Урок развития речи. Составление текста - описания "Лисичка".

  • docx
  • 23.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке использовались элементы технологии развития критического мышления
Иконка файла материала Урок РУСЯЗ.docx

 

Предмет: Русский язык. Канакина В. П., Горецкий В. Г.  3 класс

 

Тема. Составление текста-описания «Лисичка». Развитие речи.

 

Цели:

личностные (воспитательные) результаты:  

- воспитывать любовь к живой природе;

метапредметные (развивающие) результаты:

- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и 

  письменной речи;

- развивать связную речь, мышление, наблюдательность; умение работать со справочным материалом;

предметные (образовательные) результаты:

- формировать умение учащихся составлять текст-описание и подбирать наиболее меткие прилагательные во время описания предмета;

 - формировать навыки самоконтроля.

 

Оборудование: рисунки с изображением лисы, иллюстрации к сказкам, презентация, экран, проектор, куб.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Стадия вызова.

1.Орг. момент.

 

2. Постановка целей и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Подготовка к восприятию нового.

 

 

 

4. Мозговой штурм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «Верите ли вы?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия осмысления.

1. Восприятие темы

 «Кубование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отчёт групп о проделанной работе.

 

 

3. Работа с дополнительным текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Игра «Угадай сказку»

 

 

 

 

 

5. Беседа о тексте – описании.

 

 

 

 

 

 

6.Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Составление текста - описания лисицы учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Запись текста.

 

 

10.  Проверка написанного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия

рефлексии.

1. Самопроверка.

 «Цветные поля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Возвращение к «верите ли вы...».

 

 

 

 

3. Подведение итогов

 

 

 

4. Домашнее задание.

 

4. Выставление оценок.

 

 

 

 

 

Проверяет готовность к уроку.

 

Озвучивает тему и цель урока.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

-Сегодня мы будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление.

- О ком же мы будем сегодня говорить? Узнайте, отгадав загадку.

Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех. (Лиса)

-Какие слова вам приходять сразу, когда вы слышите слово «Лисица»?

На доске написано слово «лисица». Учитель записывает высказывания детей вокруг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы

 

- Верите ли вы, что лиса дикое животное?

-Верите ли вы, что она живёт в дупле?

-Верите ли вы, что у лисицы весной рождаются лисята?

-Верите ли вы, что лиса- травоядное животное?

-Верите ли вы, что лису в сказках называют Патрикеевной из-за красоты и доброты?

Для подтверждения ответов используются слайды.

 

Формулирует задание.

-Давайте расширим наши знания о слове «лиса». Для этого выполним работу в творческих группах.

Используется слайд презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигает проблему.

- Лису часто называют лесной  плутовкой, Патрикеевной. А почему? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В каких сказках встречается лиса?

Какой выступает наша героиня в них? Докажите свои утверждения её поступками в сказках.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

-Мы говорили о характере и поведении лисицы. А сейчас наша задача – составить текст «Лисичка».

- Какой тип текста будем составлять?

- Какой текст называется описанием?

-Какие особенности имеет текст – описание?

 

Работа с рисунками, изображающими лису, на слайдах.

Формулирует задание.

Подберите прилагательные к следующим словам:

Мордочка –

Ушки –

Хвост –

Лапы –

Шерсть –

 

Лиска, лисонька, лиса,

Рыжехвостая краса!

(ходьба на месте)  

Лиска раненько встает,    

  (потянуться, позевать)

Лапки моет, воду пьет.

Прибирает лиска в норке

И выходит на пригорок:

Раз, два, три, четыре, пять-

Лиска хочет сильной стать!

 

Предлагает задания на выбор учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самостоятельную работу учащихся.

Контролирует выполнения работы.

 

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Послушайте текст своего товарища.

Расскажите о своих впечатлениях от услышанного: какое место в тексте особенно понравилось, что вам было не очень понятно, в каком предложении желательно употребить более точное слово или фразу.

 

 

А теперь ещё раз сами проверьте свою работу и оставьте на полях ваши пожелания для меня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует коллективную проверку результатов предшествующей работы.

Акцентирует внимание на вопрос, вызвавший сомнения.

 

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Что вам понравилось на уроке?

С какими трудностями вы столкнулись?

Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Комментирует и поясняет задание.

Устно составьте сказку с главной героиней лисой; нарисуйте  к ней иллюстрацию.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Выберите из конверта кружок такого цвета, каким бы вы оценили работу группы; свою работу на уроке.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

Составление ассоциативного ряда.

 

               хитрая                 рыжая

                                                 быстрая                                        пушистая

 


 лисята                   

                          ЛИСИЦА       нора  охотница                             обманщица

                 

                 героиня сказок

 

 

Работа в парах.

Советуясь друг с другом, дети дают аргументированные ответы:

 

+ лиса живёт в лесу и сама о себе заботится

- лиса живёт в норе

 

+лисята рождаются весной

 

-лиса охотится на птиц, мышей, зайцев, значит, она – хищница

  + или – ( вопрос вызывает сомнения и разногласие во мнениях)

 

 

 

 

 

Работа в группах. Класс разделён предварительно на группы.

Перед детьми макет куба. Грани куба окрашены разным цветом: красный, зелёный, жёлтый, синий, белый и оранжевый. На каждой грани написан вид работы. У каждой группы карточка таких же цветов, как и грани у куба. Каждая группа выполняет то задание, которое совпадает по цвету на кубе.

*      Первая группа – лексическое значение слова. Группа работает с толковым словарём Даля или Ожегова.

*      Вторая группазвуко-буквенный анализ слова. Работают по плану разбора слова.

Третья группазагадки. Работает с дополнительной литературой.

ü  У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?

ü  Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее... Лиса.

ü  Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится

*      Четвёртая группапословицы, работает с дополнительной литературой.

ü  Волка зубы кормят, лису хвост бережет.

ü  Сила льва не подходит лисице, хитрость лисы не подходит льву.

ü  Лисичка всегда сытей волка бывает.

*      Пятая группасинонимы. Работа со словарём синонимов.

Лисица, лиса, рыжая, хитрунья, бестия, льстица, плутовка.

*      Шестая группародственные слова.

Лиса, лисица, лисичка, лисий, лисонька, лиска.

 

 

 

 

 Учащиеся знакомятся с текстом «жужжащим чтением».

«Не многих животных величают по имени-отчеству. А вот лисицу часто величают именно так. Да еще и отчество у нее необычное - Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей изворотливостью и хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то как наследница знаменитого князя и получила отчество Патрикеевна».

Отвечают на вопрос.

 

Работа в группах:

«Кот, петух и лиса»,

«Заюшкина избушка»

«Кот и лиса»

«Лиса и журавль»

«Волк и лиса»

Обосновывают свои утверждения.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Имеет много прилагательных,  указывает на цвет, форму, размеры.

 

 

 

 

 

 

Подбирают слова:

вытянутая

остренькие, маленькие, чуткие

пушистый, шёлковый, большой

как в чёрных  сапожках

мягкая, бархатная, рыжая

 

Выполняют зарядку и проговаривают слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление  описания лисицы учащимися.

Слабым ученикам учитель предлагает записать текст с пропущенными словами, самим вставить нужные слова (карточка1);  сильным детям  нужно написать текст самостоятельно; 

детям со средним уровнем знаний – составление текста  по предложенному плану (карточка 2)

Карточка 1

 Лисица – это ………  зверь. Она живёт

 в ….   .  Это животное  ……..

размера, имеет ……  тело, …..  …… 

хвост. Мордочка у неё ……… ,

ушки ………, лапки ………..  . Шерсть

 у лисы …………  . Лиса ходит

(как?) ……….  .

Охотится этот зверь на ……  , ……………. , …………..  .

В сказках она выступает ………………..  

 

Карточка 2

План

А) Домашнее или дикое животное?

Б) Где живёт?

В) Какого цвета шерсть?

Г) Какой хвост?

Д) Чем она лакомится?

Пользу или вред приносит это животное?

Е) Что ты знаешь о лисице из сказок?

 

 

 

 

Зачитывание учащимися разного уровня знаний своих текстов. Обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют предварительную оценку своей работы.

Ученик, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

красный – «Проверьте, пожалуйста, исправьте все ошибки»;

зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»

синий «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»

 

 

Рядом проставляются другим цветом верные знаки, и еще раз дается обоснование ответа на вопрос о Патрикеевне.

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

Жёлтый – отлично, у меня всё получилось

Зелёный - хорошо, в некоторых вопросах я сомневался

Красный – надо ещё постараться, мне оказывали помощь товарищи.