Учебная дисциплина – филология.
Разработала: Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вильвенская СОШ» высшей квалификационной категории.
Класс: 5 .
Тема разработки: Урок по теме «Науки о языке. Лексика».5 класс.
Цели урока:
Образовательные:
1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём;
Развивающие:
1) привить внимание к слову как выразительному средству языка;
2) развить логическое мышление учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
1) воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическим запасам.
Прогнозируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самоуважения и самопонимания
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение определять лексическое значение слова
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Тип урока –урок открытия новых знаний
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
||||||||||||||||
Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». В путешествии (а мы сегодня именно туда и отправимся) она просто необходима. Также здесь необходимы внимательность, желание узнать многое, взаимоподдержка. Начнём урок. |
Приветствие учащихся |
Самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок. (Л) Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)
|
||||||||||||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
||||||||||||||||
Начинаем мы наш путь со школьной доски.
-Какая языковая единица записана на доске? Докажите правильность своей версии. Заглянем в страну Литературию и узнаем, что автор этих слов –замечательный драматург, талантливый писатель, автор сказки-пьесы, которую мы изучаем на данный момент в уроке литература – это….( слайд 2). Возвращаемся в Русский язык. Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Как в соответствие с разными разделами языкознания мы можем поработать с этим предложением? Выполните предложенные вам виды работы
Презентация, слайд 3: Рассмотрите внимательно таблицу и внесите необходимую коррекцию .
|
На доске ученик записывает предложение :Русский народ создал яркий, меткий и певучий язык. Доказывают, что это предложение
Пробуют вспомнить имя писателя. Это Евгений Шварц
Находят орфограммы, выясняют фонетические особенности, объясняют знаки препинания, разбирают по членам предложения.
Вносят коррекцию. |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л).
|
||||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения |
||||||||||||||||
Какая наука осталась без соответствия? Почему? (слайд 4) - Скажите, с помощью чего Шварц рассказал нам о нашем языке и составил это предложение? - Сделайте предположение, так что же такое лексика? - Как мы можем проверить своё предположение? А я предлагаю вам проверить сказанное вами, обратившись к параграфу учебника. - Как будет звучать тема урока? - Поставьте перед собой задачи.
|
(Лексика). (Мы ещё не не говорили о ней в 5 классе) (с помощью слов).
Выдвигают свои версии. Выдвигают свои версии
(Лексика как наука русского языка) Ставят задачи. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. (К) Способность к определению мотива учения (Р).
|
||||||||||||||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
||||||||||||||||
- Вернёмся к нашему предложению. Есть ли в предложении какие-то слова, привлекающие внимание? Чем они вас привлекли? Вам понятен смысл этой фразы? А путешественнику-иностранцу, приехавшему в нашу страну, будет трудно понять её значение. Почему? Давайте поможем иностранцу разобраться в этой фразе.
Физкультминутка. |
Выполняют задания учителя
|
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. (Р) |
||||||||||||||
V. Применение новых знаний Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
||||||||||||||||
Объясните смысл слов (работа в парах) Как вы думаете, хорошо ли мы справились со своей задачей? Почему? А можно справиться лучше? Как? Есть палочка-выручалочка, которая нам поможет. Это – толковый словарь. Он объясняет лексическое значение слова, т.е. его смысл. Сколько слов в толковом словаре? Слова здесь располагаются по алфавиту. Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений, и располагаются они под цифрами. Нам нужно выбрать ту, которая соответствует данному слову. В нашем учебнике тоже есть толковый словарь (стр.175). И если в задании нам встречается значок*, то значение слова мы должны найти в толковом словаре. - А сейчас я вам раздам строки из стихотворения. Как их нужно прочесть? Почему? 1)Говорите
слова, говорите. 9)И пусть от слов плохих Они не омрачаются! Раскройте лексическое значение выделенных слов.
-Есть ли связь между стихотворением и нашим предложением?(Народ создал красивый язык, и его нельзя портить плохими словами, которые ранят душу). Презентация, кадр «Сделай свой выбор» |
Предлагают свои версии.
Работа с толковым словарём (по группам).
Рассматривают толковый словарь в учебнике
Читают стихотворение
Раскрывают лексическое значение выделенных слов Предлагают свои версии |
Анализ, работа с источниками информации (П) Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
|
||||||||||||||
VI.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
||||||||||||||||
- Справились ли мы с нашими задачами? -Насколько важна изученная сегодня тема? - Что для вас было самым интересным?А сложным? - д/з будет дано вам в соответствии с вашими пожеланиями: Всем, кто хочет получить интересное, творческое задание, я предлагаю составить кроссворд с помощью толкового словаря учебника. Пример такого кроссворда – упр.331Кто хочет получить советы по обогащению речи и выполнить упражнение, могут выполнить упр. 336.
|
Ответы на вопросы
|
Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного (Р). Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
|
||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.