Урок по теме «Науки о языке. Лексика».5 класс.
Оценка 4.7

Урок по теме «Науки о языке. Лексика».5 класс.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
10.10.2022
Урок по теме «Науки о языке. Лексика».5 класс.
Цели урока: Образовательные: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; 2) формирование представления о способах определения лексического значения слова; 3)развитие умения работать с толковым словарём; Развивающие: 1) привить внимание к слову как выразительному средству языка; 2) развить логическое мышление учащихся, навыки самостоятельной работы. Воспитательные: 1) воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическим запасам. Прогнозируемые результаты: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самоуважения и самопонимания регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение определять лексическое значение слова коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем. Тип урока –урок открытия новых знаний Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения. Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация. Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Кучумова И.В. открытый урок русского языка в 5 классе.docx

Учебная дисциплина – филология.

Разработала:   Кучумова Ирина Викторовна,  учитель русского языка и  литературы МБОУ «Вильвенская СОШ» высшей квалификационной категории.  

Класс: 5 .    

Тема разработки: Урок по теме «Науки о языке. Лексика».5 класс.

 Цели урока:

Образовательные:

1)совершенствование  умения понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей и чувств;

 2) формирование представления  о способах определения  лексического значения  слова;

 3)развитие  умения  работать с толковым словарём;

Развивающие:

1) привить   внимание к слову как выразительному средству языка;

2) развить логическое мышление учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

1) воспитание  чуткого  отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическим запасам.

Прогнозируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самоуважения и самопонимания

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение определять лексическое значение слова

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,  работать  с толковым словарем.

Тип урока –урок открытия новых знаний

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». В путешествии (а мы сегодня именно туда и отправимся) она просто необходима. Также здесь необходимы внимательность, желание узнать многое, взаимоподдержка.

Начнём урок.

 

Приветствие  учащихся

Самоопределение, смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок. (Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

 

 

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Начинаем мы наш путь со школьной доски.

 

-Какая языковая единица записана на доске? Докажите правильность своей версии.

Заглянем в страну Литературию и узнаем, что автор этих слов –замечательный драматург, талантливый писатель, автор сказки-пьесы, которую мы изучаем на данный момент в уроке литература – это….( слайд 2).

Возвращаемся в Русский язык. Давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Как в соответствие с разными разделами языкознания мы можем поработать с этим предложением?  Выполните предложенные вам виды работы

 

 

Презентация, слайд 3: Рассмотрите внимательно таблицу и внесите необходимую коррекцию .

Наука русского языка

Что она изучает

Пунктуация

раздел науки о языке, изучающий звуки речи

Орфография

раздел языка, изучающий словосочетания, предложения

Фонетика

раздел науки о языке,  который изучает   правила написания слов

Синтаксис

 

Лексика

наука о знаках препинания

На доске ученик записывает предложение :Русский народ создал яркий, меткий  и певучий язык.

Доказывают, что это предложение

 

 

Пробуют вспомнить имя писателя. Это Евгений Шварц

 

 

 

Находят орфограммы, выясняют фонетические особенности, объясняют знаки препинания, разбирают  по членам предложения.

 

Вносят коррекцию.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л).

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения

Какая наука  осталась без соответствия?

Почему? (слайд 4)

- Скажите, с помощью чего Шварц рассказал нам о нашем языке и составил это  предложение?

- Сделайте предположение, так что же такое лексика?

- Как мы можем проверить своё предположение?

А я предлагаю вам проверить сказанное вами, обратившись к параграфу учебника.

- Как будет звучать тема урока?

- Поставьте перед собой задачи.

 

(Лексика).

(Мы ещё не не говорили о ней в 5 классе)

(с помощью слов).

 

Выдвигают свои версии.

Выдвигают свои версии

 

 

(Лексика как наука русского языка)

Ставят задачи.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками.

 (К)

Способность к определению мотива учения (Р).

 

 

 

 

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Вернёмся к нашему предложению. Есть ли в предложении какие-то слова, привлекающие внимание? Чем они вас привлекли? Вам понятен смысл этой фразы?

А путешественнику-иностранцу, приехавшему в нашу страну, будет трудно понять её значение. Почему? Давайте поможем иностранцу разобраться в этой фразе.

 

 

Физкультминутка.

Выполняют задания учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 (Р)

V. Применение новых  знаний

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Объясните смысл слов (работа в парах) Как вы думаете, хорошо ли мы справились со своей задачей? Почему? А можно справиться лучше? Как?  Есть палочка-выручалочка, которая нам поможет. Это – толковый словарь. Он объясняет лексическое значение слова, т.е. его смысл.

Сколько слов в толковом словаре?

Слова здесь располагаются по алфавиту. Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений, и располагаются они под цифрами. Нам нужно выбрать ту, которая соответствует данному слову.

В нашем учебнике тоже есть толковый словарь (стр.175). И если в задании нам встречается значок*, то значение слова мы должны найти в толковом словаре.

- А сейчас я вам раздам строки из стихотворения. Как их нужно прочесть? Почему?

1)Говорите слова, говорите.
2)Говорите красивые слова,
3)Говорите добрые слова,
4)И чтобы не кружилась голова,
А было так тепло и радостно
5)От этих слов и в будний день, и в праздники
6)Слово ранит, и слово лечит
7)Давайте хорошие слова  увековечим!
8)От добрых слов, красивых слов
Лица озаряются,

9)И пусть от слов плохих

Они не омрачаются!

Раскройте лексическое значение выделенных слов.

 

-Есть ли связь между стихотворением  и нашим предложением?(Народ создал красивый язык, и его нельзя портить плохими словами, которые ранят душу).

Презентация, кадр  «Сделай свой выбор»

 

 

 

 

 

Предлагают свои версии.

 

Работа с толковым словарём (по группам).

 

 

Рассматривают толковый словарь в учебнике

 

Читают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрывают лексическое значение выделенных слов

Предлагают свои версии

Анализ, работа с источниками информации (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

 

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 - Справились ли мы с нашими задачами?

-Насколько важна изученная сегодня тема?

- Что для вас было самым интересным?А сложным?

- д/з будет дано вам в  соответствии с вашими пожеланиями:

Всем, кто хочет получить интересное, творческое задание, я предлагаю составить кроссворд с помощью толкового словаря учебника. Пример такого кроссворда – упр.331Кто хочет получить советы по обогащению речи и выполнить упражнение, могут выполнить упр. 336.

 

 

Ответы на вопросы

 

 

 

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного (Р).

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) 

 

 


 

Учебная дисциплина – филология

Учебная дисциплина – филология

Тип урока –урок открытия новых знаний

Тип урока –урок открытия новых знаний

Начинаем мы наш путь со школьной доски

Начинаем мы наш путь со школьной доски

Сделайте предположение, так что же такое лексика? -

Сделайте предположение, так что же такое лексика? -

Р) V. Применение новых знаний

Р) V. Применение новых знаний

Есть ли связь между стихотворением и нашим предложением?(Народ создал красивый язык, и его нельзя портить плохими словами, которые ранят душу)

Есть ли связь между стихотворением и нашим предложением?(Народ создал красивый язык, и его нельзя портить плохими словами, которые ранят душу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022