Урок по теме "Противоположные числа",математика 6 класс(технологическая карта)
Оценка 4.9

Урок по теме "Противоположные числа",математика 6 класс(технологическая карта)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
6 кл
11.03.2020
Урок по теме "Противоположные числа",математика 6 класс(технологическая карта)
Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы: практический, продуктивный, метод самостоятельной работы, Педагогические технологии: здоровье сбережения, технология смыслового чтения, проблемное обучение, технология оценивания учебных успехов, системно – деятельностный подход, развитие исследовательских умений. Цель: -ввести понятие противоположных чисел, целых чисел, расширив представление о числе, научить находить числа, противоположные данным. Задачи: 1)актуализировать знания о числе; мотивировать необходимость введения понятия противоположного числа, 2) формировать умение находить числа, противоположные данным числам, 3) формировать универсальные учебные действия.
Урок Противоположные числа(технологическая карта), Евтухова И.Ю..docx

Технологическая карта урока

Учитель: Евтухова Ирина Юрьевна, учитель математики

МКОУ СОШ№1 г. Поворино Воронежской области

6 класс

Предмет: математика

        Учебник: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. –  М. «Просвещение»:, 2014.

Тема урока. Противоположные числа.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: практический, продуктивный, метод самостоятельной работы,

Педагогические технологии: здоровье сбережения, технология смыслового чтения, проблемное обучение, технология оценивания учебных успехов, системно – деятельностный подход, развитие исследовательских умений.

 

Цель: -ввести понятие противоположных чисел, целых чисел, расширив представление о числе, научить находить числа, противоположные данным.

Задачи:

1)актуализировать знания о числе; мотивировать необходимость введения понятия противоположного числа,

2) формировать умение находить числа, противоположные данным числам,

3) формировать универсальные учебные действия.

Результаты:

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

по отношению к предметным результатам:

осознание ценности

- знаний о противоположных числах, целых числах;

- умения использовать свойства  противоположных чисел при рациональном подходе к выполнению заданий;

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;

по отношению к метапредметным результатам:

- ценностное отношение к умению

- сотрудничать;

- выявлять проблему,

- определять границу «знания-незнания»;

- определять цель урока;

- выбирать действия по достижению цели;

- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

 

регулятивные  универсальные учебные действия:

- умение выявлять проблему;

- умение определять границу«знания-незнания»;

- умение определять цель урока;

- умение выбирать действия по достижению цели, планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность;

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

познавательные универсальные учебные действия:

- умения использовать научные методы познания (гипотеза, наблюдение);

- умение сравнивать, делать выводы;

- умение находить информацию в соответствие с поставленной задачей;

- передача информации в развернутом или сжатом виде;

- способность использовать знаковые символы.

коммуникативные умения:

– умение  принимать точку зрения дру­гого; умение организовать учебное взаимодействие в группе.

- знание  о противоположных числах;

- умение находить числа, противоположные данным числам;

- знание о целых числах;

- уметь применять свойства  противоположных чисел для рационального вычисления.

 

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Оргмомент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Формирование самооценки готовности  к уроку.

-Создание положительного эмоционального настроя в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Приветствие учащихся

-Здравствуйте, ребята!

-  Начинаем наш урок,
Он пойдет, конечно, впрок.
Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать!

 Разложите все в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки!

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами работали с положительными и отрицательными числами. Сегодня мы продолжим знакомство с числами. Один мудрец говорил: «Числа  не управляют миром, но они показывают, как управляется мир».Подумайте, почему он так сказал? В чем смысл этого высказывания? Возможно, чтобы управлять миром с помощью чисел, нужно много знать о числах и их свойствах.

Давайте еще вернемся к этому высказыванию в конце нашего урока.

 

учащиеся приветствуют учителя;

проверяют готовность учебных принадлежностей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учащиеся предлагают варианты понимания высказывания; выдвигают гипотезы

 

 

 

 

-самооценка готовности к уроку.

-учебно-познавательный интерес к данному уроку.

-готовность к групповой работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение использовать научный метод познания – гипотезу.

 

 

 

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Развитие интереса к изучаемой теме, создание затруднения.

 

-А сейчас мы проведем с вами работу в группах. Давайте вспомним девиз работы в группах.

  Думать - интенсивно!

  Работать - оперативно!

  Спорить – доказательно!

 Вместе – обязательно! (слайд)

 

-Определите лидера в группе

 Прочитайте еще раз правила работы в группе (раздатка на столе)

 

Правила работы в группе

 

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

7. Не согласен  – предлагай.

8. Говори тихо, спокойно.

9. Соблюдай очередность, пока один говорит, остальные слушают.

10. Помни, что время на выполнение задания ограничено.

11. Критикуй идею, но не человека.

 

 

 

 

 

 

вслух хором зачитывают девиз групповой работы

 

 

 

 

определяют лидера в группе;

читают правила работы в группе

 

 

 

Планирование деятельности на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Актуализация знаний. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7.Домашнее

        задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умений находить ответы на поставленные вопросы.

Актуализации знаний о противоположных числах, о нахождении числа, противоположного данному числу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование первичных навыков нахождения противоположных чисел, применение их к выполнению заданий

 

 

 

Формирование прочных навыков нахождения противоположных чисел с последующей проверкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умений осуществлять контроль и оценку учебной деятельности другого ученика

 

 

 

Формирование умений находить ответы на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

Формирование умения работы с информацией (с книгой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прививать навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать практическую направленность изучения противоположных чисел при решении задач на рационализацию вычисления значения выражения, мотивировать к дальнейшему применению знаний о противоположных числах: сумма противоположных чисел равна0.

 

Мотивация успеха и достижения цели.

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала, развитие интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

Развитие рефлексивных умений.

Определить оценку деятельности каждого учащегося в классе.

-Прочитайте внимательно задания и приступайте вместе к их выполнению.

Задания для групп:

1.Заполнить таблицу, характеризующую противоположные свойства предметов или явлений.

1группа.

 

Данное понятие

Противоположное понятие

Тепло

 

 

 

Северный полюс

 

 

2группа

 

Данное понятие

Противоположное понятие

Свет

 

 

 

Отталкивание

 

 

3 группа

 

Данное понятие

Противоположное понятие

Добро

 

 

 

Отрицательные числа

 

 

2. Построить точку А1, симметричную данной точке А относительно начала координат. Какое число соответствует середине отрезка  АА1?

1группа А (-4), 2 группа А(7), 3 группа А(0)

 

-Оцените себя на этапе выполнения групповой работы на полях по предложенным критериям

Правильное выполнение одного задания– 1 балл

Неправильное выполнение- 0 баллов

 

Побуждающий диалог для формулирования темы урока

-Среди чисел -4, 7, 0 назовите мне натуральные?  Какие числа мы относим к натуральным?

-Ребята, скажите, что общего имеют координаты точек А и А1?

- Чем отличаются эти координаты?

-Как можно назвать такие числа?

Запишите название этих чисел. Это и будет темой нашего урока

-Так какие же числа мы будем считать противоположными?

 

-А как вы думаете, для любого ли числа можно найти ему противоположное?

- Как можно объяснить результаты работы 3-ей группы?

 

 

Коллективная работа. Выполнение упражнений по учебнику (с записью на интерактивной доске):

№926. Найдите числа, противоположные числам:

–  276; 124; –  321; 62; 9; – 1; 1; –  7,8; – 9;  0,5;

(Без ошибок-2б., с 1 ошибкой-1б., более 1 ошибки-0 б.)

-Ребята, как вы думаете, что в записи числа указывает на то, что оно является противоположным  другому числу?

- Условимся считать, что знак « -  », поставленный перед каким-  нибудь числом, изменяет его на число, ему противоположное, знак «+ « перед числом или отсутствие знака, оставляет это число без изменения.

 Вообще, выражение – а, означает, число, противоположное  а.  –(-а)=а

Устная работа с коллективным проговариванием

-Прочитайте следующие выражения, используя понятия противоположного числа (слайд)

 

-8; -(-8); -1,5; -(-67,2); -(-а)

 

Без ошибок-2б., с 1 ошибкой-1б., более 1 ошибки, не участвовал(а)-0 б.)

 

 

 

Работа с электронным приложением к учебнику (все выполняют самостоятельно за компьютером с проверкой на интерактивной доске) №927

Поставьте вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство:

а) – (–  80) =*;

б) 3,5 = –  *;

д) – ( –   

Без ошибок- 2б., с 1 ошибкой- 1б., более 1 ошибки- 0 б.)

 

  Работа в парах с последующей взаимопроверкой

 

№928(б). Найдите значение выражения:

k, если  – k= 27; –35; 7,1; –6,9; 80; –90;

 

(Слайд с ответами после взаимопроверки)

Без ошибок-2 балла,1 ошибка- 1 балл, 2 и более ошибок- 0 баллов

 

- С какими числами пришлось нам сегодня работать?

Ранее, в начальной школе, в 5,6 классах мы работали с натуральными числами, недавно познакомились с отрицательными числами.

 

Какое можно дать определение  отрицательным числам, используя понятие «противоположного числа» и « натурального числа»?

-К каким числам следует отнести число 0?

-Какие числа мы будем называть целыми?

 

-Найдите в учебнике п.27  подтверждение или опровержение ваших ответов на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

Устная работа.

№933 (а, б, в, г). Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами:

а) –8  и –5; г)-3, 6 и 4,2

б)  –3  и  0;

в) –2  и  2.

Без ошибок- 2б., с 1 ошибкой- 1б., более 1 ошибки- 0 б.)

 

- А сейчас, ребята, поработайте самостоятельно, выполнив задания в листах индивидуальной работы

Самостоятельная работа с проверкой на слайде

 

Вариант 1

Вариант 2

1.Какие из чисел являются противоположными?

а) 3 и ;

б) 3 и ;

в) 3 и –3;

г) 3 и  0,3.

1.Какие из чисел являются противоположными?

а) 6 и ;

б) 6 и ;

в) 6 и –6;

г) 6 и  0,6.

2. Расположите  числа 2,3; – –2,5; 0; –3 по убыванию.

Подчеркните среди них целые числа.

2. Расположите  числа 2,3; ––2; 0; –2,3 по возрастанию.

Подчеркните среди них целые числа.

 Для мотивированных учащихся   

3.Подумайте, чему равна сумма чисел

 -5 и 5?

Для мотивированных учащихся   

3.Подумайте, чему равна сумма чисел 3

и -3?

 -Если кто- то не справился с последним заданием самостоятельной работы, обязательно его научится выполнять, когда мы изучим все действия с положительными и отрицательными числами (слайд проверки)

Каждое верное задание -1 балл

 

Проставьте себе соответствующие баллы в листах

 

 

-Ребята, вы работали сегодня хорошо, но для лучшего закрепления материала запишите и выполните дома задание:

п.27, стр. 154-155, уметь отвечать на вопросы на стр. 155, №943, 944.

По желанию № 938- историческая задача: Отметьте на линии времени события, противоположные указанным событиям.

 

 

 

-Друзья, давайте вернемся к высказыванию мудреца

«Числа  не управляют миром, но они показывают, как управляется мир».

-Какой смысл вы вкладываете теперь в это высказывание? Как его понимаете? С какими числами вам удалось познакомиться сегодня на уроке? В чем знание об этих числах помогло вам? Что с помощью этих чисел вы научились делать?

 

-На экране, в листах индивидуальной работы записаны высказывания, символизирующие для вас  результативность урока:

-много узнал (а), смогу применять в дальнейшем;                          -3 балла

- много узнал (а), но вряд ли смогу применить на практике; -2 балла

- не узнал (а) ничего нового, практическими навыками применения не владею -0баллов

 

-Прикрепите соответствующее количество баллов к тому высказыванию, которое соответствует вашей результативности сегодняшнего урока.

 

Подсчитайте  набранное вами за урок количество баллов

10-13 баллов – оценка «5»

8-9 баллов - оценка «4»

5-7 баллов – оценка «3»(слайд)

 

-Ребята, я благодарю вас за участие и внимание. Не отчаивайтесь, если что-то пока не получилось! Трудитесь, и все получится! Не останавливайтесь, если чего-то добились: стремитесь к большему! Ведь математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым!

 

 

 

 читают, обсуждают и выполняют задания по группамкаждый в своих листах групповой работы; всей группой анализируют результат;

делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лидеры групп озвучивают полученные результаты

учащиеся оценивают себя сами с учетом ответов лидера.

 

 

 

 

 

учащиеся предлагают варианты ответов

 

учащиеся предлагают варианты ответов

 

 

записывают тему урока в тетрадь

 

 учащиеся сами формулируют определение противоположных чисел;

учащиеся предлагают варианты ответов

 учащиеся делают вывод, что число 0 противоположно самому себе; записывают его

 

 

 

 

записывают в тетради противоположные числа в виде пар, проговаривая правила нахождения противоположных чисел для обыкновенных дробей и смешанных чисел.

учащиеся проставляют себе баллы

 

учащиеся предлагают варианты ответов

 

 

 

 

 

 

учащиеся записывают равенство

 

 

 

 

учащиеся читают выражения со слайда, используя два варианта прочтения, например для -8: « минус 8» и « число, противоположное 8».

учащиеся проставляют себе баллы

 

 

 

 

 

учащиеся выполняют самостоятельно за компьютерами, проверят тут же результат, желающие выполняют на интерактивной доске. Контроль  результатов выполнения- программированный.

 

учащиеся проставляют себе баллы

 

 

 

 

учащиеся выполняют задание по парам;обмениваются тетрадями,

 проверяют друг у друга правильность выполнения

, сверяют результаты с ответами.

 

 

 

выставляют друг другу баллы

 

 

учащиеся предлагают варианты ответов

 

 

 

 

учащиеся предлагают варианты ответов

 

учащиеся предлагают варианты ответов

 

учащиеся самостоятельно ищут  ответы на поставленные вопросы;

делают вывод о том, какие числа считать целыми

 

 

 

 

устно выполняют задание, отвечая с места

 

 

 

 

 

учащиеся проставляют себе баллы

 

 

учащиеся самостоятельно выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учащиеся оценивают свою деятельность на данном этапе после проверки

 

 

 

учащиеся записывают домашнее  задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учащиеся предлагают варианты ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

учащиеся оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация учащихся к получению новых знаний

 

 

 

Осознание ценности совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

 

 

 

 

 

Формирование умения обобщать и делать выводы

 

Самостоятельное определение темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование знаний о противоположном числе, умений нахождения числа, противоположного  любому данному.

самоконтроль

 

Формирование знания общего определения числа, противоположного  данному числу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование первичных навыков нахождения числа, противоположного  данному числу

 

самоконтроль

 

 

 

 

 

Формирование прочных навыков нахождения чисел противоположных  данным

числам

 

 

 

 

 

самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль, взаимно оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование понятия о целых числах, расширение представлений о числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения находить  целые числа, удовлетворяющие условию

 

 

 

 

самоконтроль

 

 

 

Формирование умения самостоятельной  работы, умения осуществлять самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опережающее обучение, повышение интереса к теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Правильное выполнение и закрепление,  интерес к предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях.

 

 

 

 

 

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов  урока.

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация успеха

\

 

\

\

\

 

 

 

\

 

 

 

 

\

 

\

\

 

 

 

\

 

 

\

\

 

\

 

 

 

\

 

 

 

\

 

 

\\

\

\

\

\

\

 

\

 

 

 

 

 

 

\

\

 

\\

 

\

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

\\\\\

\

                                                                             Список используемой литературы.

 

1.     Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. –  М. «Просвещение»:, 2014.

2.     Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011.

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011

4.     Математические тренажеры 5, 6 классы.  Жохов В.И.

5.     Методическое пособие для учителя. Обучение математике в 5-6 классах.  Жохов В.И.

      6.  Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Голуб  Г. Б., Чуракова О.В.

           Самара: Изд-во «Профи». – ЦПО. – 2003

6.     Гирба Е.Ю. «Мониторинг качества процесса педагогической деятельности» УЦ «Перспектива» Москва 2010

 

 Интернет Ресурсы:

 

1.     http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=4272

2.     http://www.ucheba.ru/referats/26760.html

3.     www. mega. educat. samara.ru.

4.      http://schools.keldysh.ru/labmro/peds/listok.htm

5.      http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

6.     http://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этапы урока Цель этапа

Этапы урока Цель этапа

Постановка цели и задач урока

Постановка цели и задач урока

Актуализация знаний. Открытие нового знания 4

Актуализация знаний. Открытие нового знания 4

Актуализация знаний. Открытие нового знания 4

Актуализация знаний. Открытие нового знания 4

Первичное усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Первичное закрепление. 7

Первичное закрепление. 7

Домашнее задание 8

Домашнее задание 8

Актуализация знаний. Открытие нового знания 4

Актуализация знаний. Открытие нового знания 4

Список используемой литературы

Список используемой литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020