Тема урока: Теорема Пифагора
Цели урока:
1. Закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач.
2. Развитие логического мышления, навыков самоконтроля.
3. Воспитание культуры математической речи, уважительного отношения к мнению окружающих.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Оборудование:
· персональный компьютер
· мультимедийный проектор
· экран
· авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point
· карточки с заданиями
Структура урока
1. Организационный момент
2. Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме (решение задач по готовым чертежам)
3. Решение практических и древних задач
4. Проверочная работа с самоконтролем
5. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент урока: приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).
Тема урока на слайде 1.(1-2 минуты)
2. Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке (5 минут):
· Формулировка теоремы Пифагора;
· Формулировка теоремы, обратной теореме Пифагора
С целью актуализации знаний обучающимся предлагаются задачи по готовым чертежам.
2.1. Слайд 2. Найти неизвестную сторону треугольника.
2.2. Слайд 3. Найти неизвестную сторону треугольника (Правильный ответ: невозможно найти неизвестную сторону, т.к. недостаточно данных. После введения дополнительного условия обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.)
2.3. Слайд 4. Решите задачу (нахождение периметра ромба с использованием теоремы Пифагора)
2.4. Слайд 5. Задача на применение теоремы, обратной теореме Пифагора
3. Закрепление теоремы Пифагора при решении практических и древних задач (20 минут).
3.1. Задача №1 (слайд 10) «Древнерусская задача». Условие задачи разбирается устно, чертеж и решение учащиеся записывают в тетрадях, 1 ученик работает у доски. (Ответ: 44 стопы).
3.2. Задача №2 (слайд 11) «Тополь у реки» - для устного решения. (Ответ: 8 футов).
3.3. Задача №3 (слайд 12). Нахождение длины главной аллеи Центрального парка города Новосибирска. Условие задачи разбирается устно, чертеж и решение учащиеся записывают в тетрадях, 1 ученик работает у доски. (Ответ: 520 м).
4. Самостоятельная работа с самоконтролем (10 минут).
Учащимся предлагаются карточки с заданиями на 2 варианта по 5 задач. Фамилию и ответы учащиеся записывают на карточках, а краткое решение в тетрадях.
После того, как карточки собраны, учащимся предлагается проверить решения (Слайды 14, 15).
5. Домашнее задание выдается на карточках (см. приложение).
Для сильных учащихся:
1. Фронтон Большого театра в Москве имеет форму равнобедренного треугольника с боковыми сторонами по 21,5 м и основанием 42м (размеры приближенны). Найдите высоту фронтона.
2. Даны отрезки a = 5см и b = 7 см. Постройте отрезок
3. Найдите ещё одно доказательство теоремы Пифагора (по желанию).
Для слабых учащихся:
1. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 15см, а катет – 12см. Найдите длину второго катета.
2. Основание равнобедренного треугольника равно 8см, а высота опущенная на основание – 3см. Найдите периметр треугольника.
3. Найдите ещё одно доказательство теоремы Пифагора (по желанию).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.