Урок: "Причины и предпосылки преобразований в России в конце XVII – XVIII веках"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2. Причины и предпосылки преобразований.doc


Урок: "Причины и предпосылки преобразований в России в конце
XVIIXVIII веках"

Цели урока:

1.                      Изучить основные причины и предпосылки преобразований в России в период конца XVII - XVIII веков.

2.                      Проанализировать влияние данных факторов на развитие страны и дальнейшие реформы.

3.                      Развить навыки критического мышления и умения анализировать историческую информацию.

 

Развернутый план урока

Введение в тему урока (5 минут)

Обсуждение целей и задач урока.

Вводное слово о значении преобразований для дальнейшей истории России.

Исторический контекст (10 минут)

Краткое освещение событий XVII века, заглавление смутного времени, приход к власти династии Романовых.

Политические причины преобразований (15 минут)

Обсуждение смутного времени и его последствий.

Внешние угрозы: Польша, Швеция и Османская империя.

Необходимость сильной центральной власти и управления.

Социальные причины преобразований (10 минут)

Структура российского общества: феодальная система и её проблемы.

Увеличение городского и купеческого населения.

Влияние дворянства на управление.

Экономические причины преобразований (15 минут)

Развитие внешней и внутренней торговли.

Роль мануфактур в экономике.

Необходимость реформирования налоговой системы.

Культурные причины преобразований (10 минут)

Влияние идей Западной Европы на российскую элиту.

Развитие образования и науки.

Личностные причины преобразований (10 минут)

Роль личности Петра I в реформаторском процессе.

Его стремление к модернизации и открытию России для Европы.

Групповая работа (20 минут)

Разделение на группы для исследования различных факторов (политические, социальные, экономические, культурные, личностные).

Каждая группа готовит краткую презентацию и обсуждает свои выводы с классом.

Заключение и анализ результатов (5 минут)

Подведение итогов урока и обсуждение значимости преобразований.

Домашнее задание (5 минут)

Написать эссе на тему: "Как взаимодействие причин и предпосылок привело к реформам в России в XVIII веке?" (1-2 страницы).

Подготовить 3-4 вопроса для обсуждения на следующем уроке.