Природоведение 5 класс
Урок №
Тема урока: Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение.
Цель урока: сформировать представление о ледниках.
Задачи:
- обучающие: сформировать основные понятия «ледник», «снеговая линия», «айсберг»; дать представление о видах ледников, значении в природе, образовании и распространении;
-развивающие: способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным объектам.
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного материала
Сейчас, ребята, я проверю у вас знание понятий по теме “озера”.Для этого я раздам первому варианту карточки с понятиями, а второму варианту карточки с формулировкой этих понятий. Нужно найти соответствие, например озеро-это скопление воды в природном углублении на суше т.е. встают поочередно два человека. Остальные ребята в классе контролируют ответы товарищей. Подведем итог опроса.
3. Изучение нового материала
1.Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град
Слой осадков тех велик,
И зовут его….(ледник)
2.- Скажите, лед на реке, в море-это ледник или нет?
-Почему?
-Тогда, что такое ледник?
3. Формулировка целей урока:
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с понятиями «фирн»,«снеговая линия», «айсберг»;рассмотрим типы ледников: покровные, горные; выявим причины образования ледников.
4. -Из чего образуется лед? (ответы учащихся)
-Скажите, возможно, ли образование ледников в вашей местности? (ответы учащихся)
На Земле существуют области, покрытые снегом и льдом, которые никогда не тают. Климат в таких областях холодный и влажный, зима всегда длинная, снежная, а лето короткое и холодное, так что снег не успевает растаять за лето. Он постоянно скапливается в углублениях, и постепенно сплошным покровом закрывает некоторую поверхность Земли. Такие области, чаще всего, находятся в полярных странах и высокогорных районах. Их площадь на Земле составляет 16 млн. км2, это около 11% всей территории.
Накапливающийся снег днем частично оттаивает, а ночью снова замерзает. Талая вода, просачиваясь внутрь пласта снега, замерзает в виде тончайших пленок, которые окружают каждую снежинку. Такая снежинка имеет вид зерна. Весь пласт снега постепенно становится зернистым. Плотно слежавшийся уплотненный снег, с отдельными зернышками льда, называется фирном. Зернышки постепенно увеличиваются в размерах. Нижние пласты фирна уплотняются и превращаются в фирновый лед. Давление на фирновый лед возрастает, он еще более уплотняется. Из него выходят пузырьки воздуха, и он кристаллизуются, превращаясь в глетчерный лед. Когда на глетчерном льду накопится много фирна, он начнет вытекать из котловины, образовывая ледник. Снег и фирн скапливаются в котловинах с крутыми склонами. Их называют областью питания ледника.
Чем крупнее ледник, тем быстрее он течет. Есть два типа ледников: материковые и горные. Материковый сплошным слоем покрывает остров или материк. Глетчерный лед имеет большую пластичность, поэтому материковые ледники перемещаются довольно быстро.
Горные ледники выходят из котловин, расположенных на склонах гор, выше границы вечного снега. Они движутся вниз по ущельям и долинам. По пути ледник изменяет форму долины, придавая ей корытообразную форму, с названием трог. Толщина льда в горных ледниках составляет несколько сотен метров, скорость движения небольшая.
Горные реки, встречая на пути уступы, образуют пороги и водопады. Ледник, стекая по таким уступам, образует ледопад. В местах ледопадов ледник раскалывается на отдельные глыбы. Талые воды, образующиеся при таянии ледника, питают бурные горные реки. При движении ледник двигает обломки скал и горных пород. Неоднородное скопление обломков горных масс в леднике называют мореной. Ледник отторгает куски от скал, шлифует и передвигает обломки, которые встречаются на него пути.
Древние ледники, отступая, оставляли морены на огромной территории континентов. По этим характерным очертаниям определяют границы распространения ледников.
Если ледник встречал на своем пути твердые каменные породы, он обрабатывал их, сглаживал, округлял, отполировывал. Так образовывались скалистые выступы коренных пород, курчавые скалы.
При изучении следов деятельности ледника, а также и оставленных им морен, ученые могут выяснить, в каком направлении продвигался ледник. Например, в Подмосковье, среди морен попадаются валуны таких пород, которые можно встретить только на Скандинавском полуострове. Это значит, что ледник нёс их через всю территорию Российской равнины от Скандинавского полуострова к Днепру и Дону.
Наука установила, что оледенения повторялись. Он происходили не только в четвертичное время, но и в самые отдаленные геологические эпохи.
Изучение ледников имеет большое практическое значение. Ледники являются хранилищем пресной воды. Из ледников начинаются большие реки Кавказа и Средней Азии. Полноводность этих рек зависит от количества снега в горах, от того, удлиняется или укорачивается ледник. Это реки многоводны в жаркие летные месяцы, когда в горах тают лед и снег. На многих ледниках построены специальные, постоянно действующие станции, которые ведут научные наблюдения за ледником.
Из-за пониженных температур флора и фауна ледников не отличается большим разнообразием. Большинство обитающих здесь видов приспособились к пониженной температуре.
5. Виды ледников.
Ледники бывают двух видов: горные и покровные.
Когда ледник будет называться горным, а когда покровным? (ответы учащихся)
Самый крупный горный ледник-ледник Федченко, в горах Памира, достигает длины почти 80км. Назван был ледник по фамилии людей, которые его открыли, Ольга и Алексей Федченко. Найдите Памир на физической карте.
6. Ледник имеет свойство двигаться.
Лед скапливается в центре щита и медленно растекается в стороны. Доказательством движения ледника служит факт: «В Антарктиде в 1957 г. на американской научной станции Амундсен - Скотт точно в точке Южного полюса полярники установили памятный обелиск. Через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место точно в точку полюса, он «отъехал» опять. Так как ежегодно перетаскивать тяжелый монумент дело хлопотное, то решили, как и раньше обозначать это место шестом с флагом, который из-за движения льда постоянно «возвращают на место». Горные ледники перемещаются быстрее. Отмечались отдельные случаи, когда ледники спускались со склонов со скоростью 150м/ сутки, все разрушая на своем пути. Покровные ледники «сползают», как правило, в моря или океан, от них откалываются айсберги - гигантские глыбы льда, которые оторвавшись от ледяного купола, «путешествуют» в океане вместе с течениями и ветрами. Айсберг(айс- лед, берг- гора).
Обломились горы льда с
материка,
Понесла их океанская река,
Айсберг – это ледяной высотный дом,
Над водою только крыша и балкон.
На десятки километров он в длину,
Может судно оказаться как в плену.
Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”.
И умеет кувыркаться этот лед.
Капитаны избегают тех широт,
Где в тумане встреча с айсбергами ждет.
8. Значение ледников.
Ледники – это зло для человека или добро? (ответы учащихся)
1). Ледники –это богатейшие запасы пресной воды, лишь временно покинувшей океан и законсервированной на суше. 2). Ледники дают начало горным рекам. 3). Ледники можно транспортировать в жаркие страны, испытывающие недостаток пресной воды.
4. Закрепление изученного материала
1. Как и где образуются ледники?
2. Как участвует вода ледников в Мировом круговороте воды?
3. Как изображают горные ледники на карте ? Определите, на какой высоте они находятся. Питаются ли водой этих ледников реки?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.