А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»
Цели урока:
знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; систематизация знаний по сборнику «Повести Белкина», познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.
Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развивать умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.
Воспитывающая: воспитать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию, воспитать нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Оформление доски: Иллюстрации к повести и рисунки учащихся. Стенд «Болдинская осень»
Ход урока
І. Проверка усвоения изученного материала.
1. Проверка домашнего задания
Вопросы: Посмотрите внимательно на доску, вспомните материал предыдущих уроков и ответьте:
· Что обозначают эти цифры:
9 сентября 1830 года
14 сентября 1830 года
20 сентября 1830 года
14 октября 1830 года
20 октября 1830 года.
( Это даты написания повестей Белкина: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»)
· Что объединяет эти повести? (Покойный Иван Петрович Белкин. Повести Белкина объединены одной общей темой - темой судьбы. Ведь в каждой повести встреча героев неслучайна). |
· Кто автор, кто рассказчик? Почему Пушкин передал повествование подставному автору, Белкину? (Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Судя по «Предисловию» к «Повестям», Иван Петрович Белкин – небогатый помещик, добрый, кроткий и несколько ленивый. Он не профессиональный писатель, а любитель, пишет для рассеяния провинциальной скуки, находя сюжеты своих сочинений якобы в рассказах знакомых ему людей. Этим приемом достигается доверие читателей к автору, создается иллюзия достоверности описываемых событий. Белкина привлекают острые сюжеты, истории и случаи, анекдоты, как сказали бы в старину Содержание повестей – бытовые истории, случаи и происшествия, случившиеся в провинции. Героями являются люди различного происхождения и разных профессий – это и гробовщик, и станционный смотритель с дочкой, и провинциальные барышни, и помещики, и офицеры и мн. др. Читая эти произведения мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».)
2. Выполнение задания
Сопоставить 1) название повести и эпизод;
2) название повести и героя
1. Сильвио |
1. «Барышня-крестьянка» |
1. Крестьянку обучает грамоте молодой барин
|
2. Лиза Муромская |
2. «Метель» |
2. Барыня приехала на могилу отца
|
3. Андриян Прохоров |
3. «Гробовщик» |
3. Тайное венчание
|
4. Минский |
4. Станционный Смотритель» |
4.Дуэль |
5. Дуня |
5. «Выстрел» |
|
6. Самсон Вырин |
||
7. Бурмин |
||
8. Марья Гавриловна |
3. Объявление темы и целей урока.
Цитата из поэмы Ипполита Федоровича Богдановича (1743-1803) «Душенька» (1775)
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ли где сидишь у шалаша,
Во всех ты чудо света;
Во всех являешься прекрасным божеством -
И только ты одна прекраснее портрета.
Это крылатое выражение использовано А.С. Пушкином в качестве эпиграфа к одной
из повестей. К какой? ("Барышня-крестьянка")
"Во всех, ты, душенька, нарядах хороша".
- Ребята, давайте вспомним, а что такое эпиграф?
Эпиграф (греч. epigraphe — надпись) – 1. небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема. У древних греков надпись на надгробном памятнике, здании. 2. Короткий текст (изречение, цитата, пословица), предпосланный автором произведению или его части, главе.[4] Предпосланный произведению текст призван прояснить авторский замысел, указать на основную идею художественного текста. Эпиграф – ключ к литературному произведению. Он привлекает внимание читателя, он определяет основное содержание, интригуя и приглашая к чтению. Известный литературовед С. Бочаров утверждает: «Эпиграф – это голос из-за границы произведения».
- Как вы думаете, в чем смысл этого эпиграфа?
( Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.)
-Давайте теперь попробуем сформулировать цели и задачи нашего сегодняшнего урока.
Цели урока:
знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; систематизация знаний по сборнику «Повести Белкина», познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.
Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развивать умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.
Воспитывающая: воспитать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию, воспитать нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
4. Тест на знание содержания повести «Барышня-крестьянка»
Сегодня мы будем более подробно говорить о повести «Барышня-крестьянка», для плодотворной, эффективной работы нам необходимо вспомнить содержание повести.
· Кратко сюжет. Сформулируйте сюжет повести «Барышня-крестьянка»
(Соседи-помещики, бывшие друзья, враждуют между собой, дочери одного из них, Лизе Муромской, приглянулся сын Ивана Петровича Берестова, Алексей. Чтобы пообщаться с молодым человеком, она переодевается крестьянкой. Молодые люди полюбили друг друга. Отцы помирились и решили поженить детей. В то момент, когда Алексей приезжает к Муромским категорично отказаться от нелюбимой, именно в ней он узнает свою любимую)
· Основные эпизоды. Расположите по порядку эпизоды:
1. Чтение Лизой письма от Алексея.
2. «Набеленная» и «насмуренная» Лиза встречает гостей отца.
3. Первая встреча в лесу.
4. Шитье сарафана.
5. Рассказ Насти о молодом Берестове.
6. Примирение отцов-соседей.
7. Обучение грамоте.
· Перечислите всех упомянутых в повести героев (Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Алексей Берестов, Лиза, мисс Жаксон, Настя, Трофим-пастух, Акулина, дочь Василия-кузнеца, дворовые девки).
· Игра «Чья это усадьба?»
1) Дом выстроен по собственному плану, есть суконная фабрика (Берестовы)
2) Английский сад (Муромские)
3) В будни хозяин в плисовой куртке, по праздникам – сюртук из домашней работы (Берестов)
4) Конюхи одеты английскими жокеями(Муромские)
5) В Тугилове (Берестовы)
6) В селе Прилучино. (Муромские)
7) Сад и зверинец, дорожки, тщательно выметенные и усыпанные песком (Муромские)
Физкультминутка
ІІ. Анализ повести «Барышня-крестьянка».
На дом вам было задано подготовить инсценировки, давайте посмотрим…
1. Инсценировка эпизода.
Задание: определить роль эпизода в композиции повести, правильно ли определены границы, основная мысль эпизода, кто участники, как это повлияет на дальнейшие события повести.
Данное задание в виде ответа-плана можно написать на доске или дать распечатку. До урока надо узнать, кто и какие эпизоды готовил для инсценировки.
ВОПРОСЫ после инсценировки эпизода «Разговор Лизы и Насти»
· Что задумала совершить Лиза?
· Как герои встретились в первый раз?
Инсценировка эпизода «Первое свидание»
ВОПРОСЫ после инсценировки данного эпизода.
· Почему Лиза решилась на дальнейшие встречи?
· Как Акулина взяла верх над барином?
· Как вел себя Алексей?
· Почему свадьба между молодыми людьми не может состояться? Найти и прочитать отрывок текста повести от слов «,,,, мысль о неразрывных узах» до «их взаимных отношений»
Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили. Причина ясная: Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою; а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смел надеяться на взаимное примирение. К тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилучинского кузнеца. Вдруг важное происшествие чуть было не переменило их взаимных отношений.
Чтение эпизода «Разговор Алексея с отцом о женитьбе».
Иван Петрович менее беспокоился об успехе своих намерений. В тот же вечер призвал он сына в свой кабинет, закурил трубку и, немного помолчав, сказал: «Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь? Иль гусарский мундир уже тебя не прельщает!» — «Нет, батюшка,— отвечал почтительно Алексей,— я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары; мой долг вам повиноваться».— «Хорошо,— отвечал Иван Петрович,— вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно; не хочу ж и я тебя неволить; не понуждаю тебя вступить... тотчас... в статскую службу; а покамест намерен я тебя женить».
— На ком это, батюшка? — спросил изумленный Алексей.
— На Лизавете Григорьевне Муромской,— отвечал Иван Петрович; — невеста хоть куда; не правда ли?
— Батюшка, я о женитьбе еще не думаю.
— Ты не думаешь, так я за тебя думал и передумал.
— Воля ваша. Лиза Муромская мне вовсе не нравится.
— После понравится. Стерпится, слюбится.
— Я не чувствую себя способным сделать ее счастие.
— Не твое горе — ее счастие. Что? так-то ты почитаешь волю родительскую? Добро!
— Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.
— Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю. Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться.
Алексей знал, что если отец заберет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь; но Алексей был в батюшку, и его столь же трудно было переспорить. Он ушел в свою комнату и стал размышлять о пределах власти родительской, о Лизавете Григорьевне, о торжественном обещании отца сделать его нищим и наконец об Акулине. В первый раз видел он ясно, что он в нее страстно влюблен; романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия. С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды. Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предлагал ей свою руку. Тотчас отнес он письмо на почту, в дупло, и лег спать весьма довольный собою.
ВОПРОС:
· Готов ли Алексей променять свою любовь на будущее наследство?
· Как раскрылась тайна Лизы?
Просмотр фрагмента фильма «Барышня-крестьянка».
- Ребята, сейчас мы просмотрим с вами фрагмент фильма «Барышня-крестьянка». По ходу просмотра обратите внимание, в чем отличие между повестью и фильмом, какой вывод можно сделать…
ОБОБЩАЮЩИЙ ВОПРОС: в какой инсценировке, по-вашему, участникам удалось передать характер и эмоции героев?
2. Литературоведческий анализ эпизодов.
1) Вопросы по композиции повести.
· Какой эпизод можно считать завязкой событий? (Разговор Насти и Лизы, решение Лизы познакомиться с Алексеем.)
· Какой эпизод будет считаться кульминацией – наивысшим напряжением: разговор отца и сына или встречу Алексея и Лизы в конце повести? Почему? ( Кульминация – эпизод разговора, так как еще не ясно, как поступят герои, чем все закончится. Встреча Алексея с читающей его письмо Лизой – это счастлива развязка.)
ІІІ. Итог урока.
-
Интересно ли было читать это произведение?
(Повесть «Барышня-крестьянка» - весёлое лёгкое произведение, в котором
встречаются эпизоды, вызывающие добрую улыбку. Крестьянская девушка Настя и
дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со
слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Конечно, такие отношения
между помещиками и крестьянами не характерны для эпохи 19 века, но и не являются
исключением. А.С.Пушкин был за нормальные человеческие отношения между людьми,
не зависящие от происхождения (дворянского или крестьянского).
Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы.
Она вызывает интерес и в наше время. Выпускаются диски с аудиозаписями, с радиоспектаклем. По повести снят кинофильм «Барышня-крестьянка».
2) ІΥ. Домашнее задание: подготовить рассказ от имени героя (Лизы, Алексея).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.