Урок-игра по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Определение темы урока.
Учитель: Здравствуйте. Меня зовут Лариса Тахировна и я сегодня буду вашим учителем математики. На уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их. Готовы к уроку? (Дети дружно отвечают «ДА»). Ну что, вперед за знаниями?
Учитель: Ребята перед вами на доске записано стихотворение. Давайте прочитаем его и сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слайд 1)
Минус с минусом сложить –
Можно минус получить.
Если сложишь минус, плюс,
То получится конфуз!
Знак числа ты выбирай,
Что сильнее, не зевай!
Модули их отними
Да все числа помири!
(Учитель читает стихотворение, учащиеся формулируют тему урока)
Учитель: Действительно ребята, тема сегодняшнего урока – «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». (Слайд 2).
Данный урок является заключительным в блоке уроков по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Цель: закрепление знаний, умений и навыков в действиях с положительными и отрицательными числами.
Задачи:
1. Образовательная: закрепление умений и навыков решения
познавательных задач с положительными и отрицательными числами; выработка у
учащихся умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и
делать выводы.
2. Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, математическую речь и память.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, доброжелательность, взаимопомощь, целеустремленность, организованность, положительное отношения к учебе.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Давайте запишем число, классная работа. Сегодня занятие будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поиске сокровищ. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли мы вооружены знаниями? (Слайд 3).
Закончите предложения:
Справа от начала отсчета располагаются положительные числа.
Слева от отсчета располагаются отрицательные числа.
Числа, отличающиеся знаком называются противоположными.
Расстояние от точки до начала отсчета называется модулем.
Модуль положительного числа равен самому числу.
Модуль отрицательного числа равен противоположному числу.
Модуль нуля равен нулю.
Сумма противоположных чисел равна нулю.
Правило сложения отрицательных чисел: надо сложить их модули и поставить знак минус перед полученной суммой.
Правило сложения чисел с разными знаками: надо из большего модуля вычесть меньший модуль и поставить знак большего модуля.
Учитель: Молодцы, теперь пора отправляться в путь! Наше путешествие будет увлекательным и опасным, но справиться с этими опасностями помогут знания и умения, которые вы приобрели не только на уроках математики, но и на других уроках. Чего нам не хватает для того чтобы отправиться в путь? (Ответ учеников: – «Карты!») Сейчас мы с вами ее составим.
(Составление карты идет также, как игра в лото. На доске тыльной стороной закреплены шесть частей карты. На лицевой стороне нарисован участок карты, а на каждой части тыльной стороны - число, которое будет фигурировать в ответах к математическому лото. Учащиеся выполняют задания на карточках. Затем учитель медленно, не по порядку объявляет ответы. Ученик, который первым говорит, что в его работе есть такой ответ, идет к доске и поворачивает фрагмент карты, на котором записано это число. Учитель открывает фрагмент карты на проекционном экране. Постепенно складывается карта и на доске, и на проекционном экране).
Задания математического лото (Слайд 4)
Карточка №1 Карточка №2
а) -3,2- (-6,3); а) -2,9 - (-4,3);
б) -2,6 - (-1,4); б) - (-6) - (-8);
в) -3,7 - 2,8; в) -6,7 + 2;
г) -8,4 + 3,7. г) -4,4 - 2,1.
Ответы (Слайд 5):
Карточка №1: 3,1; -1,2; -6,5; -4,7.
Карточка №2: 1,4; 14; -4,7; -6,5.
Учитель: Итак, карта у нас есть, настроение у нас отличное! Отправляемся в путь! (Слайд 6)
Ребята, нам необходимо определить направление, дорогу, по которой нам нужно начать наше путешествие.
Перед вами Перекресток дорог (Слайд 7). Давайте решим примеры и найдем свою дорогу. (Ребята делают расчеты на своих местах, а один ученик – возле доски).
1) (-47) +6+(-9)+18= - 32
2) (-100) – (-252) =152
3) (-201)- 58 = -259
(Учащиеся проверяют ответы с помощью сигнальных карточек)
Учитель: В ответах у нас получилось, два отрицательных числа и одно положительное. Итак, дороги №1 и №3 не приведут нас к цели. Значит нужно идти по дороге №2.
Ребята, мы попали на Цветочную поляну (Слайд 8,9). Как вы видите, на ромашках написаны примеры. Решив их, по таблице вы найдете название цветка.
- 10 |
И |
- 0,9 |
О |
6 |
М |
- 9 |
С |
- 4,8 |
Д |
- 24 |
Д |
- 6,3 |
О |
21 |
Н |
0 |
Е |
- 6,1 |
Н |
- 41 |
Т |
13 |
Р |
- 21 |
Е |
- 5 |
Д |
- 44 |
Р |
5,9 |
К |
1. – 22 + 35
2. – 3,7 + 2,8
3. 1,5 + (- 6,3)
4. 8,2 + (-8,2)
5. 22 – 27
6. – 13 – 8
7. 19- (- 2)
8. – 27 – (- 3)
9. -35 + (-9)
10. -1,6 +(-4,7)
11. -2,5+(-3,6)
(Слайд 10,11)
Решили? (Обучающиеся дают ответы с помощью карточек)
Ребята, вы, наверное, устали? Нужно немного размяться. Сделаем привал.
Физкультминутка. (Слайд 12,13)
Итак, мы продолжаем наше путешествие. Перед нами – таинственный лес (Слайд 14). Попробуем отгадать его загадки.
В этом лесу живет птица клест – еловик (Слайд 15), которая несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35 градусов в гнезде температура не ниже 14 градусов. Ребята, на сколько градусов температура в гнезде выше температуры воздуха? (Ответ детей – 49 градусов)
(Слайд 16)
А знаете ли вы, что шмели выдерживают температуру до -7,8 градусов, а пчелы выше этой на 1,4 градуса. Какую температуру выдерживают пчелы?
(Ответ детей – -6,4 градусов)
А еще в этом лесу встречаются пауки (Слайд 17). И чтобы не попасть в паутину, нам необходимо решить следующее задание.
Замените звездочки знаками «-» или «+» и получите верное равенство.
3,9* 7,4*(-9,3) = -12,8 Ответ: -; +.
-6,1*(-2,3)*3,8 = 0 Ответ: -; +.
Молодцы, ребята! Мы с вами вышли из леса, и впереди у нас Радужный мост (Слайд 18, 19, 20). Чтобы пройти его, нам нужно решить небольшой тест. Решениями меняемся с соседом и проверяем ответы.
Ответы:
1. 94
2. 64
3. – 18
4. – 100
5. – 34
6. 76
7. – 44
8. – 48
9. – 59
10. 0
11. 0
12. – 94
Итак, ребята. Закончили проверку? Давайте оценим результаты: если у вас нет ошибок – поднимает желтый смайлик; одна, две ошибки – зеленый, ну а если три и больше, то красный смайлик.
Хорошо, ребята. И с этим заданием мы справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами добрались до нашего клада. Посмотрим, что в нем?
Вы сегодня показали, как умеете складывать и вычитать отрицательные и положительные числа.
Нам осталось подвести итоги нашего урока.
Покажите с помощью карточек, какое настроение преобладало у вас на протяжении всего урока. (Дети показывают смайлики, символизирующие их настроение).
Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.