Урок 22. Проверяем себя. Основные задания
(с. 16—17) Основные идеи урока Учить работать по заданному правилу, объяснять ход заполнения таблицы (при обсуждении результатов выполнения задания). Проверять способность выполнять аналогичные задания, предупреждать трудности и ошибки, устанавливать соответствие между заданием и полученным результатом (выполнена ли инструкция).
Комментарий к ходу урока Начните урок с обсуждения правил и способов их представления (описание или текст, рисунок, таблица). Найдите вместе с первоклассниками правила для выполнения каждого из заданий 1—4. После этого предложите обучающимся выполнить задания самостоятельно (10—12 минут). Обратите внимание, что если дети плохо читают, то ответить на вопросы к заданию 3 можно в дополнительное время или после обсуждения правильных решений ко всем четырём заданиям. Первое задание. Спросите, что надо сделать, чтобы выбрать набор фигур, в котором куб расположен над цилиндром. Инструкция: 1) рассмотреть первый набор фигур. Если в нём куб расположен над цилиндром, то отметить этот набор знаком; 2) рассмотреть второй набор фигур. Если в нём куб расположен над цилиндром, то отметить этот набор знаком; 3) проверить, отмечен ли нужный набор, нет ли третьего, четвёртого набора. Второе задание. Его лучше начать обсуждать с подсказки. В чём её назначение? Сформулируйте с учащимися правило раскрашивания: сначала нужно раскрашивать красным карандашом фигуру, расположенную сверху, затем синим — расположенную снизу. Задайте вопрос: «Можно на третьем рисунке раскрасить квадрат?» Ответ: «Нет». Объяснение: «Если раскрасить квадрат, то нельзя будет раскрасить круг или хотя бы его часть». Пример инструкции: 1) на первом рисунке раскрасить красным треугольник, затем синим части прямоугольника; 2) на втором рисунке раскрасить красным прямоугольник, затем синим части треугольника; 3) на третьем рисунке раскрасить красным круг, затем синим части квадрата; 4) проверить: красным цветом раскрашена фигура сверху.
61
Третье задание. Аналогичное упражнение дети уже выполняли, поэтому предложите им самим составить инструкцию по его выполнению. Следите, чтобы дети ограничивались составлением инструкции, а не её пошаговым выполнением. Пример инструкции: 1) выяснить, в каком подъезде живёт каждая собака, и записать номер подъезда в столбец «подъезд»; 2) выяснить, на каком этаже (считая снизу вверх) живёт каждая собака, и записать номер этажа в столбец «этаж»; 3) проверить, все ли клетки таблицы заполнены, ответить на вопросы после таблицы. Четвёртое задание. Попросите первоклассников рассказать, как устроена таблица, что нужно вписывать в клетки (ячейки). После этого познакомьте детей с текстом. Обсудите инструкцию для выполнения этого упражнения. Пример инструкции: 1) услышать и записать, сколько детей родилось в сентябре; 2) узнать и записать, сколько детей родилось в октябре; 3) вычислить и записать, сколько детей родилось в ноябре. Обсудите на уроке инструкции ко всем заданиям, а для индивидуальной работы предложите те, которые считаете нужными (но не менее двух для каждого ученика). Весь класс может выполнять одни и те же задания, возможна работа по вариантам, дифференцированная работа. Четвёртое задание может стать первым в индивидуальной работе. После того как первоклассники выполнят запланированные вами задания, организуйте проверку или взаимопроверку. Это возможно, поскольку рассматривали все задания и каждый ученик был готов приступить к решению любого из них. Перед проверкой обсудите, что нужно проверить: что спрашивалось; на тот ли вопрос получен ответ; все ли этапы/части задания выполнены; возможен ли полученный ответ. Например, ученик мог написать два числа напротив одной собаки в столбце «подъезд». Этот ответ невозможен, поскольку эта собака может жить только в одном подъезде
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.