Тема урока: Утро бывает разным
Ход урока
1.Оргмомент. Приветствие; определение задач урока.
Язык всем знаниям и
всей природе ключ.
Г.Р.Державин
Утро! Солнышко ласково заглядывает в окошко. Солнечный лучик бежит по подушке. Вот ещё чу-чуть, и он начнёт играть с вами. Пение птиц. Лёгкий ветерок колышет деревья. Его шёпот будит вас. Ты начинаешь просыпаться, улыбаешься, ведь ты знаешь: сейчас войдёт мама и скажет нежные, ласковые слова. И вот открывается дверь, входит мама, целует и говорит: «Вставай, солнышко! Посмотри, какое прекрасное утро».
Сегодня на уроке мы постараемся описать утро. В этом нам помогут наши чувства: Что я увидел, что я услышал, что я ощущаю.
2. Подготовка к сочинению.
Вслушайтесь в музыку, посмотрите на рисунки и запишите слова, словосочетания, которые возникли в вашем сознании.
/чистое утро, капли росы, пение птиц, бабочка, переливы света, капель, цветочная поляна, туман, дождь, журчание ручья, первый луч солнца/
Мы услышали звуки утра, мы увидели окружающий мир утром, но только слово позволяет соединить в единое целое наши ощущения.
* * *
Это утро, радость эта, Эти ивы и берёзы,
Эта мощь и дня и света, Эти капли – эти слёзы,
Этот синий свод, Этот пух – не лист,
Этот крик и вереницы, Эти горы, эти долы,
Эти стаи, эти птицы, Эти мошки, эти пчёлы,
Этот говор вод, Этот зык и свист…
А.А.Фет
Действительно, прав Гавриил Романович Державин, сказав Язык всем знаниям и
всей природе ключ.
Но утро не всегда бывает радостным. А почему так происходит, вы узнаете, прослушав сказку Натальи Абрамцевой «Тише, пожалуйста…». Слушая текст, подчеркните слова, с помощью которых автор описывает речку.
Тише, пожалуйста...
Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь лес поила прохладной водой. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
Да, речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду.
Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.
Болото... Ползучие стебли... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла...
3.Наблюдение над языковым материалом.
1. К какой части речи относятся подчеркнутые вами слова?
Как называется красочное определение, в котором заключена образность, необычность взгляда на предмет?
2. Найдите среди прилагательных просто определения и эпитеты.
3. Какова функция эпитетов-прилагательных в создании образа речки?
4. А почему весёлая, добрая речка превратилась в мутную, грязную трясину?
Да, утро бывает нерадостным, если у вас плохое настроение. Вы проснулись, ещё есть несколько минут, чтобы всё изменить. Вспомните что-нибудь хорошее, улыбнитесь, и всё вокруг улыбнётся вам в ответ.
4.Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.
- Давайте подберём эпитеты к слову «утро».
/ сонное, свежее, доброе, ласковое/
Это прилагательные, но есть еще одна часть речи, которая отвечает на вопрос Какой, обозначает признак, но не предмета, а признак по действию. И эта часть речи называется _________
- А теперь давайте подберём эпитеты, выраженные причастием.
/ликующее, светящееся, веселящееся, ласкающее, манящее/
- Выполним задание в тетради на печатной основе. Вам нужно все слова распределить по двум столбикам. /Взаимопроверка/
Кто написал всё правильно 5
Кто сделал две ошибки 4
А теперь вспомним ещё одно изобразительно-выразительное средство. У вас в тетрадях написано: «Скрытое сравнение». Что это за троп? Как называется слово, которое даётся в переносном значении, где происходит сравнение на основе сходства по каким- либо признакам.
- Чтобы научиться выразительно писать и говорить, Джанни Родари изобрёл упражнение, которое назвал «биномом фантазии». «Бином» - значит два. Берём два далёких по смыслу существительных и ищем точки соприкосновения. В речи появляются интересные выражения, метафоры. Например, запах – солнце. Что может быть общего у «солнца» и «запаха»? К.Бальмонт так пишет:
Запах солнца? Что за вздор?
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы –
Всё слилось в согласный хор,
Всё сплелось в один узор.
А теперь вы побудьте фантазёрами. Придумайте «бином фантазии» к существительным: утро – голубь, утро – ручеёк, утро – зайчик. Существительные можно изменять по падежам.
/утро голубем влетело в окно/
Пятиминутка
А теперь нам нужно отдохнуть. Представьте, что вы цветок. Раннее утро. Вы тянете ручки к солнцу, вверх, а теперь в стороны, вниз. И ещё раз. Давайте отряхнём наши листики от капелек росы. Подул ветерок, и вы начинаете нагибаться в одну сторону, теперь в другую. Откройте глазки, закроёте. Всё, вы проснулись и готовы дарить радость всем окружающим.
- А теперь поработайте редактором! Послушайте рассказ о том, как ученик Синичкин работал с прилагательными и ответьте на вопрос: Как учительница Полина Ивановна узнала, что Синичкин списывал?
Мы учились писать сочинение, но объяснений Полины Ивановны Синичкин не слышал и весь урок читал книжку «Всадник без головы». На следующий день Полина Ивановна вызвала Синичкина к доске и продиктовала текст.
- А теперь, Синичкин, придумай по смыслу прилагательные и вставь их вместо пропущенных слов.
Синичкин сделал вид, что усиленно думает, а сам с надеждою смотрел на Ваську. Васька что-то написал на бумажке и бросил её Синичкину. Полина Ивановна сидела спиной к доске и писала. Синичкин развернул бумажку и стал быстренько вставлять Васькины прилагательные в предложения. Он так спешил, что даже рука заныла от напряжения. Наконец Синичкин переписал последнее прилагательное и сказал: «Всё».
- Ну, что ж, Синичкин, если ты считаешь, что все прилагательные на месте, то прочти нам, что написал.
И Синичкин стал читать:
«Квадратная струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали косолапым светом, то исчезали; умный ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй. По кривым холмам, по средней дороге, по умным кустам и по реке полились синеглазые потоки молодого, быстрого света. Всюду лучистыми алмазами зарделись вкусные капли росы».
Класс смеялся.
- Надеюсь, ты понял, Синичкин, что, даже списывая готовое, нужно думать самому?
«Но как Полина Ивановна узнала, что я списывал?» - подумал Синичкин
Нужно обращать внимание на лексическое значение слова, на сочетаемость слов друг с другом.
Найдите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость слов. Исправьте их.
Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй. По зазеленевшим холмам, по пыльной дороге, по сверкающим кустам и по реке полились золотые потоки молодого, горячего света. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы.
(И.С.Тургенев)
5.Сочинение-миниатюра.
Пишем миниатюру, используя первые буквы слова Утро. Запишем:
У тро солнечным лучиком решило разбудить маленького котёнка
Т ише, тише, так хочется поспать ещё немного
Р ыжий котик закрылся лапками
О н совсем не хотел просыпаться
- Скажите, а какие эмоции вы получили сегодня на уроке?
- Почему утро должно быть добрым?
Пусть сегодня день для вас пройдёт радостно, всё исполнится, потому что утро пришло к нам во всей своей красе: солнце быстро поднимается, его ласковые лучи пробиваются сквозь розовые облака. Мир вокруг преображается. Вам хорошо, у вас прекрасное настроение, передайте частичку вашего тепла окружающим. И тогда люди станут добрее. И так каждое утро, каждый день.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.