Урок "Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК"
Оценка 4.8

Урок "Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
05.06.2023
Урок "Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК"
Урок "Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК"
Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК.docx

План-конспект урока русского языка

Тема урока: правописание суффиксов ЧИК-ЩИК

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Знать: условия выбора букв в суффиксах ЧИК-ЩИК, способ действия при выборе написания суффиксов ЧИК - ЩИК

Уметь:

·        применять способ действия для правильного написания суффиксов  ЧИК-ЩИК;

·        различать значения суффикса ЧИК;

·        определять словообразовательную основу, чтобы избежать ошибки в написании слов, в которых при произношении суффикс сливается с предшествующей частью слова.

Развитие речи: пополнение словарного запаса учащихся.

Оборудование: таблица-схема правописания суффикса ЧИК.

Методы обучения:

1.Репродуктивный метод (для формирования ЗУН)

·        знать правило написания суффиксов

·        уметь различать суффиксы ЧИК – ЩИК. Сформировать умение определять условия выбора правильного написания суффиксов.

2.Наглядный метод – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому правилу.

3.Практический метод– для развития практических умений и навыков.

 

                                          Ход урока

1.Целеполагание.

Сегодня на уроке наша задача научиться различать суффиксы ЧИК-ЩИК

2.Введение в новую тему. Создание ситуации затруднения «Что обозначает в данных словах суффикс ЧИК?

Распределительный диктант. Распределите слова в два столбика в соответствии со значением суффикса.

Библиотекарь, братишка, учитель, колокольчик, скрипач, шахтёр, морозец, столик, тракторист, ножка, переводчик, барабанщик, лимончик, чемоданчик, диванчик, костюмчик.

 

профессия

Уменьшительно-ласкательный суффикс

 

Проверка выполненной работы.

Какой суффикс повторился у нас в том и другом значении?  Об этом рассказывается в сказке про суффикс ЧИК:

Давным-давно в стране Орфографии жили на свете слова, но они были совсем не такими, как сейчас, отличались эти слова твёрдостью и решительностью, не позволяли себе никакой нежности. Это были слова: барабан, ключ, стул, колокол, огурец и многие другие. Но вот появился суффикс ЧИК. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, видя его, становились  такими же добрыми и ласковыми, как сам ЧИК. Кроме того, что они становились ласковыми, они из больших слов  превращались в крошечные. Вместо большого ключа получался маленький ключик, вместо огромного колокола – маленький колокольчик, даже длинный огурец превращался в изящный огурчик. Итак, ЧИК путешествовал по стране Орфографии, проходил год за годом, и кроме уменьшительно-ласкательного значения ЧИК стал образовывать слова, обозначающие профессию человека. Из слова лёт сделал лётчик, из слова пулемёт – пулемётчик, из слова груз – грузчик. Сейчас ЧИК уже не молодой, но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. А человеку без него не обойтись. Ведь он выполняет две роли: уменьшает предметы и образует названия профессий.

Вывод: суффикс ЧИК может указывать на профессию человека и быть уменьшительно-ласкательным суффиксом. Если суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, это может быть только суффикс ЧИК.

3.Новая тема

Обычно написание суффиксов лица не вызывает особых затруднений, потому что эти морфемы пишутся всегда одинаково. Трудность появляется при написании суффиксов ЧИК – ЩИК, так как они одинаково звучат в речи, хотя пишутся по-разному: танцовщик, смазчик.

Проанализируйте слова с выделенными орфограммами, соотнесите свои выводы со схемой, попробуйте сформулировать правило правописания суффикса ЧИК со значением «профессия человека»

развеДчик, переплёТчик, смаЗчик, перепиСчик,перебеЖчик.

                                                          Формулировка правила. Составление опорной схема:  я ТоЖе ЗДеСь.                    Ж

                                                    д                        Т

                                                     З               С

     

4.Закрепление изученного

·        Записать слова в два столбика, проговаривая условия выбора букв Ч,Щ

Формовщик, перебежчик, укладчица, смазчик, разведчик, съёмщик, подборщик, аппаратчица, грузчик, обрубщик, резчик, извозчик, обходчик, прессовщик.

·        Учащимся предлагаются карточки с пропущенными буквами, вставляем орфограммы, используя метод комментированного письма.

Доклад_ик, объезд_ик, заказ_ик, проход_ик, застрой_ик, кранов_ик, перепис_ик,рассказ_ик,лакиров_ик, газопровод_ик.

 

 Только на первый взгляд кажется, что правило простое, однако давайте прочтём слова и понаблюдаем, как произносится часть слова, где сливается суффикс со словообразовательной основой. В этом случае возможны ошибки, чтобы их избежать, надо определить словообразовательную основу

Смаз –ывать – смаз – чик, разнос – ить – разнос – чик (по аналогии разбираем слова: докладчик, объездчик, заказчик, проходчик, переписчик, рассказчик)

5.Творческий словарный диктант.

Учитель называет  глаголы, учащиеся образуют слова с суффиксами ЧИК-ЩИК, обозначают изученную орфограмму.

Переплетать, докладывать,  обманывать,  спорить, переписать, зимовать, заказать, выдумать, разведать, резать, рассказывать, лакировать, объезжать, заказывать, танцевать, оценивать, обходить, грузить, возить, обидеть, летать, сменять, гнать, упаковать, переводить, смазать, сваривать.(во время проверки поясняем лексическое значение слов).

6.Лексический диктант.

·        Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик)

·        Специалист по бетонным работам (бетонщик)

·        Тот, кот подносит что- либо (подносчик)

·        Специалист по каменной кладке стен (каменщик)

·        Рабочий по проходке горных выработок (проходчик)

·        Рабочий по типографскому набору (наборщик)

·        Работник, ведущий учёт чего-либо (учётчик)

·        Лицо, которое снимает помещение (съёмщик)

·        Рабочий, занимающийся смазкой чего- либо (смазчик)

·        Рабочий бани, обслуживающий посетителей (банщик)

7.Игра «Я корректор» (учащимся предлагается в карточках исправить ошибки, проверка по ключу)

·        Барабанчики весело колотили в барабаны.

·        Побывав у заказщиков,  я отправился домой.

·        Буфетщик рассчитал меня.

·        По шатким мосткам сновали грущики.

·        Рабочие передавали сменчикам станки.

·        Жестянчики работали споро и быстро.

·        Резко сигналили шофёры, покрикивали вощики и грущики в форменных фуражках.

8. Итог  урока.

-Какое значение может иметь суффикс ЧИК?

-Если слово имеет уменьшительно-ласкательное значение, какой суффикс ты используешь?

-Как различить на письме суффиксы ЧИК – ЩИК?

_ как избежать ошибки на стыке корня и суффикса в словах этой группы?

 


 

План-конспект урока русского языка

План-конспект урока русского языка

Введение в новую тему. Создание ситуации затруднения «Что обозначает в данных словах суффикс

Введение в новую тему. Создание ситуации затруднения «Что обозначает в данных словах суффикс

Обычно написание суффиксов лица не вызывает особых затруднений, потому что эти морфемы пишутся всегда одинаково

Обычно написание суффиксов лица не вызывает особых затруднений, потому что эти морфемы пишутся всегда одинаково

Учитель называет глаголы, учащиеся образуют слова с суффиксами

Учитель называет глаголы, учащиеся образуют слова с суффиксами

Как различить на письме суффиксы

Как различить на письме суффиксы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023