Тема: Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу |
Создание ситуации успеха |
Задание практического характера, которое они могут выполнить известными способами действий. 1. Записываем слова звуками и буквами и объясняем какую работу в данных словах выполняют гласные буквы. Требования к языковому материалу: - слова с известным лексическим значением - слова без орфограмм - все звуки отчетливо слышны - с изученными буквами - слова с сочетанием жи, ши Слова: жизнь, шарфы, жилы, шить, жар, зажим, шины, жир, шифр
Ученики выходят к доске по цепочке, записывают слова звуками и буквами, объясняя какую работу, выполняют гласные буквы. (Не сталкиваясь с трудностями) |
Постановка учебно-практической задачи |
Создание интеллектуального конфликта
Одновременно выходят четыре ученика и записывают слова ЧАШКА, РОЩА, ЧУЛКИ, ЩУКА Прочитаем первое слово: Д:
Какие работы выполняют гласные буквы в этом слове? 1 ученик: буква Я выполняет две работы – обозначает мягкость предыдущего согласного звука и обозначает гласный звук Ребята, а что мы знаем о звуке [ч]? Д: Звук [ч] не имеет твердой пары Тогда, как вы думаете, буква Я должна обозначать мягкость предыдущего согласного? Д: Нет, не должна. А сколько работ должна выполнять буква Я в этом слове? Д: Одну работу – обозначение гласного звука [а] Обратимся к таблице на стр. 12, имеет ли право буква Я выполнять одну работу? Д: Нет, буква Я всегда выполняет только две работы. Тогда, что мы с вами не знаем? Д: Мы не знаем как обозначить звук [а] после мягкого согласного звука [ч] на письме. Верно, но у нас остались ещё три слова, давайте обратимся к следующему слову – РОЩА Прочитаем слово: Д:
Какие работы в этом слове выполняют гласные буквы? 2 ученик: Буква О выполняет две работы – обозначает твердость предыдущего согласного и свой гласный звук. Буква Я выполняет две работы – она обозначает мягкость предыдущего согласного и обозначает гласный звук [а]. Ребята, а что мы знаем о звуке [щ]? Д: Он не имеет твердой пары. Что мы тогда можем сказать о букве Я? Д: Она нам не подходит потому, что она всегда выполняет две работы, а нам нужна буква, которая будет выполнять одну работу - обозначать гласный звук [а]. Тогда какой ещё вопрос у нас появился? Д: Как обозначить звук [а] после мягкого согласного звука [щ] на письме? Так, у нас осталось ещё два слова, давайте их проверим. Следующее слово – ЧУЛКИ. Прочитаем слово: Д:
Какие работы в этом слове выполняют гласные буквы? 3 ученик: Буква Ю выполняет две работы – она обозначает мягкость предыдущего согласного и обозначает гласный звук [у]. Как вы думаете нам подходит эта буква и почему? Д: Она нам не подходит потому, что буква Ю всегда выполнет две работы, а нам нужна буква, которая будет обозначать гласный звук [у] и не обозначать мягкость предыдущего согласного, т.к. звук [ч] не имеет твердой пары и его мягкость обозначать не нужно. Тогда какой ещё вопрос у нас появился? Д: Как обозначить звук [у] после мягкого согласного звука [ч] на письме? Верно, и последнее слово: ЩУКА Прочитаем: Д:
Какие работы в этом слове выполняют гласные буквы? 4 ученик: Буква Ю выполняет две работы – она обозначает мягкость предыдущего согласного и обозначает гласный звук [у]. Как вы думаете нам подходит эта буква и почему? Д: Она нам не подходит потому, что нам нужна буква, которая будет обозначать гласный звук [у] и не обозначать мягкость предыдущего согласного, т.к. звук [щ] не имеет твердой пары и его мягкость обозначать не нужно. Тогда какой ещё вопрос у нас появился? Д: Как обозначить звук [у] после мягкого согласного звука [щ] на письме? |
Формулировка учебной задачи |
Давайте объединим все наши вопросы и скажем, какой один общий вопрос у нас возник. Д: Как обозначить звуки [а] и [у] после согласных [ч] и [щ]? |
Моделирование учебной задачи |
|
Решение учебной задачи |
Какие буквы имеют право выполнять одну работу? Д: Буквы А О У И Э Выберите букву, которая подойдет для обозначения звука [а] в словах ЧАШКА и РОЩА. Какая это буква? Д: Это буква А Докажите Д: она подходит потому, что имеет право выполнять одну работу - обозначать свой гласный звук. Подставим её в нашу модель: Прочитаем слова: Д:
Мы правильно прочитали слова? Д: Да, правильно. Молодцы, вы правы! А теперь выберите букву, которая подойдет для обозначения звука [у] в словах ЧУЛКИ и ЩУКА. Какая это буква? Д: Это буква У. Докажите, почему вы так считаете? Д: Мы выбрали букву У потому, что она имеет право выполнять одну работу – обозначать свой гласный звук. Подставим её в модель:
Прочитаем слова Д:
Мы правильно прочитали слова? Д: Да, правильно Какой вывод мы с вами можем сделать? Д: После согласных [ч] и [щ] звук [а] на письме обозначается буквой А потому, что она имеет право выполнять одну работу – обозначать свой гласный звук. После согласных [ч] и [щ] звук [у] на письме обозначается буквой У потому, что она имеет право выполнять одну работу – обозначать свой гласный звук. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.