Урок подготовки к написанию сочинения по пьесе А.Вампилова «Двадцать минут с ангелом» («Провинциальные анекдоты»)
Оценка 4.9

Урок подготовки к написанию сочинения по пьесе А.Вампилова «Двадцать минут с ангелом» («Провинциальные анекдоты»)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
22.11.2023
Урок подготовки к написанию сочинения по пьесе А.Вампилова «Двадцать минут с ангелом» («Провинциальные анекдоты»)
Урок подготовки к написанию сочинения по пьесе А.Вампилова «Двадцать минут с ангелом» («Провинциальные анекдоты») Цель урока: закрепить навыки анализа литературного произведения, такие как: внимание к каждому слову, к деталям, умение задавать вопросы, в том числе проблемные, формулировать основную мысль произведения и аргументировать свое мнение цитатами из текста.
Urok_podgotovki_k_napisaniyu_sochinenia_po_pyese_A (2).docx

Урок подготовки к написанию сочинения по пьесе А.Вампилова

«Двадцать минут с ангелом» («Провинциальные анекдоты»)

 

Цель урока: закрепить навыки анализа литературного произведения, такие как: внимание к каждому слову, к деталям, умение задавать вопросы, в том числе проблемные, формулировать основную мысль произведения и аргументировать свое мнение цитатами из текста.

 

Ход урока-беседы:

 

Здравствуйте ребята, мы с вами познакомились с творчеством Александра Вампилова, с его пьесами «Валентина», «Старший сын» и «Провинциальные анекдоты». Вам предстоит написать сочинение по одной из них. Сегодня проведем анализ трагикомедии «Двадцать минут с ангелом» в качестве примера работы с текстом пьесы.

Для начала давайте вспомним, что обозначает термин «трагикомедия». Драматическое произведение, обладающее признаками и комедии, и трагедии. Давайте разберемся, почему эту пьесу можно отнести к жанру трагикомедии.

 

Как вы полагаете, зачем автор «населяет» отель такими лицами, как артист, молодожены и коридорная Васюта, которая постоянно подчеркивает, что она мать? Подумайте, какие ассоциации, какие словосочетания возникают у вас при слове «искусство», «любовь», «мать»? (Предполагаемые ответы: святое искусство; мать, материнская любовь – это святое; любовь – это высокое чувство, это святое чувство.) Автор хочет показать, что эти люди имеют отношение к высоким духовным ценностям. А как они относятся друг к другу? Как ведут себя по отношению к Хомутову? Присоединяются к злобным нападкам, нимало не сомневаясь в его виновности во всех смертных грехах. Тем самым ставят себя на одну доску с простыми обывателями. Налицо противоречие.

 

Все действующие лица пьесы обозначены по фамилии, только молодая жена названа по имени: Фаина. Почему? Видимо, это значимо. Возможно, она таким образом отделена зачем-то от мужа. А что за фамилия Васюта? (от имени Василиса.) На самом деле зовут Анна Васильевна. Анна значит «милость», «сила», «благодать», «храбрость». Что значит Василиса? (Царственная, царица.) А как звучит Васюта? (Простовато, существенно снижена высота, значительность.) О чем это говорит? (Утрачено качество.) Что интересно, фамилия музыканта, Базильский, происходит от того же корня: Базиль – Василий – царь, царственный. Значение фамилии Ступак тоже давайте найдем. Получается, что она образована от прозвища, которым нарекали неповоротливых, ленивых людей, тяжелых на подъем. А лень что за качество? ( Связана с нежеланием трудиться, учиться, развиваться, действовать). Отметим и это. Далее, Угаров. Угар имеет в том числе значение «помрачение сознания» (ср. у Есенина «Захлебнуться бы в пьяном угаре») или от «угарить»  – вздорить, ругаться, ссориться. Анчугин, возможно, отсылает к «анчутка» - в восточнославянской мифологии злой дух, одно из самых древних названий беса. Таким образом выстраивается противопоставление бес- ангел.

 

Кем является по профессии человек, подаривший сто рублей Анчугину и Угарову? (Агроном.) Давайте заглянем в толковый словарь. Из различных определений можно вывести, что агроном — это человек, который имеет отношение к земле, к ее плодородию. Фамилия Хомутов может опять-таки подчеркивать связь с землепашеством, т.е. тяжким, упорным и благородным трудом. Но она может ассоциироваться и с выражением «надеть хомут на шею»  –  обременить себя тягостными и ненужными хлопотами. Можно предположить, что сюда вплетена и мысль, что порой сделать добро ближнему – значит обречь себя на неприятности.

 

Как же герои реагируют на неожиданный поступок незнакомца, почему не допускают мысли, что этот поступок мог быть совершен бескорыстно? Почему они успокаиваются лишь, когда Хомутов называет иные причины своих действий? (Предполагаемые ответы: они сами так не поступили бы. Для них непостижимо, как можно пойти и отдать крупную сумму денег незнакомым, чужим людям просто потому, что те попросили. Эти люди видят благополучие в материальном достатке, привыкли считать, что все радости в жизни зависит от количества имеющихся у человека денег, не могут допустить, что существуют иные виды удовольствия, радость другого рода: помочь ближнему, увидеть свет счастья в его глазах, способствовать облегчению чьих-то тягот. Они не способны пожертвовать своим благополучием, потому и не верят тому, кто так поступает. Ищут подвох. Им важно обнаружить, какую выгоду преследует якобы бескорыстный даритель.)

 

Значит, основная эмоция, которая руководит ими – это недоверие? «Сто рублей просто так, за здорово живешь – ну, кто тебе поверит, сам посуди...» Им понятнее, ближе обычные с их точки зрения человеческие страсти:

Анчугин,  Не  продадим,  будь   спокоен...   Скажи-ка,   деньжата-то ворованные, верно?

Угаров. Ну украл, ну что особенного, подумаешь - редкость. (Здесь уже сквозит цинизм.)

Анчугин (с надеждой). Украл?

Анчугин хочет докопаться до желаемой «правды»: «Нет... Он мне расскажет... Разъяснит по-человечески...». Что для него значит «по-человечески»? (Доступно, понятно.) А понятно жить и действовать – это как? (Как все, каждый сам за себя, преследуя свои интересы.) Давайте подытожим, какие, по мнению проживающих в гостинице людей, причины на самом деле могут руководить Хомутовым? (Пьян, жулик, вор, шарлатан и т.п.)

А какие слова Анчугина как бы исключают Хомутова из числа людей, переводят в какой-то другой разряд? («Людей  позвать.  Пусть  рассудят».) Кто называет его ангелом? (Васюта.)

Кто же еще является исключением в этой компании недоверчивых? (Фаина). Какими глазами смотрят на Фаину окружающие? Как такая точка зрения характеризует персонажей?  (В глазах собравшихся молодая женщина наивна, возможно, даже глупа. Они порицают такой непрактичный подход к жизни, глупо же верить всяким проходимцам. Они – практичные, знающие жизнь люди. Она – недалекая, доверчивая девчонка.)

А каково мнение автора относительно ее позиции? Из чего мы можем заключить, что верно поняли его мнение? Вспомним, что в списке героев только она названа по имени. (Автор показывает, что это единственный человек, который способен поверить в доброту, в порядочность, в бескорыстность акта дарения. Становится ясно: эта девушка и сама может прийти на помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, она не привязана так сильно к материальному.  Живые движения души, искренние порывы ей знакомы и понятны.) Недаром имя Фаина означает «сияющая, блестящая». Почему же тогда Фаина одинока в своих взглядах, ведь автор мог бы ввести героя, разделяющего ее позицию? (Возможно, автор полагает, таких людей всегда меньшинство. Они стоят на уровень выше, до них еще надо дотянуться, это не всем дано).

 

 

Здесь мы с вами пришли к еще одному важному моменту: «живые движения души». Что же позволяет человеку сохранить эти живые движения души, сохранить живую душу, не омертвить ее? (Желание помогать, сочувствие, искренность, умение радоваться не только материальным благам.) Вы правы. А какие слова с корнем «благо» вы можете помнить? (Благодарить, благословение, благостыня, благодать, благотворительность.) Красивое слово «благотворить», давайте раскроем его суть! (Благотворить – совершать благо, творить добро, помогать, спасать, радовать кого-то.) Когда мы творим добро, кому же мы помогаем, кого спасаем? (Обездоленных, бедных, несчастных, нуждающихся, слабых.) Верно, а кого еще? (Себя.)

А почему все эти озверевшие люди успокоились и проявили сочувствие к Хомутову, как только он рассказал о том, что похоронил мать? (Нашлась причина для бескорыстия, не могло оно быть без причины. Хомутов перестал выбиваться из их среды, больше не предстает ангелом во плоти. Он такой, как все, не лучше каждого из них: тоже грешен, тоже поступал как обычный человек, допускал ошибки.)

 

Благодаря А.Вампилову мы с вами столкнулись с понятиями «недоверие» и «душа». О чем же важном хочет сказать автор этой пьесы своему читателю?  (Как важна вера – вера в человека, в искренность, в высокие идеалы, что вера в противовес недоверию позволяет не очерстветь душой.) Как сказал Н. А. Заболоцкий, «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь». Лень души, сон души – это что? (Грех.)

 

Получается, Вампилов завел разговор о проблеме веры и недоверия, великодушия и малодушия, умерщвления и возрождения души. Посмотрите в словаре значения этих двух последних понятий. В каких еще произведениях мы с вами сталкивались с подобной проблематикой? ( «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Обломов» И.А.Гончарова, «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, «Потустороннее» Н.Тэффи, «На дне» М.Горького и многих др.)

 

Если так часто на протяжении веков разными писателями затрагивается эта тема, что это значит? (Это значит, что вопрос о вере, о душе и ее проявлениях важен для каждого человека, рано или поздно над ним задумывается любой.)

 

Да, ребята, это один из важнейших философских, нравственных, духовных вопросов, это основополагающий экзистенциальный вопрос, ответ на который мы должны искать, обратившись вглубь себя.

 

Давайте вернемся к тексту и заодно вспомним, что пьеса написана в советский период, когда вера в Бога порицалась, религия считалась «опиумом для народа». Хомутов в ответ на подозрения говорит: «Бог с вами!» и тут же его обвиняют: вы в бога верите? За веру в Бога осуждают, т.е. поступают наперекор заповеди: не судите и не судимы будете. Анчугин посылает к черту Хомутова, проявившего сочувствие. Хомутов вынужден оправдываться, хотя сам мог бы осудить Анчугина. За образ жизни, за «спектакль» с криками в форточку, за грубость и многое другое. Ведь такое поведение – фарс, он взывает к лучшим сторонам человеческой души, «давит на жалость», при этом ни минуты не веря, что хоть одна душа отзовется.

 

Ответьте еще на один вопрос: почему же пьеса названа «Двадцать минут с ангелом»? (Предполагаемые ответы: около двадцати минут Хомутов выглядит для зрителя как человек не от мира сего, как добрый ангел, явившийся с благой вестью). А если посмотреть короткометражный фильм режиссера Ефима Падве по мотивам пьесы, увидим, что конфликт еще усугубляется. Остается загадкой, кем на самом деле является Хомутов: не истинным ли ангелом, который лишь для успокоения возмущенных героев придумывает историю с умершей матерью? Однако его исчезновение порождает новый всплеск подозрений и возмущения среди прагматичных, приземленных граждан провинциального городка. Эта цикличность подчеркивает неистребимость человеческих пороков, убожество тех натур, что неспособны вырваться из плена своей ограниченности, так как  не имеют внутреннего стержня истинной веры – в доброе, светлое и прекрасное. Над сценарием Ефим Падве работал вместе с Вампиловым.

Вновь, как в лучших образцах классической сатиры видим смех сквозь слезы автора. В чем комизм ситуации и в чем трагизм? В том, что ограниченность твердолобых попрошаек не позволяет им увидеть красоту бескорыстных поступков и приобщиться к высокому. Но о себе, своем уме и порядочности  они останутся самого высокого мнения.

 

Теперь, когда вы порассуждали над трагикомедией А.Вампилова, вы готовы письменно сформулировать ваши мысли. Ваше домашнее задание – написать сочинение на тему: «Чем люди живы?» по пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом».

 

Опорные вопросы для составления примерного плана сочинения или презентации:

 

1. Что за жанр трагикомедия, в чем заключается трагизм и комизм пьесы «Двадцать минут с ангелом»?

2.Зачем автор «населяет» отель такими лицами, как артист, молодожены и коридорная Васюта, которая постоянно подчеркивает, что она мать? Подумайте, какие ассоциации, какие словосочетания возникают у вас при слове «искусство», «любовь», «мать».

3.Все действующие лица пьесы обозначены по фамилии, только молодая жена названа по имени. Почему?

4. Как же герои реагируют на поступок незнакомца, почему не допускают мысли, что этот поступок мог быть совершен бескорыстно? Почему они успокаиваются лишь, когда Хомутов называет иные причины своих действий?  Какаяэмоция  руководит ими?

5.Какие, по мнению проживающих в гостинице людей, причины на самом деле могут руководить Хомутовым? Почему только так и не иначе?

6.Слова Анчугина как бы исключают Хомутова из числа людей, переводят в какой-то другой разряд? «Людей  позвать.  Пусть  рассудят». А кто называет его ангелом?

7. Кто же является исключением в этой компании недоверчивых? Какими глазами смотрят на этого человека окружающие? Как такая точка зрения характеризует персонажей? Почему Фаина одинока в своих взглядах, ведь автор мог бы ввести героя, разделяющего ее позицию?

8.А каково мнение автора относительно позиции этого героя/героини? Из чего мы можем заключить, что верно поняли его мнение?

9. Если рассматривать поступок Хомутова как живые движение души, ответьте: что же позволяет человеку сохранить эти живые движения души, сохранить живую душу, не омертвить ее.

10. Какие слова с корнем «благо» вы можете помнить? Среди них наверняка есть слово «благотворить», раскройте его суть. Когда мы творим добро, кому же мы помогаем, кого спасаем?

11. Почему все эти озверевшие в какой-то момент люди –   постояльцы гостиницы – успокоились и проявили сочувствие к Хомутову, как только он рассказим, что похоронил мать? До сих пор они исключали его из своего круга, почему же теперь он стал им ближе и понятней? Какие эмоции испытали герои?

12.Благодаря А.Вампилову мы с вами столкнулись с понятиями «недоверие» и «душа». О чем же важном хочет сказать автор этой пьесы своему читателю?  Что позволяет людям не очерстветь душой?

13. Вампилов завел разговор о проблеме веры и недоверия, великодушия и малодушия, умерщвления и возрождения души. В каких еще произведениях мы с вами сталкивались с подобной проблематикой?

14. Почему пьеса названа «Двадцать минут с ангелом»?

 

Теперь напишите сочинение (150-200 слов) на тему: «Чем люди живы?» по пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом».


 

Урок подготовки к написанию сочинения по пьесе

Урок подготовки к написанию сочинения по пьесе

Можно предположить, что сюда вплетена и мысль, что порой сделать добро ближнему – значит обречь себя на неприятности

Можно предположить, что сюда вплетена и мысль, что порой сделать добро ближнему – значит обречь себя на неприятности

Здесь мы с вами пришли к еще одному важному моменту: «живые движения души»

Здесь мы с вами пришли к еще одному важному моменту: «живые движения души»

Ответьте еще на один вопрос: почему же пьеса названа «Двадцать минут с ангелом»? (Предполагаемые ответы: около двадцати минут

Ответьте еще на один вопрос: почему же пьеса названа «Двадцать минут с ангелом»? (Предполагаемые ответы: около двадцати минут

Какие эмоции испытали герои? 12

Какие эмоции испытали герои? 12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2023