первому члену и сумме n первых членов.)

Использованная литература.

1.     Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова “Алгебра. 9 класс”, Москва “Просвещение”, 2009 год.