Урок-путешествие "По страницам любимых сказок"

  • docx
  • 12.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала По страницам любимых сказок.docx

Занятие 2

5, 7 классы

Раздел: Сказки (литературные сказки)

Тема: По страницам любимых сказок­

Цель: привить учащимся интерес к чтению  путем изучения темы «Литературные сказки».

Задачи:

- расширить знания учащихся о литературной сказке как виде прозы;

- обобщить знания по сказкам А.С. Пушкина и зарубежных авторов;

- формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение, творческие способности;

- развивать у учащихся коммуникативные умения;

- воспитывать нравственные качества личности: доброту, внимание, заботу об окружающих;

- воспитывать интерес к изучению произведений художественной литературы, уважение к культуре разных стран мира.

Ход занятия

1.     Организационный момент, настрой на занятие.

2.     Речевая разминка «Где же рифма?» (набор карточек).

3. Работа с фигурными пазлами.

- Что у вас получилось? (на пазле – иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).

- Кто автор этой сказки?

- А кто написал сказку «Курочка Ряба»?

4. Работа над понятием «литературная сказка».

5. Вернисаж «Писатели-сказочники».

6. Интерактивная игра «Мы в гости к Пушкину спешим…»    (интерактивная презентация).

Работа в группах-командах.

7. Творческое задание «Сказки Пушкина».

Работа в группах. Ребята готовят кластеры «Сказки Пушкина», затем презентуют свои работы.

8. Рефлексия «Корзинка с идеями».

Учащимся предлагается анонимно высказаться о собственных впечатлениях, записать это на листочках.  Далее записки собираются в корзинку, учитель вытягивает и зачитывает несколько записей.

9. Игра-путешествие «По страницам любимых сказок».

- Ребята, а ведь сказки любят не только в России, но и в других странах - Англии, Дании, Германии, Франции, в разных уголках земного шара. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на родину ваших любимых зарубежных сказочников: Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена. А вы, ребята, готовы к приключениям? Да, а на чем мы будем путешествовать? От машин только шум и дым. Мне бы хотелось, чтобы люди опять, как и много лет назад, стали ездить на лошадях, запряженных в кареты. Давайте попробуем! Слайд 1


- Все готовы?
Да, кстати, в какой сказке тыква превратилась в карету? Кто автор этой сказки? («Золушка» Ш. Перро) Слайд 2

- Мы прибыли во Францию, на Родину Шарля Перро.

- Что вы знаете об этом писателе?

 

ФРАНЦИЯ (Слайды 3, 4, 5)

 

- Столица Франции – город Париж. Есть во Франции много интересных мест. Замок в Диснейленде: замок сказочных героев, героев мультфильмов, замок на Луаре (Луара – река во Франции), Эйфелева башня. Башня так названа в честь ее создателя; а звали его: Эйфель Александр Гюстав – французский инженер – строитель; к Всемирной выставке в Париже воздвиг башню из металлических конструкций. Ее высота 300 метров. Эйфелева башня стоит вблизи берега Сены. На башне имеется 3 платформы. Раньше там располагались астрономические и метеорологические станции. Эта башня стала символом Парижа. 

 

Рассказ о Шарле Перро (текст)

 

Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами — случай по тем временам исключительный. После коллежа Шарль в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста. В двадцать три года он возвращается в Париж и начинает свою карьеру в качестве адвоката. Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную.  Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – П. Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора. В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. 

 

- А следующей остановкой  нашей  кареты будет  Германия.

 

ГЕРМАНИЯ  (Слайды 6, 7)

- Столицей Германии является город Берлин. На карте Германии мы видим города: Гамбург, Бонн, Мюнхен, Кёльн, Бремен. О каком из этих городов вы слышали или читали раньше? («Бременские музыканты».)

 

Рассказ о Братьях Гримм (текст)

 

«Эти сказки погружают нас в стихию затейливо-фантастического и одновременно наивного восприятия мира, перемещают нас в детство, и именно в ту чарующую и неуловимую магию, которая таинственным образом разлита в каждой сказке и которая действует на нас совершенно неотразимо». Так говорят о сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм.

Они родились в захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау. Братья Гримм начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. А первым им прислал сказку Филипп Рунге. Та сказка называлась “Сказка о рыбаке и его жене”. Кстати, по мотивам которой была написана Пушкиным “Сказка о рыбаке и рыбке”. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор.

 

- А дальше мы отправляемся в страну под названием – Дания.

 

      ДАНИЯ (Слайды 8, 9, 10, 11, 12)

 

- Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года? То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города.

 

Рассказ о Гансе Христиане Андерсене (текст)

 

Родился Андерсен в 1805 году во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, тем же старухам богаделкам…

Андерсен прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному приходят к нам Андерсен. То он потихоньку подкрадывается в комнату и напевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То приплывет вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, нас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь которой делает ее бессмертной. Андерсен помогает нам разбираться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

“Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: “Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе”. И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории” (Г.Х. Андерсен).

 

 

 

v  Викторина «Отгадай-ка!». По опорным словам определите название сказки.

 

·         Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осел, разбойники, кот. («Бременские музыканты»)

·         Варенье, мухи, Ганс, великан, король, разбойники, единорог. («Храбрый портной»)

·         Сапоги, кот, рубашечки, чулки, полночь, покупатель, человечки. («Маленькие человечки»)

·         Мизинец, борозда, великан, Деревце, силач, богач, мельник. («Молодой великан»)

·         Мачеха, веретено, яблоня, старушка, золото, дождь, ленивица. («Госпожа Метелица»)

·         Избушка, медведь, роза, карлик, орел, борода, сокровища. («Белоснежка и Краснозорька»)

·         Нищий, королевна, корзины, прутья, горшки, жена, кухня, король. («Король Дроздобород») 

·         Утка, яйцо, мечта, лебедь (Гадкий утенок)

·         Коробка, кораблик, танцовщица, тролль (Стойкий оловянный солдатик)

·         Шторм, корабль, бабушка, принц (Русалочка)

·         Разбитое сердце, разбойница, принц и принцесса, девочка и мальчик (Снежная королева)

·         Старая ведьма, три собаки, три сундука (Огниво)

·         Кровать, 12 тюфяков, горошина (Принцесса на горошине)

·         Цветок, колыбелька, две жабы, крот, ласточка (Дюймовочка)

 

ФИЗМИНУТКА Слайд 13

 

v  Игра “Собери мозаику”. Групповая работа.

 

1-я группа собирает на парте иллюстрацию к сказке “Белоснежка ”Слайд 14

2-я группа – к сказке “Красная шапочка”  Слайд 15

 

v  «Музей чудесных вещей».   Слайд 16

 

1. Волшебная палочка.    (Золушка)

2. Тыква.          (Золушка)

3. Хрустальные туфельки.    (Золушка)

5. Сапоги.  (Кот в сапогах, Мальчик–с-пальчик)

7. Корзинка с пирожками.  (Красная шапочка)

8. Красная шапочка.    (Красная шапочка)

 

v  «Отгадай героев сказок».  Слайд 17


1) АРГЕД - Герда
2) ТИКСАДОЛ - солдатик
3) РОЛЬКО - король
4) ЛИЭАЗ - Элиза
5) ТУКОНЁ - утёнок
6) НИВОСПАС - свинопас
7) АССЕЦНИРП - принцесса
8) Ц БОЙРАЗНИА- разбойница

 

v  «Разгадай кроссворд»

 

Кроссворд для  1 команды

 По горизонтали

1.Что смастерил злой – презлой тролль?  

2.Что сшила из крапивы Элиза для своих братьев?

3. Из-за любви к принцессе принц стал пасти  свиней. Сказка называется….

4. Самый красивый цветок, он присутствует в нескольких сказках Андерсене.

5. Животное, которое помогло Герде добраться до Лапландии.

6. Замечательная певчая птичка.

7. А эта птица помогла Дюймовочке спастись от крота.

8. Что служило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана?

9. Как звали девочку, которая спасла своего названного брата?

 

Если  кроссворд разгадан правильно, то по вертикали должно получиться имя героини сказки Г.Х.Андерсена, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену.

 

Кроссворд для 2 команды

По горизонтали

  1. Кто похитил Дюймовочку?
  2. В какой сказке принцессу возила собака?
  3. Как звали очень маленькую героиню сказки?
  4. Как звали девочку, спасшую своего названного брата?
  5. Кто был наказан за то, что позарился на игрушки Свинопаса?
  6. Кто превратился в морскую пену из-за любви к принцу?
  7. Птица, в которую превратился Гадкий утенок?
  8. Что мешало спать принцессе на мягкой постельке?

Если  кроссворд разгадан правильно, то по вертикали вы прочтете фамилию великого сказочника

 

10. Подведение итогов.

 

- Какое слово собирал Кай в сказке «Снежная королева»? Слайд 18

- Можно ли связать это слово с нашим занятием? Почему?

 

11. Заключительное слово учителя.

 

 - Это далеко не все сказочники. Вспомните, сколько сказок мы прочитали за все время обучения. И сегодня они вам не говорят “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит волшебная карета и увезет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!

 

12.  Рефлексия «Мишень».

Ученики получают листы с изображением мишени, которая состоит из трех окружностей и поделена на 4 сектора с цифрами от 5 до 2. Каждая четвертинка имеет критерий: «участвовал в работе», «узнал новое», «понял», «заинтересовался». Детям предлагается оценить свою деятельность на занятии, сделав «выстрел в цель», то есть обозначив точкой в необходимом секторе. Нахождение всех четырех точек максимально близко к середине мишени обозначает высокую степень продуктивности.