Урок - Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу

  • docx
  • 14.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tekhnologicheskaya_karta (4).docx

Тема: Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу

Создание ситуации успеха

Задание практического характера, которое они могут выполнить известными способами действий.

1.     Записываем слова звуками и буквами и объясняем какую работу в данных словах выполняют гласные буквы.

Требования к языковому материалу:

-       слова с известным лексическим значением

-       слова без орфограмм

-       все звуки отчетливо слышны

-       с изученными буквами

-       слова с сочетанием жи, ши

Слова: жизнь, шарфы, жилы, шить, жар, зажим, шины, жир, шифр

 

Ученики выходят к доске по цепочке, записывают слова звуками и буквами, объясняя какую работу, выполняют гласные буквы. (Не сталкиваясь с трудностями)

Постановка учебно-практической задачи

Создание интеллектуального конфликта

 

Одновременно выходят четыре ученика и записывают слова ЧАШКА, РОЩА, ЧУЛКИ, ЩУКА

Прочитаем первое слово:

Д:

Какие работы выполняют гласные буквы в этом слове?

1 ученик: буква Я выполняет две работы – обозначает мягкость предыдущего согласного звука и обозначает гласный звук

Ребята, а что мы знаем о звуке [ч]?

Д: Звук [ч] не имеет твердой пары

Тогда, как вы думаете, буква Я должна обозначать мягкость предыдущего согласного?

Д: Нет, не должна.

А сколько работ должна выполнять буква Я в этом слове?

Д: Одну работу – обозначение гласного звука [а]

Обратимся к таблице на стр. 12, имеет ли право буква Я выполнять одну работу?

Д: Нет, буква Я всегда выполняет только две работы.

Тогда, что мы с вами не знаем?

Д: Мы не знаем как обозначить звук [а] после мягкого согласного звука [ч] на письме.

Верно, но у нас остались ещё три слова, давайте обратимся к следующему слову – РОЩА

Прочитаем слово:

Д:

Какие работы в этом слове выполняют гласные буквы?

2 ученик:

Буква О выполняет две работы – обозначает твердость предыдущего согласного и свой гласный звук.

Буква Я выполняет две работы – она обозначает мягкость предыдущего согласного и обозначает гласный звук [а].

Ребята, а что мы знаем о звуке [щ]?

Д: Он не имеет твердой пары.

Что мы тогда можем сказать о букве Я?

Д: Она нам не подходит потому, что она всегда выполняет две работы, а  нам нужна буква, которая будет выполнять одну работу - обозначать гласный звук [а].

Тогда какой ещё вопрос у нас появился?

Д: Как обозначить звук [а] после мягкого согласного звука [щ] на письме?

Так, у нас осталось ещё два слова, давайте их проверим. Следующее слово – ЧУЛКИ.

Прочитаем слово:

Д:

Какие работы в этом слове выполняют гласные буквы?

3 ученик:

Буква Ю выполняет две работы – она обозначает мягкость предыдущего согласного и обозначает гласный звук [у].

Как вы думаете нам подходит эта буква и почему?

Д: Она нам не подходит потому, что буква Ю всегда выполнет две работы, а нам нужна буква, которая будет обозначать гласный звук [у] и не обозначать мягкость предыдущего согласного, т.к. звук [ч] не имеет твердой пары и его мягкость обозначать не нужно.

Тогда какой ещё вопрос у нас появился?

Д: Как обозначить звук [у] после мягкого согласного звука [ч] на письме?

Верно, и последнее слово: ЩУКА

Прочитаем:

Д:

Какие работы в этом слове выполняют гласные буквы?

4 ученик:

Буква Ю выполняет две работы – она обозначает мягкость предыдущего согласного и обозначает гласный звук [у].

Как вы думаете нам подходит эта буква и почему?

Д: Она нам не подходит потому, что нам нужна буква, которая будет обозначать гласный звук [у] и не обозначать мягкость предыдущего согласного, т.к. звук [щ] не имеет твердой пары и его мягкость обозначать не нужно.

Тогда какой ещё вопрос у нас появился?

Д: Как обозначить звук [у] после мягкого согласного звука [щ] на письме?

Формулировка учебной задачи

Давайте объединим все наши вопросы и скажем, какой один общий вопрос у нас возник.

Д: Как обозначить звуки [а] и [у] после согласных [ч] и [щ]?

Моделирование учебной задачи

 

Решение учебной задачи

Какие буквы имеют право выполнять одну работу?

Д: Буквы А О У И Э

Выберите букву, которая подойдет для обозначения звука [а] в словах ЧАШКА и РОЩА. Какая это буква?

Д: Это буква А

Докажите

Д: она подходит потому, что имеет право выполнять одну работу - обозначать свой гласный звук.

Подставим её в нашу модель:

Прочитаем слова:

Д:

Мы правильно прочитали слова?

Д: Да, правильно.

Молодцы, вы правы! А теперь выберите букву, которая подойдет для обозначения звука [у] в словах ЧУЛКИ и ЩУКА. Какая это буква?

Д: Это буква У.

Докажите, почему вы так считаете?

Д: Мы выбрали букву У потому, что она имеет право выполнять одну работу – обозначать свой гласный звук.

Подставим её в модель:

                

Прочитаем слова

Д:

Мы правильно прочитали слова?

Д: Да, правильно

Какой вывод мы с вами можем сделать?

Д: После согласных [ч] и [щ] звук [а] на письме обозначается буквой А потому, что она имеет право выполнять одну работу – обозначать свой гласный звук.

После согласных [ч] и [щ] звук [у] на письме обозначается буквой У потому, что она имеет право выполнять одну работу – обозначать свой гласный звук.