Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах
Цели:
Обучающая: расширить представления учащихся об обобщающих словах при однородных членах; научиться находить их в тексте, определять их роль в речи и использовать в собственных высказываниях.
Развивающая: развитие мышления учащихся, формирование умения выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие познавательного интереса и расширение кругозора.
Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, Способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, уверенности в себе, честности, самостоятельности, ответственности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний (вызов) Обращаю ваше внимание на экран (слайд № 1)
На соломенное чучело Масленицы надевали тулуп шапку и лапти. Его возили всю неделю по деревне а в воскресенье торжественно сжигали. Животные волки журавли драконы ослы медведи зайцы вдохновляли наших предков на создание причудливых нарядов.
Посмотрите, пожалуйста, на предложения и скажите, чего здесь не хватает? (совершенно верно, пропущены знаки препинания) Исправим этот недостаток. У вас на партах есть желтые карточки, на которых вы и выполните исправления. Расставьте знаки препинания и найдите в чем сходство и в чем различие этих предложений. (общее: объединены одной темой, есть однородные члены предложения, все простые; различие: два односоставных, одно двусоставное, в первых двух предложениях ставится союз, в третьем предложении ставится двоеточие, однородные члены разные (дополнения, сказуемые, подлежащие).
Проверьте себя (слайд № 2) и оцените правильность выполнения в листке контроля. Что объединяет предложения? И чем они различаются?
III. Целеполагание и мотивация
Скажите, пожалуйста, чем является в предложении слово животные ? (это обобщающее слово). Таким образом, тема нашего урока (слайд № 3) Каковы должны быть цели нашего урока? (вспомнить, что такое обобщающие слова, какие ставятся знаки препинания, схема предложения) (слайд № 4) Цели урока
Приведите свои примеры обобщающих слов при однородных членах предложения (посмотрите вокруг, используйте пространство кабинета: мебель: столы, стулья, шкафы; учителя: …, …, … . и т.д.)
IV. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала
1. Откройте учебник, параграф 44, поработаем с текстом, составление кластера.
2. используя стратегию ИНСЕРТ, у вас на столах лежат таблички с условными обозначениями. Предлагаю осмыслить информацию и занести свои наблюдения в таблицу.
галочка |
плюс |
минус |
вопрос |
|
|
|
|
Поделитесь друг с другом своими наблюдениями. Подведем итоги:
Что нам было уже известно? Что нового? И т.д.
3. Опорный конспект «Знаки препинания при однородных членах предложения». Делаются выводы по постановке знаков препинания. Слайд 5
(слайд № 6) обращаю ваше внимание на то, что:
Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а
однородные члены — видовые (реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль,
Левитан, Репин; сказки, былины — фольклор).
Обобщающие слова могут быть и словосочетанием (гипербола,
метафора, олицетворение — изобразительно-выразительные средства языка).
V.Систематизация и применение знаний и умений.
Приступим к закреплению материала, первое упражнение на экране.
1. Упражнение Составить предложение: (слайд № 7) Записать это предложение
1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места (в лесу);
2) добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева (поражает);
3) добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце (всё).
Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову
(В лесу поражает всё: ...). составьте схему полученного предложения. (слайд № 8)
2. Сжатие текста (слайд)
Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.
(Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.)
(Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ОГЭ).
3. (на карточках) Самостоятельная работа.
Ряды однородных членов |
Обобщающие слова |
1) кенгуру, коала, сумчатая белка, утконос, муравьед, ехидна |
|
2) золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, уран, алюминий |
|
3) Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус, Брамс |
|
4) плавание, гребля, парусные регаты, теннис, автомобильные гонки, гольф |
|
VI. Проверка уровня знаний и умений (на карточках, расставить знаки препинания) Проверим уровень усвоения материала. Выполняем задание прямо на карточках карандашом.
1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
4) Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
5) На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде были изморозь.
Ключ (слайд № 10) самопроверка.
Оцените себя в листке контроля. Поднимите руки, кто выполнил на 5.
VII. Информация о домашнем задании (слайд № 11)
Прочитать параграф 44;
по выбору:
а) написать миниатюру «Для чего нам нужны обобщающие слова при однородных членах»;
б) любое упражнение параграфа.
VIII. Рефлексия
Синквейн УРОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.