УКП «Верхний ЧОВ» филиал ГОУ РК «РЦО». Учитель Вавилина Л.В. Учебный материал по алгебре и началам анализа для 12 класса. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час. Место урока в системе уроков по теме (разделу): Урок № 49, Глава 4.
Тема урока: " Число е. Понятие натурального логарифма. Производная показательной функции ". Планируемые результаты: Ознакомление учащихся с понятиями числа е и натурального логарифма, с формулой для нахождения производной показательной функции и натурального логарифма, научиться решать примеры для этих функций.
Цели и задачи урока:
1) ввести понятия: «число е», «натуральный логарифм» «экспонента»;
2) формировать умение находить производную показательной функции;
3) развивать логическое мышление, математическую речь;
4) развивать умение выражать свою точку зрения, умение работать в группах;
5) воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткое отношение друг к другу.
Ход урока.
I. Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Пожалуйста, настройтесь на работу. Сегодня на уроке нам понадобится внимание, умение мыслить логически, строить предположения и доказывать их.
II. Постановка целей и задач урока. (4 мин.)
Совсем недавно мы познакомились с показательной и логарифмической функциями. Эти функции применяются во многих областях физики, химии и других наук. В частности логарифмы с особым основанием могут характеризовать естественные процессы.
А чем отличаются друг от друга логарифмические и показательные функции? (Основанием. Каждая из этих функций связана с каким-то положительным числом, называемым основанием функции).
Как вы думаете, с чем может быть связана тема нашего урока? (Учащиеся строят предположения).
Сегодня на уроке мы познакомимся с числом, которое может быть основанием показательной и логарифмической функций, а также само по себе играет большую роль в математике, физике и других науках.
Ещё мы вместе выведем формулу производной показательной функции и будем применять полученные знания при решении задач.
Откройте тетради и запишите тему урока.
III. Открытие нового знания.
1. Исторические сведения. (7 мин.)
В конце XVI века шотландский любитель математики Джон Непер и швейцарский часовщик, мастер астрономических приборов Иоганн Бюрги, независимо один от другого занимались сравнением арифметической и геометрической прогрессий:
Оба математика искали такое число в качестве основания степени, чтобы второй ряд был «гуще», т.е. разность между двумя соседними членами была по абсолютному значению возможно меньше.
Давайте представим, как же можно было решить эту проблему.
Вопрос: Как вы думаете, при каком значении основания все члены второго ряда равны между собой? (При ).
Но для нас важно, чтобы все эти числа не были одинаковыми, а были близки между собой. Какое же основание нужно взять? (Близкое к 1).
Поэтому оба учёных взяли числа, близкие к 1.
Они составили таблицы степеней этих чисел, правда, славу таблицы принесли только Неперу (Бюрги создал свой труд раньше, но опубликовал позднее).
В начале XVII века Леонард Эйлер выразил общий вид таких чисел.
(фронтальная работа).
Найти производные
А) ;
Б)
в) ;
Г) .
д) ;
е) ;
ж)
Информация о домашнем задании. (1 мин.)
Обязательный уровень: П. 41 (учебник Колмогорова), №539(а,г). №540(а,б)
Дополнительно: №144(7,9),с. 87 (учебник Виленкина).
Итог урока. (1-2 мин.)
С какими понятиями вы сегодня познакомились? Чему научились?
Какие трудности возникли на уроке?
Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.