Урок по теме "Однородные члены предложения", 8 класс

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала откр урок русский 2018.docx

Тема. Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Цель нашего урока: обобщить знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания, развивать речь учащихся, интерес к языку.

Ход урока

                                                         «Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 

(А.И.Куприн)

1.Орг. момент.

2.Психологический настрой.

 Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

3.Постановка темы и целей урока.

- В начале нашего урока мне хотелось бы процитировать слова Александра Ивановича Куприна «Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

-Как вы понимаете эпиграф?

-Рассмотрите предложение с точки зрения синтаксиса, что вы можете о нём сказать? (Осложнено однородными членами предложения).

-Назовите  тему урока (Однородные члены предложения).

-Ребята, а данная тема для вас известна или вы впервые с ней знакомитесь? (Известна).

- Мы работали с однородными членами несколько уроков и сегодняшний будет последним, обобщающим уроком по теме « Однородные члены предложения».

– Давайте сформулируем цель урока? ( Обобщение знаний об однородных членах предложения).

Обобщение учителя.

- Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

4. Актуализация знаний

- Итак, я предлагаю повторить теоретические сведения по теме урока.

На доске схема, заполнив которую, вспомним группы сочинительных союзов. (У доски три ученика заполняют таблицу (каждый свою колонку) и устно приводят по одному примеру на употребление союза.)

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

 И, да (и),ни-ни, не только…но и, как…так и…

 а, но, да (но), зато, однако

 или (иль), либо, то-то,

 не то - не то

 

Блиц-опрос

1.Какие члены предложения называются однородными?

(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)

2.Как могут быть связаны однородные члены предложения?

( С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)

3.      Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)

      4. Однородные члены предложения – это всегда слова одной части речи?    (Нет.)     Например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.

      6.Союз да всегда соединительный? (Нет, он может быть противительным.)

  7. Перед какой группой сочинительных союзов всегда ставится запятая? (Перед противительными союзами.)

8. Запятая перед одиночным, неповторяющимся союзом или ставится? (Нет.)

9. Какой знак препинания нужно поставить перед однородными членами предложения, если обобщающее слово стоит перед ними? (Двоеточие).

10. Может ли быть в предложении больше одного ряда однородных членов? (Да).

11.  Однородные члены могут соединяться союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК? (Нет.  Это подчинительные союзы).

12.  Ставится ли запятая  перед второй частью двойных союзов. (Да)

 

ВыводКакой вопрос вызвал затруднение? Какой вопрос был не понятен?

 

-Молодцы. Давайте перейдем к практической части нашего урока.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа»

4.      Закрепление темы.

- Взгляните ещё раз на эпиграф. Спишите предложение в тетрадь, расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему данного предложения.

Карточка 1.Работа в парах.

– Предлагаю поработать в паре. От вашей сплочённой работы будет зависеть  результат.

Задание. В данных предложениях расставить знаки препинания. Соотнести предложения с предложенными схемами. В правую часть таблицы вписать  номер схемы, соответствующий данному предложению.

1

Радостью, счастьем, надеждой - всем поделись со своим другом.

№ 8

 

2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.

№ 2

 

3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.

№ 6

 

4

Далеко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.

№ 4

 

5

Косая туча птиц заслонила леса, небо, синеющую даль.

№ 1

 

6

Казаки вполголоса, но дружно рассмеялись.

№ 3

 

7

В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю, трудолюбие.

№ 9

 

8

То садился он на диван, то подходил к окну, то хотел мыслить.

№ 5

 

9

Родные места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее.

№ 7

 

1) [ О, О, О ].

2) [ О и О ].

3) [ О, но О ].

4) [ и О, и О, и О, и О].

5) [То О, то О, то О]

6) [… не только О, но и О].

7) [О: О, О, О - …]

8) [О, О, О - О ]

9)  [О: О, О, О].

Проверка коллективная.

-Какие трудности у вас возникли при выполнении данного задания?

-Какие навыки мы закрепляли? (Закрепляли правила правильной постановки  знаков препинания в предложениях с однородными членами, а так же в предложениях с  обобщающими словами при однородных членах предложения. Соотносили схемы и предложения).

-Сейчас мы будем совершенствовать иной навык, а какой, вы мне скажете сами после выполнения задания.

Карточка 2. Выборочный диктант  «Найдите определение».

Задание. Найти предложения с однородными и неоднородными определениями и записать только номера этих предложений.

1 вариант – однородные определения; 2 вариант – неоднородные определения.

1.На поляне росли большие красные маки.
2.Мы переходили речку через большой каменный мост.
3.С горы были видны соломенные, черепичные, деревянные крыши ближайшего селения.
.
4.На ней было надето длинное белое платье.
5. На дворе стояла совершенно чёрная, непроницаемая ночь.
6.Что-то необыкновенно широкое, размашистое тянулось по степи.
7.Река уходила в золотые, синие от осени леса.
8.Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок.
9.Летние московские вечера бесконечны.
10.Свежий морской ветер принёс прохладу.

Код к заданию:      1вариант-3,5,6,7,8.

                                 2 вариант-1,2,4,9,10.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте соседа по парте. Сверьте код на слайде.

0 ошибок- «5»

1-2 ошибки- «4»

 3 и более ошибок- «3»

-Чему учились, выполняя данное задание? (Различать однородные и неоднородные определения на письме  и постановку знаков препинания при них).

Физминутка.

Раз - подняться на носки и улыбнуться,

Два - руки вверх и потянуться,

Три - согнуться, разогнуться,

Четыре - снова всё начать,

Пять - поглубже всем вздохнуть,

Шесть - на пояс руки ставим,

Семь - повороты туловища начинаем( вправо-влево),

Восемь -  приседаем,

Девять – встаём  и отдыхаем,

Десять - урок наш продолжаем.

 

Карточка 3. Самостоятельная индивидуальная работа.

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Задание. Предложения нужно написать в соответствии со схемами так, чтобы получился текст. Поставить недостающие знаки препинания.

1.На баяне исполняют не только народную но и классическую музыку.

2.Баян большая гармоника со сложной системой ладов.

3.Голос его звучит всюду на конкурсах музыкантов-исполнителей в концертных залах филармоний рабочих и сельских клубах.

4.Веселое пение жаворонка на рассвете и звонкое журчание ручейка раздольные мелодии и мощь органных аккордов всё доступно этому волшебнику в руках искусного мастера.

1. [–  = ].

2. [ О и О, О и О О].                            Т

3.  [ …не только О, но и О ].

4. [О: О, О, О].

Задания к упражнению:

- Определите синтаксическую роль однородных членов.

-Вызвало ли трудности выполнение данного задания? Какой навык мы закрепляли?

Карточка 4. Творческое дифференцированное задание.

-Ребята, как вы думаете, с какой целью мы должны употреблять в речи однородные члены? (Чтобы наша речь была более красивой, интересной для собеседника)

-Действительно, говорить и писать так, чтобы слово  не стало мертвым, скучным, блеклым, а обрело “царственность” (“царственное слово”,– писала А. Ахматова), наверное, этому надо учиться всю жизнь, шаг за шагом. И наш урок станет маленькой ступенькой на пути к овладению тайнами хорошей речи.

 

-Я предлагаю вам творческое задание. А работать вы будете в парах.

Задание. Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

На слайде:

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.

– Прочитайте переработанный текст.

(Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства).

-Р., что изменилось после работы над текстом?

- Благодаря чему? (Однородные члены предложения обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной).

- Итак, с какой целью мы выполняли данное упражнение? (Развивали речь, логическое мышление, навыки правописания, пополняли лексический запас.

 

Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки.

Карточка 5.

Задание. Исправьте грамматические ошибки в предложениях с однородными членами, определите их вид.

1.      Он умён и великодушный.

(Правильно: Он умён и великодушен.

Ошибка: нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное).

2.      В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

(Правильно: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Ошибка: смешение родо- видовых понятий в ряду однородных членов).

3.      Школьники не только наблюдали солнечное затмение, но и приливы воды в океане.

(Правильно: Школьники наблюдали не только солнечное затмение, но и приливы воды в океане.

Ошибка: неправильное употребление двойных союзов).

4.      В чулане было много разной мебели: столы, шкафы, стулья.

(Правильно: В чулане было много разной мебели: столов, шкафов, стульев.

Ошибка: все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.)

5.      Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

(Правильно: Я люблю футбол, баскетбол и катание на лыжах.

Ошибка: нельзя объединять как однородные члены имя существительное и инфинитив).

-Р., с какой целью мы выполняли данное задание? (С целью предупреждения грамматических ошибок в устной и письменной речи)

6. Подведение итогов:

Учитель:

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы перед собой ставили?

7. Домашнее задание.

Упр. 293, 294 (по выбору), составить кроссворд по теме «Однородные члены предложения»

8. Рефлексия.

- Я прочту предложение, а руки поднимут те, чьё самочувствие соответствует прочитанному.

1.Урок полезен, всё понятно….

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно….

3.Ещё придётся потрудиться….

4.Да, трудно всё-таки учиться….