Тема: Атмосферное давление
Цели урока:
Образовательные – формирование представления об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением;
Развивающие - Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания;
- Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.
Воспитательные – повышение активности учащихся, воспитание географической культуры
Личностные УУД:
– выражать положительное отношение к процессу познания;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
Регулятивные УУД:
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- Адекватно воспринимать оценку учителя
Познавательным УУД :
1. Осознавать познавательную задачу;
2. Извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника и других источниках информации.
3. Анализировать результаты опытов, фиксировать их результаты
4. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
5. Делать обобщения, выводы;
6. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
7. Строить логические цепи рассуждений;
8. Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
9. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
10. Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;
11. Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
12. Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, вычисление);
13. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
14. Проверять информацию, находить дополнительную информацию.
Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
4. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к соучастнику деятельности
5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
6. Разрешение конфликтов – выявление, поиск способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
7. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Тип урока: изучение нового материала. Географическая лаборатория.
Методы обучения: исследовательский, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
· Интеллектуальные – задания разного уровня сложности, диалогическое решение поставленных задач;
· Социальные – работа в парах, группах, взаимоконтроль;
· Эмоциональные – создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации.
Оборудование: физическая карта мира, барометр, проектор, экран, компьютер, презентация, учебники; стакан, воронка, пластиковая бутылка, пластилин, лист бумаги, газета, линейка, спички, свечка, карточки с описанием опытов для групп, вода, ёмкость для воды
Ход урока:
- Здравствуйте. В течение многих уроков вы изучаете строение нашей планеты и достигли отличных результатов. Сегодня я приглашаю вас продолжить изучение земли в географической лаборатории, в которую превратится наш класс. Я – руководитель лаборатории. Вы – мои будущие сотрудники. Согласны? Сегодня мы работаем в группах. “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”. Пожалуйста, выберите капитана каждой группы-команды. (Капитанам вручается лист фиксации результатов каждого члена команды)
1 этап – Актуализация учебных знаний:
Географический диктант (проводится в парах). Взаимопроверка в парах (правильные ответы появились на слайде 1). Капитаны вносят в таблицу полученные баллы.
2. Этап – Мотивация:
Атмосфера хранит много тайн и загадок, с ней связано много интересных историй. Например, такая. Это было в далеком 17 веке, Рене Декарту попадает в руки старый серебряный флакон от духов, продырявленный острием шпаги. Он обратил внимание, что из закрытого пробкой продырявленного флакона духи не вытекают, но стоит вынуть пробку - жидкость выливается. Какая тому причина?
Недавно со мной произошла похожая история. ( Предлагаю аналогичную ситуацию с шампунем). Как вы думаете, почему шампунь не выливается из закрытой бутылки, а стоит её только открыть и шампунь вытекает?
3. Этап – постановка цели и задач урока:
- Правильно, это воздух давит на шампунь и вытесняет его из бутылочки. Значит тема нашего урока сегодня «Атмосферное давление» (слайд 2). Кто первый найдет в учебнике §25 определение, что такое атмосферное давление? Записываем в тетрадь: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
А что мы знаем про атмосферное давление? Кто первый его определил? В чем оно измеряется? Какими приборами измеряется АД и как они устроены? От чего зависит атмосферное давление? (возникающие вопросы записываются на доске и по мере ознакомления с ними зачеркиваются)
- АД - невидимая, неощутимая до поры до времени сила. Столб воздуха от поверхности Земли до верхней границы атмосферы давит на 1 см2 массой 1кг,300 гр., т.е. ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением.
4.Этап – новые знания:
(Раздаются инструкции по проведению опытов в каждую команду)
Опыт 1 команды: опыт с линейкой (инструкция 1). Почему линейка не отлетела, когда мы накрыли её газетой? На неё давит воздух, мы доказали наличие атмосферного давления.
Опыт 2 команды: опыт с перевернутым стаканом воды и бумагой (инструкция 2). Почему вода не выливается из стакана?
Вывод: воздух давит везде и сверху и снизу, со всех сторон. Запишем в тетрадь: АД передается одинаково во всех направлениях
- Кто же и когда измерил АД, давайте посмотрим маленький видеофильм (слайд )
Вопросы: 1. Кто впервые измерил атмосферное давление?
2. Каким способом? Объясните этот процесс (слайды )
- Прибор для измерения АД называется ртутным барометром, а давление измеряется в мм.рт. ст.
-Найдите в тексте учебника, в каких ещё единицах измеряется атмосферное давление? Миллибарах и гектопаскалях. Более подробно с ними вы познакомитесь в курсе физики.
- Однако, ртутный барометр опасен для человека, поэтому сейчас используют барометр-анероид. Это барометр механический, в нем нет жидкости. Он представляет собой коробочку, из которой выкачан воздух. При повышении АД коробочка сжимается и стрелка отклоняется влево, при понижении АД - расширяется и стрелка отклоняется вправо. (слайд )
Опыт 3 группы: опыт зависимости АД от высоты (инструкция 3). Мы видим, что верхний фонтан бьет не так далеко, как другой. Ребята объясняют, что это происходит потому, что наверху давление воды меньше, чем внизу. Определяем по рисунку в какой точке Земли давление будет больше и делаем вывод – почему. (слайд ) Вывод: чем выше находится точка, тем меньше там давление
Записываем в тетрадь: АД зависит от высоты местности.
Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 10,5 м подъема на
1 мм рт. ст.
Давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 – 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и равно 760 мм. рт. ст. (слайд )
Определите, какое давление пониженное, а какое повышенное: 745, 756, 780, 810, 765, 680, 670.
Оказывается самое высокое давление зафиксировано в России, в сибирском г. Туруханске – 816 мм.рт.ст., а самое низкое в Японии – 641 мм.рт.ст. во время урагана «Ненси» в 2010г. (работа с картой)
Опыт 4 группы: опыт со свечой, водой и стаканом. Почему вода втянулась в стакан?
Дополнительные вопросы: - Почему воздушный шар наполняют теплым воздухом?
- Почему отопительные батареи в комнате ставят под окном?
- Вывод: теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Когда воздух охлаждается, он становится тяжелее, опускается вниз.
- Запишем в тетрадь: АД зависит от температуры: чем выше температура воздуха, тем ниже давление и наоборот.
С помощью АД можно предсказать погоду:
Понижение АД предвещает осадки.
Повышение АД к сухой погоде. (Слайд )
- Если на человека давит 15 т воздуха, то почему человек его не ощущает?
АД давление находится в равновесии с давлением внутри человеческого организма. При перепадах давления равновесие нарушается и человек чувствует недомогание, головокружение, боли и т.п.
5. Этап - закрепление полученных знаний:
1. Давайте подсчитаем, какое давление наблюдается в с. Захарово, если оно находится на высоте 160 м над уровнем моря.
160 : 10,5 = 15 раз = 15 мм
760 – 15 = 745 мм.рт.ст
Какое это давление повышенное или пониженное? (слайд )
2. Определить высоту холма, на который поднялся турист, если у его подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.?
765-720=45 мм.рт.ст
45*10,5 = 472,5 м
6. Этап- рефлексия:
- Подведем итоги работы нашей лаборатории.
Что же мы сегодня узнали, какие открытия совершили? (слайд )
Молодцы! Я вами довольна! А вам понравилось быть сотрудниками географической лаборатории?
я по вашим листам–картам и жетонам подведу итоги работы групп. ?
7. этап - Д/З:
1. §25
2. Решить задачи, выданные на листах, каждый выбирает себе по уровню сложности
3.
«В годы ВОВ над городом, временно оккупированном фашистами, кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно, мальчик по имени Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 метров. Вопрос: почему летали листовки? Кто или что их распространял по воздуху?»
Географический диктант
1. Самый нижний слой атмосферы – это _________________________________
2. Температуру воздуха определяют прибором ____________________________
3. Воздух нагревается от _______________________________________________
4. В атмосфере преобладает газ _________________________________________
5. Атмосфера защищает Землю от падения ________________________________
6. Чем выше поднимаемся в горы, тем становится __________________________
7. Газ, необходимый человеку для дыхания – это ___________________________
8. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем _________________________ температура нагрева подстилающей поверхности.
9. Разница между наибольшей и наименьшей температурой воздуха , называется ________________________________________________________________
10. Все погодные явления (ветер, облака, осадки и прочее) происходят в слое __________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Географический диктант
1. Самый нижний слой атмосферы – это _________________________________
2. Температуру воздуха определяют прибором ____________________________
3. Воздух нагревается от _______________________________________________
4. В атмосфере преобладает газ _________________________________________
5. Атмосфера защищает Землю от падения ________________________________
6. Чем выше поднимаемся в горы, тем становится __________________________
7. Газ, необходимый человеку для дыхания – это ___________________________
8. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем _________________________ температура нагрева подстилающей поверхности.
9. Разница между наибольшей и наименьшей температурой воздуха , называется ________________________________________________________________
10. Все погодные явления (ветер, облака, осадки и прочее) происходят в слое __________________________________________________________________
Лист оценки работы членов группы № 3
Этап урока Ф.И. |
Географич. диктант |
Эксперимент |
Суждения, выводы |
Решение задач |
Общая оценка за урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист оценки работы членов группы № 4
Этап урока Ф.И. |
Географич. диктант |
Эксперимент |
Суждения, выводы |
Решение задач |
Общая оценка за урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание: 1. §25
2. Решить задачи, расположенные ниже. Каждый выбирает себе по уровню сложности Задачи -1 уровень (решается по образцу)
1. Рассчитайте атмосферное давление для города Москвы, который находится на высоте 200 м над уровнем моря. 2. Самолёт поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм рт.ст.?
Задачи - 2 уровень
1. Рассчитайте атмосферное давление для города Астрахань, который находится на высоте -21 м (ниже уровня моря)
2. У подножия холма на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм, а на вершине холма в это же время - 720 мм. Определите относительную и абсолютную высоту горы.
|
Домашнее задание: 1. §25
2. Решить задачи, расположенные ниже. Каждый выбирает себе по уровню сложности Задачи -1 уровень (решается по образцу)
1. Рассчитайте атмосферное давление для города Москвы, который находится на высоте 200 м над уровнем моря. 2. Самолёт поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм рт.ст.?
Задачи - 2 уровень
1. Рассчитайте атмосферное давление для города Астрахань, который находится на высоте -21 м (ниже уровня моря)
2. У подножия холма на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм, а на вершине холма в это же время - 720 мм. Определите относительную и абсолютную высоту горы.
|
3. Проблема:
В годы ВОВ над городом, временно оккупированном фашистами, кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно, мальчик по имени Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 метров. Вопрос: почему летали листовки? Кто или что их распространял по воздуху?
|
3. Проблема:
В годы ВОВ над городом, временно оккупированном фашистами, кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно, мальчик по имени Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 метров. Вопрос: почему летали листовки? Кто или что их распространял по воздуху?
|
Инструкция №1
Оборудование: линейка длиной 50-60 см, газета.
Проведение опыта: Положим на стол линейку, так чтобы 10 - 15 см свешивались со стола. Стукните по ней указательным пальцем. А теперь расстелите на столе поверх линейки газету. Аккуратно расстели, разгладь руками, расправь все складочки . теперь снова ударьте тем же пальцем, с той же силой. Что произошло? Постарайтесь объяснить
Инструкция №2
Оборудование: стакан, вода, бумага.
Проведение опыта: Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Что происходит? Попробуйте объяснить происходящее
Инструкция №3
Оборудование: бутылка, вода, атлас, циркуль или острая игла, карандаш, воронка, пластилин.
Проведение опыта:
1. Определите с помощью атласа высоту г.Джомолунгмы (Эвереста) и г. Народная. Подпишите высоту этих гор на рисунке (на пластиковой бутылке).
2. С помощью циркуля сделайте на боку бутылки 2 дырочки таким образом, чтобы они располагались одна над другой и соответствовали каждой из вершин гор.
3. Перед тем, как заполнить бутылку водой, замажьте дырочки пластилином.
4. Поставьте бутылку на поднос. С помощью воронки заполните ее водой из другой бутылки с водой. Осторожно соскоблите пластилин. Посмотрите, что получилось. Попробуйте объяснить происходящее
Инструкция №4
Оборудование: блюдце, стакан, свеча, спички, вода
Проведение опыта: налейте в блюдце воды, разместите сверху свечу, подожгите. Аккуратно накройте горящую свечу стаканом. Наблюдайте, что происходит. Попробуйте объяснить происходящее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.