Урок развития речи в 8 классе. Сочинение на основе восприятия музыки.
Цель: познакомить учащихся с техникой написания сочинения на основе восприятия музыкального произведения.
Задачи: 1. Создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности (формирование и совершенствование всех видов УУД).
2. Формировать умения вербализировать музыкальные образы, способствовать развитию воссоздающего творческого воображения;
3. Формирование речевой компетенции;
4. совершенствовать навыки правописания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, информация об участии в акции «Открытый урок».
Оформление записи в тетрадях (число, классная работа, тема урока пока не записывается). Тема нашего урока сегодня… О ней мы поговорим чуть позже.
2. Словарно-орфографическая работа:
1)Впечатление.
2)Что обозначает это слово?
ВПЕЧАТЛЕНИЕ,
впечатл’ение, -я, ср.
1. След, оставленный в сознании, в душе чем-н. пережитым, воспринятым.
Впечатления детства. Дорожные впечатления.
2. Влияние, воздействие. Находиться под ~м разговора.
3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-н.
Делиться впечатлениями с кем-н. Произвести благоприятное в. на кого-н.
3)Это такое внешне простое и понятное слово является калькой с французского и в точности повторяет все элементы французского impression: im — «в», presse — «печать», ion — «ение».
В словаре Льва Васильевича Успенского мы можем прочитать: по образцу французского «impression» (где «im» — «в», «pression» — «печатанье») писатель Н. Карамзин на рубеже XVIII и XIX веков создал новое русское слово «впечатление» (т. е. как бы «выдавливание в душе при помощи печати»).
4)Какие однокоренные слова есть у этого слова? Впечатлительный, запечатлеть.
В каком контексте мы встречаем слово впечатление в нашей жизни? В составе устойчивых сочетаний.
· благоприятное впечатление
· делиться впечатлениями
· неизгладимое впечатление
· оставить впечатление
· поделиться впечатлениями
· произвести впечатление
· создать впечатление
· составить впечатление
3. Формулирование темы урока. Слово из нашей словарно-орфографической работы имеет непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего урока. Как думаете, какое? Чем мы будем сегодня заниматься?
Тема урока: «Сочинение по впечатлениям»
А что может на нас произвести впечатление? А произведения искусства?
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Вопросы на восприятие текста:
- Узнали произведение? Кто автор?
- Какова тема этого стихотворения? А идея? Мы можем сказать, что это стихотворение произвело на нас впечатление?
4. Основная часть.
- Когда вы слушали стихотворение, что вы себе представляли? Какие картины? Сколько их? Разные или одинаковые?
А какой прием лежит в основе стихотворения?
-АНТИТЕЗА или противопоставление.
- Как вы думаете, есть ли другие виды искусства, кроме литературы, которые заставляют нас думать, размышлять, представлять, воображать? Какие виды искусства вы вообще знаете?
А может мы назвать музыку таким видом?
ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА «В пещере горного короля» Грига.
Вопросы на восприятие: знаком отрывок или нет, понравился или нет.
Как вы думаете, какое значение имеет музыка?
А что вы представляли себе, когда слушали музыкальный отрывок? Какой или какие образы? Один или несколько? Они похожи или различаются?
И здесь мы видим противопоставление. А есть кто-то, у кого не возникло картинки в голове? Тогда опишите, какие эмоции вызвала у вас эта музыка. Может, сможете сравнить?
!!! письменная работа. Я вам предлагаю сейчас зафиксировать образы или эмоции, которые вы увидели или испытали при прослушивании музыкального отрывка. (3-5 мин.)
Догадались, чему будет посвящено ваше сочинение?
А какая задача перед нами будет стоять?
– Написать сочинение на основе восприятия музыки.
А какова будет идея нашего сочинения? Какой мы можем сделать вывод после работы с музыкальным произведением?
- Музыка, как и любой вид искусства, заставляет думать, создает образы, воздействует на человека, вызывает эмоции. (запись на закрывающейся части доски).
В какой части вы можете использовать свои записи? Какова структура сочинения?
Очень часто у вас возникает вопрос, как начать сочинение. Давайте обсудим, как можно начать сочинение.
Примерное начало. (2-3 желающих)
Звучит музыка, и я представляю…
Зазвучала музыка, и я словно унеслась…
Я слушаю музыку, и мое настроение…
Во второй части не забудьте отметить противопоставление частей музыкального произведения.
В последней части мы обычно делаем вывод. Что мы должны там написать? Какое впечатление произвело это произведение. (понравилось – не понравилось, что особенного можно отметить)
А как бы вы озаглавили сочинение? Работа над темой сочинения.
Н-р, слушая музыку…
5. Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались на уроке? Как вы думаете, зачем нужно заниматься таким видом работы?
6. Работа по предотвращению ошибок.
Музыка, музыкальное прОизведение, Отрывок.
АвтОр, кОмпОзитОр.
Слушая музыку, у меня возникли волшебные образы.
Я слушал музыку и я представлял, что я участник событий.
(Слушаешь музыку и представляешь себя участником событий.
Я слушал музыку и представлял себя участником событий)
7. Работа с черновиком.
-трехчастная структура
-логическая связь абзацев
-использование оценочной лексики
8. Работа с чистовиком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.