Цели урока:
Учить учащихся решать уравнения, используя следующие методы: метод разложения на множители, метод введения новых переменных, формируя ключевые умения преобразовать формулу, транспортировать учебную информацию.
Развивать логическое мышление учащихся, самостоятельные навыки работы с учебником, таблицей, формулой.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня мы поговорим об общих целях, общих методах, которые пронизывают всю школьную линию уравнений с VII по XI класс. При решении уравнений эти методы нужно постоянно держать в поле своего внимания (вопрос о проверке корней следует рассмотреть отдельно, на других уроках).
Мы рассмотрим два метода: метод разложения на множители и метод введения новых переменных.
Метод разложения на множители
Суть этого метода заключается в следующем: пусть надо решить уравнение
Тогда уравнение
можно заменить совокупностью более простых уравнений:
и пусть
Решение:Прибавим и отнимем . Число 63 представим как 63=64-1.
или
D<0. D<0
Ответ: нет действительных корней.
Таким образом, исходная система равносильна системе
Эта система распадается на две
и
Ответ: (4;3); (3;4).
Метод введения новых переменных
Суть метода очень проста: если уравнение
удалось преобразовать к виду
то нужно ввести новую переменную
решить уравнение
а затем рассмотреть совокупность уравнений:
, где
- корни уравнения
Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Новая переменная в уравнениях иногда действительно очевидна, но иногда ее трудно увидеть, а можно выявить лишь в процессе каких-либо преобразований.
Бывает полезно так же ввести не одну, а две переменные .
Рассмотрим несколько уравнений, где применение метода введения новых переменных не так очевидна.
Решение:
Пусть
, тогда уравнение примет вид:
-9 – посторонний корень
Ответ: -1 и 2.
1)
Решение:
Данное уравнение – симметричное, оно является уравнением четвертой степени. Разделим обе части уравнения на. Получим
Можно решить иначе: разделить обе части уравнения на
Получим:
Пусть , тогда уравнение примет вид:
и т.д. (дальнейшее очевидно)
Решение иррациональных уравнений также можно упростить с помощью удачно выбранной тригонометрической подстановки, т.е. переменные уравнения заменяются на значения каких-либо тригонометрических функций.
Итог урока
За два часа работы учащиеся углубили свои знания и умения по решению уравнений двумя способами: способом разложения на множители и способом замены перемены, что способствует решать уравнения различного типа высокого уровня сложности.
Предложенные задания как устные, так и письменные способствовали развитию логического мышления и познавательной деятельности.
Выполнение заданий формировали ответственность, глубину мысли, самостоятельность, аккуратность, требовательность в работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.