Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Учитель в роли начальника поезда. – Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие в страну Русского Языка. Там много прекрасных городов. В некоторых из них вы непременно побываете. Чтобы успешно переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить различные задания, которые предложат жители. – Страна Русский
Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать
путешествие вы будете в двух вагонах этого удивительного поезда(2 группы). – За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон. |
Перед уроком учитель делит обучающихся на группы с учетом образовательных возможностей и межличностных интересов. Из числа учащихся выбирает 2 учеников, назначает их проводниками для оказания помощи в организации урока. Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Разработаны маршрутные листы для групп и проводников, листы оценивания для проводников –помощников.
|
2.Этап актуализации знаний. (4 мин) Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания
|
Организует и проводит игру «Будь внимателен!» По окончании игры определяет группу-победителя, которой дает право сформулировать тему урока – Чтобы попасть в страну Русского Языка, нужно справиться с препятствием – отгадать загадки (на слайде). -Самая активная команда получает жетон. -Поздравляю, вы справились с первым заданием. Подойдя к воротам крепости, мы видим стражника. Он предлагает нам игру «Будь внимателен!» (на слайде): Выписать из группы те слова, в которых безударные гласные в корне нельзя проверить путем подбора проверочных слов. Выделить в них корни. (Нат..нуть, прил..жить, нап..вать, прил..гать, зап..сать, прил..гательное, угр..жать, отл..жить). -Все ли ребята справились с заданием? Какие корни вызвали у вас затруднения? -А хотите узнать, какие безударные гласные нужно вставить в такие корни, правильно ли вы их написали?
|
Учащиеся отгадывают загадки . Проводники выполняют те же задания для успешной оценки работы группы.
Читают задание на слайде и работают в группе, вставляя пропущенные буквы.
Обдумывают свой выбор и понимают, что знаний у них недостаточно для того, чтобы правильно вставить пропущенную букву во всех словах. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы
За активность группа получает жетоны. Проводники-помощники проверяют и оценивают работы групп и вносят результат в лист оценивания
|
3.Этап формулирования темы и целей урока(2мин) Цель: определение темы, цели и задач урока, мотивация |
Учитель корректирует формулировку темы и цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. -Запись темы в тетради и на доске. -Что должны мы знать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения? -Для чего нам нужны эти знания? Где могут пригодиться? -Полученные знания по теме нашего урока помогут вам стать грамотными и успешно сдать экзамены. |
Команда - победитель в 1 этапе формулирует тему урока: Буквы о - а в корнях -лаг-, -лож-.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока. |
4. Этап формирования новых знаний и умений (10 мин) Познакомить с правилом правописания букв о-а в корнях –лаг-, -лож- |
-Путешествие продолжается, мы едем дальше. Видим Орфографический Замок (на слайде). Безударный – хитрый гласный: – Обратимся к материалу учебника и познакомимся с правилом для успешной работы (стр.33) На стене Замка появились слова: излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить, прилагательное, приложение. – Распределите их в два столбика. излагать – изложить; слагать – сложить; предлагать – предложить; прилагательное - приложение – Почему
распределили слова таким образом? Чем руководствовались? -От чего зависит
выбор гласной в корне слов? Команды за
активность получают жетоны. - Жители Замка хотят знать, запомнили ли вы, как применять правило написания чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож- . (на слайде алгоритм составлен неверно). -Расположите цифры в нужном порядке. - Выполним упражнение 449(выполняется с комментированием). Сделайте вывод. -Чему учились, выполняя упражнение (выбирать гласные о-а в корнях -лаг-лож-, применяя правило)
|
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины.
Читают правило на стр.33
Распределяют слова в два столбика
Объясняют свой выбор
Отвечают на вопросы учителя
Во время фронтальной работы проводники-помощники выполняют работу с алгоритмом
Составляют алгоритм выбора букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ в паре Располагают алгоритм в нужном порядке Выполняют устно упражнение 449. Группы выполняют полностью, а проводники выписывают слова.
В случае затруднения учащиеся обращаются за помощью к проводникам
|
5.Физкультминутка (2 мин). Цель: предупреждение общего утомления учащихся |
Мультимедийная нарезка движений под музыку «Веселый паровозик») - Путешественники, может, пора подвигаться! Вы танцевать любите? (позитивный слайд)
|
Выполняют динамические упражнения для корпуса тела |
6. Этап закрепления изученного материала. (15 мин) Цель: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материалу |
Для достижения цели урока направляет и организует работу обучающихся в выполнении письменных и устных упражнений в работе с текстом (комплексная работа с текстом) Групповое задание. -Продолжаем наше путешествие! Мы прибываем в город Развитие речи. На стене станции висит текст. Прочитаем его и выполним письменные задания к нему. Проводит устный фронтальный опрос, корректирует ответы учащихся. -Докажите, что перед вами текст. -Определите тему, основную мысль текста. -Назовите в тексте группу слов и словосочетаний, объединенных темой «Осенний лес», назовите их. -Определите стиль речи. Аргументируйте ответ. -Назовите языковые средства, характерные для этого стиля речи. Какие средства выразительности использует автор? -Определите тип речи. Свой ответ аргументируйте. -Найти в тексте слова на новое правило, в них допущены ошибки. Исправьте их, применяя алгоритм выбора чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож-. (на слайде алгоритм). (Во время работы учитель оказывает помощь той группе, которой сложно выполнять задание). Проводится проверка в виде фронтального опроса.
Начальник поезда (учитель) оценивает фронтальную работу и выдает жетоны. |
Перед выполнением повторяют правила работы в группе и выполняют письменные задания к тексту.
Каждый проводник работает со своей группой и распределяет задания в ней.
Учащиеся доказывают, формулируют, используя примеры из текста
Находят в тексте слова на новое правило, исправляют ошибки, используя алгоритм.
|
7. Первичный контроль изученного материала (5мин) Цель: определить степень усвоения материала учащимися |
-Жители города приготовили для вас задание «Архипелаг Закрепления» -Вы сможете пройти это испытание, если решите тест. Напоминает о ТБ при работе с компьютером, определяет степень усвоения материала каждым учащимся с помощью программы «MytestX»
Учитель получает результат на свой компьютер и выдает жетоны.
|
Работа учащихся на мультиплатформенных портативных компьютерах (мобильный класс) Проводники сами выполняют тест и работают с группами.
Учащиеся выполняют тест.
|
8. Самооценка деятельности (1мин) Цель: познакомить учащихся с критериями оценивания теста, формировать умение самостоятельно оценивать свою работу |
Предлагает учащимся листы самооценки своей деятельности. Пока обучающиеся заполняют листы самооценки (в приложении), учитель собирает листы оценивания у проводников и распределяет жетоны. |
Оценивают свою деятельность.
Анализируют свою работу через самооценку. |
9. Подведение итогов. Рефлексия. (2мин) Цель: организовать подведение итогов урока |
– Итак, это была последняя остановка сегодня. Но в стране Русский Язык есть еще много других городов и станций, и там вы обязательно побываете. Подсчитывает жетоны, определяет команду-победителя, отмечают самых активных участников. –Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Использует прием «Лесенка» (на слайде) -Представьте себе, что есть такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные и нелюбимые, а на двенадцатой - интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 12) лично у вас оказался бы русский язык? Подводит итоги урока, выставляет отметки в электронный журнал и дневники учащихся.
|
Подсчитывают жетоны, получают отметки.
Отвечают на вопросы
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют место русского языка на лесенке |
10. Домашнее задание (1мин) |
Проводит инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания (на слайде) Благодарит за работу на уроке. |
Слушают инструктаж, записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы по ДЗ. |
Список источников:
1. Восьмое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ), 2004 год.
2. Ладыженская, Т.А. Школьная риторика 5 класс.- М.:Баласс, 2009.
3. Скляревский, Г.Н. Толковый словарь современного русского языка.-М.: ИЛИ РАН, 2001.
4. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004
5. Большой справочник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт-сос. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. – Изд.7-е. – Ростов н/Д: Донецк: ООО ПКФ «Бао», 2012г
6. http://www.youtube.com/watch?v=netTSomHG28
7. http://muzofon.com/search/хороши%20весной%20в%20саду%20цветочки%20минус
8. http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test156.xml
_________________ __________________ __
подпись расшифровка подписи
«____» ______________ 20___ г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.