Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".
Оценка 4.6

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
естествознание
5 кл—6 кл
21.01.2020
Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".
разработка урока естествознания с презентацией на тему "Луна - спутник "Земли"
Луна - спутник Земли..doc

 

 

5 класс.  Естествознание.

Раздел I. Земля – планета Солнечной системы.

Тема 2: Земля – планета.

 

Тема урока: «Луна – спутник Земли».

 

Тип урока (по целям): Изучение нового материала.

 

Вид урока (по форме проведения): Урок-путешествие.

Цели урока:

 

1. Образовательная: Сформировать представление о Луне, как естественном                спутнике Земли. Познакомить  учащихся с фазами Луны, её внешним строением и изучением.

 

2. Развивающая: Развивать нестандартное мышление, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность, продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

 

3.ВоспитательнаяВоспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

 

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, графическое тестирование.

 

Приемы деятельности учителя: учитель ведет эвристическую беседу, сопровождает изучение нового материала демонстрацией фотографий с помощью компьютерной презентации, подводит к выявлению причинно-следственных связей, на определенном этапе обобщает высказывания учеников.

 

Оборудование: мультимедийный комплекс, графические тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

I. Организационный этап.

II. Вхождение в тему:

    Сегодня, ребята, у нас немножко необычный урок. У нас в гостях звездочет-волшебник, который и поможет нам узнать ещё больше нового и интересного о небесных телах нашей Солнечной Системы.

Давайте с ним познакомимся…

(слайд 2)

     -Здравствуйте, я звездочет – волшебник!

(звучит космическая музыка)

(слайд 3)

     -Я хочу попросить, ребята вас, об одной вещи. Закройте-ка глаза и попробуйте представить себе космос. Какой он? Какими словами можно описать необъятное космическое пространство? ( холодное, огромное, темное, блестящее и т.д).

(слайд 4)

      - А теперь отгадайте загадку:

Ночь приходит – она восходит –

В небе сияет, тьму разгоняет.

                                       ( Луна)

(слайд 5)

     -Молодцы, отлично умеете отгадывать загадки. Конечно же, это – Луна. И сегодня я хочу вам рассказать  о Луне.  Откройте тетради и запишите:

 (слайд 6)

                                              «Луна – спутник Земли».

III. Изучение нового материала:

    По ходу нашего знакомства с этим небесным телом, то что вы считаете вам нужно будет запомнить, запишите в тетрадь (проверяется умение учащихся отбирать главное).

(слайд 7)

     - Луна – единственный естественный спутник Земли. (слайд 8-9)

     - Диаметр Луны почти в 4 раза меньше диаметра Земли.

(слайд 11)

     -  Древние греки называли Луну Селеной, а название «Луна» пришло к нам от римлян.

(слайд 12)

     - Луна входит в состав солнечной системы. Давайте вместе вспомним, что же это такое?

(Солнечная Система – это совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (9 планет) с их спутниками, кометами, метеоритами.)

(слайд 13)

     - Примерно так выглядит наша Солнечная Система.

 А теперь попробуйте найти место Луны в космическом царстве. Запомните, что Луна входит в состав Солнечной Системы.

 

 

(слайд 14)

     - В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движется и движутся. Вот и Луна вертится возле своей соседки Земли. За это её и прозвали спутник Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник? Почему Луна не улетает от Земли? (Земля притягивает к себе Луну и не дает ей

удалиться). Луна делает оборот вокруг Земли за 29,5 дней.  Путь по которому движется Луна вокруг Земли называется орбитой Луны.

Опыт: один ученик будет моделью Земли, другой – моделью Луны.       Изобразите движение небесных тел. Только не забудьте, что Земля движется вокруг своей оси. В каком направлении?

(слайд 15)

     - Какую форму имеет Луна?

 ( Луна имеет форму шара).

     -Ребята, а давайте сравним размеры Земли, Луны и Солнца? (Луна намного меньше Земли и тем более Солнца).

Задание по слайду: Определите какой круг соответствует Земле, Луне и Солнцу.

(слайд16)

А что же расположено дальше от Земли – Луна или Солнце?

(слайд 17)

     - Ребята, скажите, а вам хочется посмотреть поближе, что же есть на Луне? Давайте туда слетаем! Прямо в этой одежде и полетим? Почему нет? Что необходимо для космического путешествия? (скафандр, ракета)

(слайд 18)

Итак, представьте, что вы уже в скафандрах. А чтобы наш полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:

                            10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,  в звездный космос полети!

 

(слайд 19)

     - Не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте.

(слайд 20)

    - А теперь медленно открываем глаза и продолжаем смотреть на экран. Мы с вами постепенно удаляемся от Земли и (слайд 21) медленно приближаемся к Луне.

(слайд 22)

    - Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!

(слайд 23 - 24)

    - Если смотреть на Луну с Земли, то она выглядит небольшим
  пятнистым шаром, но в телескоп, или даже в хороший бинокль, видно, что   это не так – на Луне есть горы и много кратеров. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.

(слайд 25)

     - Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны.

     - Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? (Да потому что

на Луне нет воздуха, а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след).

 

 

Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.

(слайд 26)

     - А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. 

(слайд 27)                                                    

     Опыт: в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите  процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.

(слайд 28)

    - Много лет назад ученый Галилео Галилей назвал кратеры  морями. Теперь мы уже знаем, что никаких морей на луне нет, но по традиции кратеры сохранили свои названия. У многих из них необычны для Земли – Море Изобилия, Море Холода, Море Дождей, Море Ясности, Море Паров. Кратеры поменьше носят имена знаменитых людей –    Коперника, Птоломея, Юрия Гагарина.

(слайд 29)

     - А это Лунные горы. Их названия вполне земные – Кавказ, Алтай, Карпаты, Альпы, Апенины, Перинеи. Высота гор может доходить до 8 км, но обычно она составляет 3-5 км.

(слайд 30)

     - Это темная, никогда не видимая с Земли сторона Луны. Люди впервые увидели темную сторону Луны, когда станция «Луна 3» сделала ее снимки. Хотя Луна и вращается вокруг своей собственной оси, но делает это очень медленно - 27.3 суток. Почти за это же время она оборачивается вокруг Земли. И поскольку направления вращения совпадают, то получается так, что к Земле она всегда повернута только одной стороной. 

(слайд 31)

     - Скажите, ребята, на Луне есть воздух? А вода?

(слайд 32)

     - На Луне нет не только воздуха, но и воды.
Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?

     - Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

(слайд 33)

       - Астронавты, даже не смотря на тяжелые скафандры, тоже могли бы как следует подпрыгнуть. А ведь на Земле в этих скафандрах космонавты едва могли перемещаться. Еще бы, ведь на Земле все предметы в целых 6 раз тяжелее, чем на Луне.

(слайд 34)

     - Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит?      
Вы не знаете?
Тогда я вам объясню. 

     -   Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.

     -     Если у вас найдётся мячик и фонарик, вы можете провести опыт.

( Опыт: Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга.)

 

     - Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой :     
Еще через несколько дней –
вот такой :     

Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.

                

- Утром вижу из окна,
В небе ранняя Луна.
Чтоб ее нам отличить,
Нужно к полукругу
Нам приставить палочку,
Букву Р там получить

(слайд 35)

 


- Еще через некоторое время мы видим Луну такой: 

Такой вид Луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид: 

 Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид: 

 Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

 

- Плыл по небу Лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

(слайд 36-38)

 

 

     - Задание: определите, на каком из рисунков луна растёт, на каком – убывает.

 

                                                      Исследование Луны.

(слайд 39)

     - Люди давно мечтали побывать на Луне, но впервые смогли сделать это только  20 июля 1969 года. Это фотографии одного из первых людей на Луне – американского астронавта Нила Армстронга. (слайд 40)

     - На Луне нет воздуха и поэтому астронавтам, высадившимся на Луну нужно было одевать специальные скафандры. Большой мешок сзади – это аппарат для дыхания с запасом воздуха. На голове – шлем с темным забралом, чтобы защитить глаза от яркого солнечного света.

(слайд 41)

     - Специально для перемещения по Луне ученые придумали специальные машины – луноходы. (слайд 42)

     - На Луне нет атмосферы и поэтому никогда не бывает ветра. А это значит, что след, оставленный луноходом так и останется там навсегда.

(слайд 43)

     - Поскольку на Луне нет воздуха, даже лунным днем, когда на нее ярко светит солнце, небо остается черным и можно отлично рассмотреть звезды.

 (слайд 44)

     - Корабль «Апполон» доставил на Землю образцы лунного грунта которые изучались  учеными.

 (слайд45)

     - Это снимок первого самостоятельно передвигающегося робота с дистанционным управлением. Он назывался Луноход-1. В  1970 году его доставила на Луну советская межпланетная станция Луна-17. Луноход-1 путешествовал по лунному морю Дождей в течение 11 месяцев.

 (слайд 46)

     - На этой фотографии, сделанной в декабре 1972 года  готовится к запуску последняя лунная экспедиция – Аполлон 17. С тех пор люди ни разу не были на Луне.

(слайд 47)

     - Итак, ребята, мы отправляемся домой, на Землю! До свиданья, Луна!

(слайд 48)

Здравствуй, Земля!

(слайд49)

     - Луна во все времена вдохновляла людей. Ее писали художники на картинах, ей писали стихи поэты. Может быть потому, что она была неизведанным таинственным миром?

 (слайд 50)

- Какие чувства у вас возникают когда вы смотрите на картины Айвазовского И.К. «Лунная ночь в Крыму» и А.Куинджи «Ночь на Днепре»?

 

      …На воде, как челнок, луна
     Тишина ясна, глубока.
     Лишь в овраге полночь черна.
     Да шумит в тишине река…

     Кто автор строк?
                                 А. Кунанбаев

(слайд 51)

-

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела»…

     Кто автор строк?
                    «Зимнее утро». А. С. Пушкин

(слайд 52)

-

     Посреди небесных тел
     Лик луны туманный,
     Как он кругл, как он бел,
     Точно блин с сметаной.
     Кажду ночь она в лучах
     Путь проходит млечный.
     Видно, там, на небесах
     Масленица вечно!
 
   Кто автор строк?
                              М. Ю. Лермонтов.

(слайд 53-55)

     - Луна изображена на многих государственных флагах (слайды). О чем это говорит?

(слайд 56)

     - Но, не смотря на то, что мы знаем про Луну гораздо больше, чем наши предки, Луна все равно притягивает нас к себе, заставляя  вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо....

(слайд 57)

     - Ребята! Мы с вами совершили увлекательнейшее путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Вы отлично справились со всеми моими заданиями. Молодцы!

 

     - Когда человек возвращается из путешествия, у него еще долго остаются в памяти самые красочные воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что осталось у вас в памяти о том, что вы сегодня увидели и узнали в своем путешествии. А для этого  вам предстоит выполнить графический тест. Выберите правильный ответ и соедините линией указанные в скобках точки ( возле верного ответа).

     ( Учащиеся выполняют тест, соединяют точки и сравнивают свой ответ с правильным на слайде. Те, кто правильно ответил на тест получают «Удостоверение юного исследователя»)

(слайд 58)

(слайд 59)

     Этап рефлексии: закончите одно из предложений.

1. Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

4. Было бы хорошо, если бы…

5. Мне не понравилось…

(слайд 60)

 

    Домашнее задание:

Учебник, стр35-36 (пересказ).

    Нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники. Подберите стихи и песни о луне. Можете сочинить сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист ученика ____________________________________

 

1.     Луна _____________________ спутник Земли, который вращается по своей собственной _____________________.

 

2.     Полный круг вокруг Земли она делает за_______ дней.

 

3.     Диаметр Луны почти в _____ раза меньше диаметра Земли.

 

4.     Луна имеет форму ______________.

 

5.     Глубокие ямы на Луне называются________________, они образовались от падения ___________________ на поверхность.

 

6.     (Кто?) ________________________назвал эти углубления морями.

 

7.     На Луне все предметы в ______ раз легче, чем на Земле.

 

8.     Фазы Луны:

 

- если луну не видно - ____________________________

 

- если                -      ______________________________(что  делает?)

 


- если                -      ______________________________

 

- если               -       ______________________________(что делает?)

                       

 

9.     Впервые на Луне побывал в ________году американец__________________.

 

10. Самостоятельно передвигающийся робот с дистанционным управлением для исследования Луны называется___________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Вариант 1

 

Графический тест по теме «Луна – спутник Земли».

 

Выберите правильный ответ и соедините линией указанные в скобках точки.

 

1.     Луна – это:

1)    искусственный  спутник Земли (7-12)

2)    естественный спутник Земли (2-14)

3)    планета (3-9)

 

2.     Путь, по которому вращается Луна, называется:

1)    круг (4-13)

2)    овал (1-3)

3)    орбита (2-3)

 

3.     Древние греки называли Луну:

1)    Селена (6-10)

2)    Афродита (3-14)

3)    Венера (1-7)

 

4.     Глубокие ямы, образовавшиеся на Луне при падении метеоритов, называются:

1)    карьеры (13-15)

2)    кратеры (13-14)

3)    котлованы (6-13)

 

5.     Диаметр Луны меньше земного почти в:

1)    2 раза (8-10)

2)    6 раз (1-9)

3)    4 раза (3-6)

 

6.     Впервые на Луне побывал:

1)    Нил Армстронг (11-13)

2)    Юрий Гагарин (4-12)

3)    Тахтар Аубакиров (1-2)

 

7.     Космический аппарат, созданный специально для перемещения по Луне:

1)    космоход (11-12)

2)    луноход (11-15)

3)    пароход (4-7)

 

8.     Если на небе Луна видна в виде полного круга, это:

1)    новолуние (5-10)

2)    растущая луна (13-14)

3)    полнолуние (10-15)

 

 

Вариант 1

 

 

 

                                                          1●

 

                                                                           2●

                                                                                                   7●

 

                                             3 ●

               9●

                                                               14●

 

                                                                                                         4●

                                        6●

 

                                                                   13  ●

                      5●

                                          10   ●                                                     12●

                                                      

                                                          15    ●

                                                                                       11  ●

 

                                                              8●

 

 

Вариант 2

 

 

                              14●

                                                           1●

                    2●  

         10●

 

 

                              

                                                8●                  11●

 

                        6●                                   7●                                 4●

 

                                                3●                  13●

 

 

                                                                                         5●

                            12●

                                                          9●

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, правильно ответившие на тест получают «Удостоверение юного исследователя».  

 

 

Удостоверение юного исследователя.

 

 

Приобретать знания –

                                  храбрость.

Приумножать –

                                 мудрость.

А умело применять –

                                искусство!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                 Вариант 2

 

Графический тест по теме «Луна – спутник Земли».

 

Выберите правильный ответ и соедините линией указанные в скобках точки.

 

1.     Впервые на Луне побывали космонавты из:

1)    Америки (4-13)

2)    России (3-8)

3)    Казахстана. (8-11)

 

2.     Кратеры на Луне назвал «морями»:

1)    Архимед (3-13)

2)    И. Ньютон (4-6)

3)    Г.Галилей (6-8)

 

3.     Если на небе ночью не видно Луну, такая её форма называется:

1)    новолуние (1-8)

2)    растущая Луна (2-6)

3)    полнолуние (2-12)

 

4.     Именами знаменитых людей (Коперника, Птоломея, Гагарина) на Луне названы:

1)    кратеры (3-9)

2)    вулканы (8-13)

3)    горы (4-6)

 

5.     На Луне притяжение:

1)    меньше земного (1-11)

2)    больше земного (2-4)

3)    вообще нет притяжения (5-12)

 

6.     Космонавтов, которые высаживались на поверхность Луны, называют:

1)    лунатики (2-5)

2)    луноходы (9-12)

3)    астронавты (3-6)

 

7.     Один оборот вокруг своей оси Луна делает за:

1)    27,3 суток (9-13)

2)    5 суток (2-10)

3)    46,5 суток (6-10)

 

8.     Какого цвета на Луне небо?

1)    голубое (1-2)

2)    черное (4-11)

3)    белое (8-10)

 

 

 

Вариант 2

 

                              14●

                                                           1●

                    2●  

         10●

 

 

                              

                                                8●                  11●

 

                        6●                                   7●                                 4●

 

                                                3●                  13●

 

 

                                                                                         5●

                            12●

                                                          9●

 

 

______________________________________________________________________

 

Вариант 2

 

 

                              14●

                                                           1●

                    2●  

         10●

 

 

                              

                                                8●                  11●

 

                        6●                                   7●                                 4●

 

                                                3●                  13●

 

 

                                                                                         5●

                            12●

                                                          9●

Если правильно даны ответы на вопросы теста, должен получиться данный рисунок.

 

                                                                               1●

 

                                                                           2●

                                                                                                   7●

 

                                             3 ●

               9●

                                                              14●

 

                                                                                                         4●

                                        6●

 

                                                                   13  ●

                      5●

                                          10   ●                                                     12●

                                                     

                                                          15    ●

                                                                                       11  ●

 

                                                              8●

                                   

_____________________________________________________________________

 

Вариант 2

 

 

                              14●

                                                           1●

                    2●  

         10●

 

 

                              

                                                8●                  11●

 

                        6●                                   7●                                 4●

 

                                                3●                  13●                                                           

 

 

                                                                                         5●

                            12●

                                                          9●

 

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".

Урок- путешествие по естествознанию "Луна - спутник Земли. Фазы Луны".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020