Метод проектов в начальной школе.
Цель развития педагогической науки и практики- это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет. Ольга Николаевна Ульянова.
Проект- комплекс действий, выполняемый самостоятельно учащимися.
Цель проектного обучения- создание условий для освоения новых типов деятельности, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Цель проектного метода- развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. |
План работы по подготовке проекта
• Цель проекта (на основе изученных проблем);
• Обсуждение плана движения к реализации проекта (родители, библиотекарь, социальный педагог и др.);
• Составление плана-схемы проекта;
• Сбор, накопление материала;
• Включение в план-схему проекта занятий, игр и др. видов деятельности;
• Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения; • Презентация проекта, открытое занятие.
• Учитель- организатор проектной деятельности, который мотивирует, консультирует, наблюдает.
• Ученик- активный участник, субъект деятельности.
Этапы создания проекта
Этапы проект а |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 |
1.Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта); 2. Вводит в игровую ситуацию; 3. Формулирует задачу; |
1. Вхождение в проблему 2. Вживание в игровую ситуацию 3. Принятие задачи 4. Дополнение задач проекта 5. Объединение детей в рабочие группы
|
2 |
4. Помогает в решении задачи; 5. Помогает спланировать деятельность; 6. Организует деятельность; 7. Практическая помощь; |
6. Формирование ЗУН |
3 |
8. Направляет и контролирует осуществление проекта; |
7. Подготовка продукта деятельности к презентации |
4 |
9. Подготовка к презентации. Презентация |
8. Представление продукта деятельности. |
Урок-проект по русскому языку
«Живое действие»
Содержание работы над проектом
• Введение учащихся в проектную деятельность;
• Определение и утверждение тематики проекта;
• Составление графика работы над проектом;
• Подбор и анализ литературных источников;
• Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации);
• Контроль за оформлением проекта;
• Организация и проведение предзащиты проекта;
• Контроль за доработкой проекта;
• Защита проекта;
• Подведение итогов проекта.
Цель урока: обобщение знаний о словах-действиях (2 класс), глаголах (4 класс) и получение новых знаний на основе проектной деятельности.
Задачи:
1. Закрепить уже имеющиеся знания;
2. Научиться работать вместе, сообща;
3. Систематизировать знания о словах-действиях в виде презентации.
Проблема урока: зачем нужны глаголы в нашей речи, в нашей жизни, какова их практическая функция?
Ход урока
1. Целеполагание. Орг. момент. Отгадывают загадку: (Летит, кричит, сядет и молчит)-
КОМАР
По каким признакам вы узнали отгадку? (размер крыльев, среда обитания, по характерным действиям).
Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на уроке?(проблема связана со словами действиями, глаголами).
2. Формирование творческих групп.
А) Сл.-орфографич. работа. (Село Зырянское, деревня Цыганово, русский, Москва, родиться, Отечество, президент)
• Найдите лишнее слово. К какой части речи оно относится? Подберите к нему однокоренные слова.
• Организуются 2 команды, которые в процессе совместной деятельности выяснят- как используются слова-действия в нашей речи? и найдут решение интересующей нас проблемы.
• 3. Работа над реализацией проекта.
• А) (отгадывают пословицу каждая команда и отгадывают пропущенные глаголы: Жить- Родине служить, пашню пашут, не руками машут).
• Б) Капитаны команд читают тексты из одних глаголов, определяют лицо глаголов, число и время. (тексты можно обыграть). «Вышел. Гулял. Дышал. Замѐрз. Пробежался.
Споткнулся. Приземлился. Ушибся. Испачкался. Огорчился. Возвратился. Переоделся. Согрелся. Успокоился. Ужинал. Читал. Лежал. Мечтал. Заснул.»
• В) Ролевая игра «Обойдусь одними глаголами». (команды должны обыграть ситуацию из реальной жизни, используя драматическое действие- придумать костюмы).
• В магазине. (покупатель: предложите, покажите, думаете, уберите, поверните, запишите, благодарю; продавец: пройдите, посмотрите, примерьте, повернитесь, подумайте, берѐте?, заплатите, как скажите, приходите).
• В больнице. (врач: проходите, жалуетесь?, раздевайтесь, откройте, закройте, постараюсь, получите, купите, не болейте; больной: посмотрите, обследуюсь, послушайте, болею, вылечите?, пропишите, выпишите, получите, закаляюсь). Дети определяют лицо глаголов, окончания 1 и 2 спряж.
• 4. Анализ анкет. (анкеты заполняют дети со слов родителей) затем дети проводят анализ в группах. Наблюдают, как часто используются в ответах глаголы и работают с ними. • 5. Самостоятельная работа по закреплению знаний о словах-действиях (глаголах). Учащиеся самостоятельно работают с текстом. 2 класс- списывают текст, находят слова-действия и подчѐркивают их. Беседа по тексту. 4 класс- записывают текст, вставляя пропущенные орфограммы. Определяют спряжение глаголов. Беседа по тексту.
• 6. Презентация результатов работы над проектом. Дети в парах получают задания. А) выбрать правильный ответ из двух вариантов и наклеить его на ватман (на доске).
Что обозначает глагол? (действие, предмет, признак) и др. вопросы по усмотрению учителя. В результате каждая команда в форме устного выступления представляет памятку «Как распознать слова-действия в речи?»
• 7. Чтение стихов. (детям предлагается найти в них глаголы). Есть стихи и без глаголов. Значит, можно обойтись и без них. Что мы можем сказать о таком тексте? В нѐм совершенно нет никакой динамики, отсутствует движение. Это тексты-картины, тексты-описания.
• 8. Рефлексия. Что на уроке понравилось? Что доставило трудности? Что, на ваш взгляд, особенно удалось? Над какой проблемой вам хотелось бы поработать в следующий раз?
Подготовила: Ульянова О.Н.
Руков. МО учителей нач. кл.
2019-2020 уч. год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.