Дата: 6/09
Тема: Различные способы изучения природы и наблюдения за ней
Цели: Знакомство с основными способами изучения природы, с их особен-
ностями, развитие наблюдательности и речи учащихся, воспитание бе-
режного отношения к природе;
Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.
Оборудование: Аквариум, линейка, термометр, весы, стаканчики с водой, глиной речным песком , древесные опилки , кнопки и магнит.
Ход урока
1. Организационный момент, распределение учащихся по группам.
2. Новая тема.
Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям
Метода изучения природы
Наблюдение
Эксперимент
Измерение
Чтобы понять чем эти изучения отличаются друг от друга мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу.
Задание 1 группе: Подойти к аквариуму и изучите как плавают рыбки, как они едят. Расскажите про их внешний вид
Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.
Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?
Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.
После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
1 группа
Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств)
Как мы назовем этот метод познания природы?
Что можно узнать с помощью наблюдения?
2 группа
Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения?
Чем отличается наблюдение от данного метода работы с
Как назовем этот метод познания природы?
Слова учителя Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:
Определить цель.
Выдвинуть предположение , гипотезу.
Составить план проведения опыта, эксперимента.
Подобрать оборудование
провести опыт, эксперимент, наблюдение.
Сделать записи, рисунки.
Записать свои наблюдения и сделать выводы.
Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.
3 группа
Можно ли это изучение назвать экспериментом?
Как делают измерения?
Нужен ли этот метод для изучения природы?
Затем коллективно обсуждается . для чего нужно изучать природу
наблюдать за жизнью животных , узнать о их повадках;
путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;
путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.
благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее
Записать в тетрадь
Методы изучения природы.
Цели изучения природы
3. Закрепление темы :
Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
Грязный снег быстрее тает, чем чистый.
Природа прекрасна, многообразна., величава, богата и нами любима.
Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.
Но никогда не навредите природе!
4.Домашнее задание: прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.