Урок-проект по русскому языку во 2 классе
Тема: Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу.
Тип урока: творческий проект
Цель: ознакомление с понятием «письмо», правилами его написания, создание творческого проекта «Письмо Деду Морозу».
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Основные понятия: письмо, отправитель, адресат
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы: «Русский язык» 2 класс 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы; листы бумаги, конверты.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
Комментарий, примечание
|
|||||||||
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
|
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. -Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. -Что необходимо для успешной работы?
Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня, постараемся помочь друг - другу. Я желаю вам успехов.
|
Приветствуют учителя, положительный настрой на урок
|
Ф |
Коммуникативные УУД
|
Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент. Поднятие жизненного тонуса .
|
|||||||||
II этап. Самоопределение к деятельности
|
Ребята, отгадайте загадку. (СЛАЙД 1) Летит листок, хранитель строк. На запад и восток, На север и на юг- Листок получит друг! - Что это за листок? ( письмо другу) -А кому можно написать письмо? (Заполняем кластер)
Определение темы урока и цели. - А глядя на экран вы можете определить тему урока? (СЛАЙД 2) - А какую цель мы себе поставим ? (СЛАЙД 3) |
Диалог с учителем
Работают с информацией, представленной на доске и слайдах, с целью поиска и выделения необходимой информации;
|
Ф |
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; оценивание своей работы |
Проблемный вопрос, выход на тему урока
|
|||||||||
IIIэтап. Подготовка к проекту 1.Постановка учебной проблемы.
2.Поиск информации.
3.Экспресс-исследование.
Физминутка
|
1) -Давайте, найдём тему нашего урока в учебнике и сравним ее с темой, которую мы определили. Откройте учебник стр. 129 и прочитайте: «Пишем письмо». Исходя из цели, проранжируйте задачи нашего урока. Какие задачи мы должны решить на уроке, чтобы добиться поставленной цели? (Познакомиться с видами писем; узнать особенности написания писем; подписать конверт; написать письмо Деду Морозу.) Это и будет планом нашей работы над проектом «Пишем письмо Деду Морозу». -Ребята, скажите, когда нужно бывает написать письмо? - Для чего люди пишут письма?( кластер) - Все письма делятся на деловые (официальные) и неделовые (личные) - Если мы просим, это какое письмо (письмо - просьба) - Если о чем – то сообщаем – информируем? (письмо - информация) - Если хотим поздравить? (письмо - поздравление) А если хотим поблагодарить за что- то? (письмо - благодарность )
- Какое же мы сегодня будем писать письмо? - Нужно ли уметь писать письма? Сегодня на уроке мы узнаем правила написания писем и напишем свои письма Деду Морозу. -А что же такое письмо, обратимся к словарю (СЛАЙД 4) Основные понятия – отправитель, адресат. - Кто такой отправитель? (СЛАЙД 5) Отгадайте загадку Дома из жести А жильцы в них вести (почтовый ящик) А кто такой адресат? (СЛАЙД 6) - Что ещё можно отправлять по почте? (СЛАЙД 7) - Каким образом много лет назад люди могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолетов, радио и телеграфа? (СЛАЙД 8) - Почтовые голуби. Еще древние греки и римляне посылали голубей с сообщениями. В России первую регулярную почтово-голубиную связь организовал князь Голицын в 1854 г. А как они доставляли письмо? Когда хозяин уезжал из дома, брал с собой голубя. Когда надо было отправить какую либо весть, то к лапке голубя привязывали письмо и отпускали. И он доставлял весточку тому кто ее ждал (СЛАЙД 9).
(СЛАЙД 10) 2) -Прочитайте письмо девочки Лизы. Кому она писала письмо? Почему это письмо «самое важное за весь год»? Почему Дед Мороз улыбнулся? (предположения детей) Ответы на вопросы учебника.
Игра «Кто такой Дед Мороз?» — Устали? Поиграем в игру «Кто такой Дед Мороз?». Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны говорить «НЕТ» и топать ножками. Дед Мороз известен всем? Он приходит ровно в семь? Дед Мороз — старик хороший? Носит шляпу и калоши? Скоро Дед Мороз придет? Он подарки принесет? Дед Мороз боится стужи? Со Снегурочкой он дружит? Что ж ответы даны на вопросы, Знаете вы всё про Деда Мороза.
Структура письма.
- Можно ли считать письмо текстом? Почему?
- Можно, потому что предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.
- Письмо, как и другой текст, имеет три части: начало, основную часть, и концовку.
Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата, в него включены приветствие, прощание, обращение. Например: «Здравствуйте, Дедушка Мороз!», « До свидания, милая Снегурочка!», «До скорой встречи!». В письме употребляются и другие этикетные выражения. Например: «Извините, что я вас беспокою.» |
Работают с информацией, представленной в учебнике. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выполняют упражнения с учителем.
Коллективный поиск информации в тексте
|
И
Ф
Ф
П
|
Коммуникативные УУД
умение находить несколько
вариантов решения проблемы;
Личностные УУД Формировать умение способности к саморазвитию
Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные УУД использовать знаково-символические средства |
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию
|
|||||||||
IV. Выполнение проекта. Эксперимент.
|
Работа в группах – (раздатка « Части письма » и работа по ней)
3. Конструирование письма.
Схема текста письма.
1. Начало письма:
- приветствие;
- обращение;
2. Основная часть письма:
- сообщение о себе, о новостях;
3. Концовка письма:
- вопросы адресату;
- просьбы;
- приветы;
- прощание;
- подпись;
- дата и подпись.
А сейчас ребята, я вас познакомлю с письмом девочки Леры. (СЛАЙД 11-12) - Чем понравилось письмо?
- Существует порядок написания письма:
- письмо пишут чётким, разборчивым почерком;
- письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
- с левого края, сверху и снизу оставляют поля шириной 2 см;
- в письме каждую часть пишут с красной строки;
- письмо можно сопровождать рисунком. (Памятки на столах для каждого) 4. Написание письма.
- Дети пишут письмо Деду Морозу. Можно воспользоваться схемой, которая находится на партах. (На столах схемы и дополнительный материал, а также бланки для писем) -Не забудьте на конверте указать адрес. (СЛАЙД 13)
|
Объединяются в группы.
Работают с информацией, представленной учителем.
Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.
|
Г
И |
Коммуникативные УУД умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя; Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
|
Работа в группах Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного
планирования;
|
|||||||||
V. Презентации работ.
|
-Кто хотел бы прочитать свое письмо? А теперь все ваши письма мы сложим в коробку и отправим на почту. |
|
|
|
|
|||||||||
VI. Рефлексия деятельности.
|
— Чему мы учились на уроке развития речи? (СЛАЙД 14) - Сегодня мы с вами написали письма Дедушке Морозу. Сейчас люди редко пишут письма. Они вытеснены сотовым телефоном, электронной почтой и другими средствами связи, но не следует забывать о письмах – этом старинном способе общения людей. Гораздо приятнее получить письмо, написанное от руки, увидеть почерк близкого человека и почувствовать его настроение. - Вам было интересно писать письмо Деду Морозу? Что показалось сложным? Надо ли этому учиться? Какие чувства вы испытываете после завершения работы? Что нового вы узнали о написании писем? Что было для вас уже известным?
Учитель. Скажите, пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма? 11.Итог урока Учитель: -Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением: Я понял, что Новый год – праздник добра. Я узнал, что и как писать Деду Морозу. Захотелось творить, рисовать, сочинять. Урок оставил меня равнодушным. Я доволен своей работой.
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
Ф |
Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос |
|
|||||||||
VII. Домашнее задание |
- Помоги своему младшему брату или сестре, или другу написать письмо Деду Морозу. |
|
|
|
|
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.