Урок-путешествие в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -лаг-,-лож--
Оценка 4.7

Урок-путешествие в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -лаг-,-лож--

Оценка 4.7
docx
20.02.2020
Урок-путешествие в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -лаг-,-лож--
Проект урока.docx

                                                           Ход урока.

   Этапы урока

      Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация  

к учебной деятельности.

(3 мин)

Цель: мотивировать  учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель в роли начальника поезда.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие в страну Русского Языка. Там много прекрасных городов. В некоторых из них вы непременно побываете. Чтобы успешно переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить различные задания, которые предложат жители.

– Страна Русский Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах этого  удивительного поезда(2 группы).
А какой вагон получит больше впечатлений от путешествия, мы узнаем в самом конце.

– За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон.

Перед уроком  учитель делит обучающихся   на группы с учетом образовательных возможностей и межличностных интересов.

Из числа учащихся выбирает 2 учеников, назначает  их  проводниками для оказания помощи в организации урока.

Слушают учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Разработаны маршрутные листы для групп и проводников, листы  оценивания для проводников –помощников.

 

2.Этап актуализации знаний. (4 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания 

 

Организует и проводит игру «Будь внимателен!» По окончании игры определяет группу-победителя, которой дает право сформулировать тему урока

– Чтобы попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием – отгадать загадки (на слайде).  

-Самая активная команда получает жетон.

-Поздравляю, вы справились с первым заданием.

Подойдя к воротам крепости, мы видим стражника. Он предлагает  нам игру «Будь внимателен!» (на слайде): Выписать из группы   те слова, в которых безударные гласные в корне нельзя проверить путем подбора проверочных слов. Выделить в них  корни. (Нат..нуть, прил..жить, нап..вать, прил..гать, зап..сать, прил..гательное, угр..жать, отл..жить).

-Все ли ребята справились с заданием? Какие корни вызвали у вас затруднения?

-А хотите узнать, какие безударные гласные нужно вставить в такие корни,   правильно ли вы их написали?

 

Учащиеся отгадывают загадки .

Проводники выполняют те же задания для успешной оценки работы группы.

 

Читают задание на слайде и работают в группе, вставляя пропущенные буквы.

 

Обдумывают  свой выбор  и понимают, что знаний у них

недостаточно для того, чтобы правильно вставить пропущенную букву  во всех словах.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы

 

За активность группа получает жетоны.

Проводники-помощники проверяют и оценивают работы групп и вносят результат в лист оценивания

 

 

3.Этап формулирования темы и целей урока(2мин)

Цель: определение темы, цели и задач урока, мотивация

Учитель корректирует формулировку темы и цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме.

-Запись темы в тетради и на доске.

-Что должны мы знать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?

-Для чего нам нужны эти знания? Где могут пригодиться?

-Полученные знания по теме нашего урока помогут вам стать грамотными и успешно сдать экзамены.

 

Команда - победитель в  1 этапе    формулирует тему урока: Буквы о - а в корнях -лаг-, -лож-.

 

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока. 

4. Этап формирования новых знаний и умений (10 мин)

Познакомить с правилом правописания

букв о-а в корнях

 –лаг-, -лож-

 -Путешествие продолжается,  мы едем дальше.  Видим  Орфографический Замок (на слайде).

Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука…

– Обратимся к материалу учебника и  познакомимся с правилом для успешной работы (стр.33)

На стене Замка появились слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить, прилагательное, приложение.

– Распределите их в два столбика.

излагать – изложить; слагать – сложить;

предлагать – предложить; прилагательное - приложение

– Почему распределили слова таким образом? Чем руководствовались?
– Выделим корни. Какие это слова?
– В этих словах происходит чередование гласных? Какие гласные чередуются?
– Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется А, когда – О.

-От чего зависит выбор гласной в корне слов?
– Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву А?
– Почему в словах 2-го столбика – буква О?

Команды за активность получают жетоны.
– Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

 - Жители Замка хотят знать, запомнили ли вы, как   применять  правило написания чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож- .  (на слайде алгоритм составлен неверно).

-Расположите цифры  в нужном порядке.

- Выполним упражнение 449(выполняется с комментированием). Сделайте вывод.

-Чему учились, выполняя упражнение (выбирать гласные о-а в корнях -лаг-лож-, применяя правило)

     

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины.

 

Читают правило на стр.33

 

 

 

 

 

Распределяют слова в два столбика

 

Объясняют свой выбор

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

Во время фронтальной работы проводники-помощники выполняют работу с алгоритмом

 

Составляют алгоритм выбора букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ  в паре

Располагают алгоритм в нужном порядке

Выполняют устно упражнение 449.   Группы выполняют  полностью, а проводники выписывают слова.

 

 

В случае затруднения учащиеся обращаются за помощью к проводникам

 

 

 

 

 

5.Физкультминутка

(2 мин). Цель:

предупреждение общего утомления учащихся

Мультимедийная  нарезка  движений  под музыку «Веселый  паровозик»)

- Путешественники, может,  пора подвигаться! Вы танцевать любите? (позитивный слайд)

Выполняют динамические упражнения для корпуса тела

6. Этап закрепления изученного материала.

(15 мин)

Цель: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся  для самостоятельной работы по новому материалу

Для достижения цели урока направляет и организует работу обучающихся в выполнении письменных и устных упражнений в работе с текстом (комплексная работа с текстом) Групповое задание.

-Продолжаем наше путешествие! Мы прибываем в город  Развитие речи.

На стене станции    висит текст. Прочитаем его и выполним письменные задания к нему. Проводит устный фронтальный опрос, корректирует ответы учащихся.

-Докажите, что перед вами текст.

-Определите тему, основную мысль текста.

-Назовите в тексте группу слов и словосочетаний, объединенных темой «Осенний лес», назовите их.

-Определите стиль речи. Аргументируйте ответ.

-Назовите языковые средства, характерные для этого стиля речи. Какие средства  выразительности  использует автор?

-Определите тип речи. Свой ответ аргументируйте.

-Найти в тексте слова на новое правило, в них допущены ошибки. Исправьте их, применяя алгоритм выбора чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож-.

(на слайде алгоритм).

(Во время работы учитель оказывает помощь той группе, которой сложно выполнять задание). Проводится проверка в виде фронтального опроса.

 

Начальник поезда (учитель) оценивает фронтальную работу и выдает жетоны.

Перед выполнением повторяют правила работы в группе и выполняют письменные задания к тексту.

 

 Каждый проводник работает со  своей группой и распределяет задания в ней.

 

 

 

Учащиеся доказывают, формулируют, используя примеры из текста

 

 

Находят в тексте слова на новое правило, исправляют ошибки, используя алгоритм.

 

7. Первичный контроль изученного материала (5мин)

Цель: определить степень усвоения материала учащимися

-Жители города   приготовили для вас задание «Архипелаг Закрепления»

-Вы сможете пройти это испытание,  если решите тест.

Напоминает о ТБ при работе  с компьютером, определяет степень усвоения материала каждым учащимся с помощью программы «MytestX»

 

Учитель получает результат на свой компьютер и выдает жетоны.

 

Работа учащихся на мультиплатформенных

портативных компьютерах (мобильный класс)

Проводники сами выполняют тест  и работают с группами.

 

Учащиеся выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

8. Самооценка деятельности

(1мин)

Цель: познакомить учащихся с критериями оценивания теста, формировать умение самостоятельно оценивать свою работу

Предлагает учащимся листы  самооценки  своей деятельности.

Пока обучающиеся заполняют листы  самооценки

(в приложении), учитель собирает листы оценивания у проводников и распределяет жетоны.

Оценивают свою деятельность.   

 

 

Анализируют свою работу через самооценку.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

(2мин)

Цель: организовать подведение итогов урока

– Итак, это была последняя остановка сегодня.  Но в стране Русский Язык есть еще много других городов и станций, и там вы обязательно побываете.

Подсчитывает жетоны, определяет команду-победителя, отмечают самых активных участников.

–Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

 Использует прием «Лесенка» (на слайде)

-Представьте себе, что есть такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные и нелюбимые, а на двенадцатой - интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 12) лично у вас оказался бы русский язык?

Подводит итоги урока, выставляет отметки в электронный журнал и дневники учащихся.

 

Подсчитывают жетоны, получают отметки.

 

Отвечают на вопросы

 

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.   Определяют место русского языка на лесенке

10. Домашнее задание

(1мин)

Проводит инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания (на слайде)

Благодарит за работу на уроке.

Слушают инструктаж, записывают домашнее задание.

 Задают уточняющие вопросы по ДЗ.

                                                         

 

                                                       Список источников:

1. Восьмое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ), 2004 год.

2. Ладыженская, Т.А. Школьная риторика 5 класс.- М.:Баласс, 2009.

3. Скляревский, Г.Н. Толковый словарь современного русского языка.-М.: ИЛИ РАН, 2001.

4. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004

5. Большой справочник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт-сос. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. – Изд.7-е. – Ростов н/Д: Донецк: ООО ПКФ «Бао», 2012г

6. http://www.youtube.com/watch?v=netTSomHG28

7. http://muzofon.com/search/хороши%20весной%20в%20саду%20цветочки%20минус

8. http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test156.xml

 

 

                   _________________                                                  __________________ __        

                                 подпись                                                                 расшифровка          подписи                                                                                           

 

                                                                                                        «____» ______________ 20___ г.

                                                                                                                                                            


 

Скачано с www.znanio.ru

Ход урока. Этапы урока

Ход урока. Этапы урока

Цель: определение темы, цели и задач урока, мотивация

Цель: определение темы, цели и задач урока, мотивация

Чему учились, выполняя упражнение (выбирать гласные о-а в корнях -лаг-лож-, применяя правило)

Чему учились, выполняя упражнение (выбирать гласные о-а в корнях -лаг-лож-, применяя правило)

Первичный контроль изученного материала (5мин)

Первичный контроль изученного материала (5мин)

Подведение итогов. Рефлексия. (2мин)

Подведение итогов. Рефлексия. (2мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020