Урок по теме "А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"
Оценка 4.6

Урок по теме "А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

Оценка 4.6
docx
24.03.2020
Урок по теме "А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"
«А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка».docx

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

Цели урока:

знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

Задачи:

 Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; систематизация знаний по сборнику «Повести Белкина», познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.

        Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развивать умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.

 Воспитывающая: воспитать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию, воспитать нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

 

Оформление доски: Иллюстрации к повести и рисунки учащихся. Стенд «Болдинская осень»

Ход урока

І. Проверка усвоения изученного материала.

1. Проверка домашнего задания

Вопросы: Посмотрите внимательно на доску, вспомните материал предыдущих уроков и ответьте:

·        Что обозначают эти цифры:

9 сентября 1830 года

14 сентября 1830 года

20 сентября 1830 года

14 октября 1830 года

20 октября 1830 года.

( Это даты написания повестей Белкина: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»)

·        Что объединяет эти повести? (Покойный Иван Петрович Белкин. Повести Белкина объединены одной общей темой - темой судьбы. Ведь в каждой повести встреча героев неслучайна).

·        Кто автор, кто рассказчик? Почему Пушкин передал повествование подставному автору, Белкину? (Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Судя по «Предисловию» к «Повестям», Иван Петрович Белкин – небогатый помещик, добрый, кроткий и несколько ленивый. Он не профессиональный писатель, а любитель, пишет для рассеяния провинциальной скуки, находя сюжеты своих сочинений якобы в рассказах знакомых ему людей. Этим приемом достигается доверие читателей к автору, создается иллюзия достоверности описываемых событий. Белкина привлекают острые сюжеты, истории и случаи, анекдоты, как сказали бы в старину Содержание повестей – бытовые истории, случаи и происшествия, случившиеся в провинции. Героями являются люди различного происхождения и разных профессий – это и гробовщик, и станционный смотритель с дочкой, и провинциальные барышни, и помещики, и офицеры и мн. др. Читая эти произведения мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».)

2. Выполнение задания

Сопоставить        1) название повести  и эпизод;

                   2) название повести и героя

       1. Сильвио

       1.    «Барышня-крестьянка»

1. Крестьянку обучает грамоте молодой барин

 

       2.  Лиза Муромская

       2.     «Метель»

2. Барыня приехала на могилу отца

 

       3.  Андриян Прохоров

       3.    «Гробовщик»

3. Тайное венчание

 

4.     Минский

4.     Станционный Смотритель»

4.Дуэль

5.     Дуня

5.      «Выстрел»

6.     Самсон Вырин

7.     Бурмин

8.     Марья Гавриловна

 

 

3. Объявление темы и целей урока.

Цитата из поэмы Ипполита Федоровича  Богдановича (1743-1803) «Душенька» (1775)

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ли где сидишь у шалаша,
Во всех ты чудо света;
Во всех являешься прекрасным божеством -
И только ты одна прекраснее портрета. 

Это крылатое выражение использовано А.С. Пушкином в качестве эпиграфа к одной из повестей. К какой? ("Барышня-крестьянка")
"Во всех, ты, душенька, нарядах хороша".

- Ребята, давайте вспомним, а что такое эпиграф?

Эпиграф (греч. epigraphe — надпись) – 1. небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема. У древних греков надпись на надгробном памятнике, здании. 2. Короткий текст (изречение, цитата, пословица), предпосланный автором  произведению или его части, главе.[4] Предпосланный произведению текст призван прояснить авторский замысел, указать на основную идею художественного текста. Эпиграф – ключ к литературному произведению. Он привлекает внимание читателя, он определяет основное содержание, интригуя и приглашая к чтению. Известный литературовед С. Бочаров утверждает: «Эпиграф – это голос из-за границы произведения».

- Как вы думаете, в чем смысл этого эпиграфа?

( Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.)

-Давайте теперь попробуем сформулировать цели и задачи нашего сегодняшнего урока.

Цели урока:

знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

Задачи:

 Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; систематизация знаний по сборнику «Повести Белкина», познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.

        Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развивать умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.

 Воспитывающая: воспитать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию, воспитать нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

 

4. Тест на знание содержания повести «Барышня-крестьянка»

         Сегодня мы будем более подробно говорить о повести «Барышня-крестьянка», для плодотворной, эффективной работы нам необходимо вспомнить содержание повести.

·        Кратко сюжет. Сформулируйте сюжет повести «Барышня-крестьянка»

(Соседи-помещики, бывшие друзья, враждуют между собой, дочери одного из них, Лизе Муромской, приглянулся сын  Ивана Петровича Берестова, Алексей. Чтобы пообщаться  с молодым человеком, она переодевается крестьянкой. Молодые люди полюбили друг друга. Отцы помирились и решили поженить детей. В то момент, когда Алексей приезжает к Муромским категорично отказаться от нелюбимой, именно в ней он узнает свою любимую)

·        Основные эпизоды. Расположите по порядку эпизоды:

1.     Чтение Лизой письма от Алексея.

2.     «Набеленная» и «насмуренная» Лиза встречает гостей отца.

3.     Первая встреча в лесу.

4.     Шитье сарафана.

5.     Рассказ Насти о молодом Берестове.

6.     Примирение отцов-соседей.

7.     Обучение грамоте.

·        Перечислите всех упомянутых в повести героев (Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Алексей Берестов, Лиза, мисс Жаксон, Настя, Трофим-пастух, Акулина, дочь Василия-кузнеца, дворовые девки).

·        Игра «Чья это усадьба?»

1)    Дом выстроен по собственному плану, есть суконная фабрика (Берестовы)

2)    Английский сад (Муромские)

3)    В будни хозяин в плисовой куртке, по праздникам – сюртук из домашней работы (Берестов)

4)    Конюхи одеты английскими жокеями(Муромские)

5)    В Тугилове (Берестовы)

6)    В селе Прилучино. (Муромские)

7)    Сад и зверинец, дорожки, тщательно выметенные и усыпанные песком (Муромские)

Физкультминутка

ІІ. Анализ повести «Барышня-крестьянка».

На дом вам было задано подготовить инсценировки, давайте посмотрим…

1.     Инсценировка эпизода.

Задание: определить роль эпизода в композиции повести, правильно ли определены границы, основная мысль эпизода, кто участники, как это повлияет на дальнейшие события повести.

Данное задание в виде ответа-плана можно написать на доске или дать распечатку. До урока надо узнать, кто и какие эпизоды готовил для инсценировки.

ВОПРОСЫ после инсценировки эпизода «Разговор Лизы и Насти»

·        Что задумала совершить Лиза?

·        Как герои встретились в первый раз?

Инсценировка эпизода «Первое свидание»

ВОПРОСЫ после инсценировки данного эпизода.

·        Почему Лиза решилась на дальнейшие встречи?

·        Как Акулина взяла верх над барином?

·        Как вел себя Алексей?

·        Почему свадьба между молодыми людьми не может состояться? Найти и прочитать отрывок текста повести от слов «,,,, мысль о неразрывных узах» до «их взаимных отношений»

Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили. Причина ясная: Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою; а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смел надеяться на взаимное примирение. К тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца. Вдруг важное происшествие чуть было не переменило их взаимных отношений.

Чтение эпизода «Разговор Алексея с отцом о женитьбе».

Иван Петрович менее беспокоился об успехе своих намерений. В тот же вечер призвал он сына в свой кабинет, закурил трубку и, немного помолчав, сказал: «Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь? Иль гусарский мундир уже тебя не прельщает!» — «Нет, батюшка,— отвечал почтительно Алексей,— я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары; мой долг вам повиноваться».— «Хорошо,— отвечал Иван Петрович,— вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно; не хочу ж и я тебя неволить; не понуждаю тебя вступить... тотчас... в статскую службу; а покамест намерен я тебя женить».

— На ком это, батюшка? — спросил изумленный Алексей.

— На Лизавете Григорьевне Муромской,— отвечал Иван Петрович; — невеста хоть куда; не правда ли?

— Батюшка, я о женитьбе еще не думаю.

— Ты не думаешь, так я за тебя думал и передумал.

— Воля ваша. Лиза Муромская мне вовсе не нравится.

— После понравится. Стерпится, слюбится.

— Я не чувствую себя способным сделать ее счастие.

— Не твое горе — ее счастие. Что? так-то ты почитаешь волю родительскую? Добро!

— Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.

— Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю. Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться.

Алексей знал, что если отец заберет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь; но Алексей был в батюшку, и его столь же трудно было переспорить. Он ушел в свою комнату и стал размышлять о пределах власти родительской, о Лизавете Григорьевне, о торжественном обещании отца сделать его нищим и наконец об Акулине. В первый раз видел он ясно, что он в нее страстно влюблен; романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия. С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды. Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предлагал ей свою руку. Тотчас отнес он письмо на почту, в дупло, и лег спать весьма довольный собою.

 

ВОПРОС:

·        Готов ли Алексей променять свою любовь на будущее наследство?

·        Как раскрылась тайна Лизы?

Просмотр фрагмента фильма «Барышня-крестьянка».

- Ребята, сейчас мы просмотрим с вами фрагмент фильма «Барышня-крестьянка». По ходу просмотра обратите внимание,  в чем отличие между повестью и фильмом, какой вывод можно сделать…

ОБОБЩАЮЩИЙ ВОПРОС: в какой инсценировке, по-вашему, участникам удалось передать характер и эмоции героев?

2.     Литературоведческий анализ эпизодов.

1) Вопросы по композиции повести.

·        Какой эпизод можно считать завязкой событий?  (Разговор Насти и Лизы, решение Лизы познакомиться с Алексеем.)

·        Какой эпизод будет считаться кульминацией – наивысшим напряжением:  разговор отца и сына или встречу Алексея и Лизы в конце повести? Почему? ( Кульминация – эпизод разговора, так как еще не ясно, как поступят герои, чем все закончится. Встреча Алексея с читающей его письмо Лизой – это счастлива развязка.)

ІІІ. Итог урока.

- Интересно ли было читать это произведение?
 (Повесть «Барышня-крестьянка» - весёлое лёгкое произведение, в котором встречаются эпизоды, вызывающие добрую улыбку. Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Конечно, такие отношения между помещиками и крестьянами не характерны для эпохи 19 века, но и не являются исключением. А.С.Пушкин был за нормальные человеческие отношения между людьми, не зависящие от происхождения (дворянского или крестьянского).

Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы.

Она вызывает интерес и в наше время. Выпускаются диски с аудиозаписями,  с радиоспектаклем. По повести снят кинофильм «Барышня-крестьянка».

2)    ІΥ. Домашнее задание: подготовить рассказ от имени героя (Лизы, Алексея).


 

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

Петровичу Белкину. Судя по «Предисловию» к «Повестям»,

Петровичу Белкину. Судя по «Предисловию» к «Повестям»,

Объявление темы и целей урока.

Объявление темы и целей урока.

А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями

А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями

В будни хозяин в плисовой куртке, по праздникам – сюртук из домашней работы (Берестов) 2)

В будни хозяин в плисовой куртке, по праздникам – сюртук из домашней работы (Берестов) 2)

К тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца

К тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца

ВОПРОС: · Готов ли

ВОПРОС: · Готов ли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020