Назарова Лариса Васильевна
Урок развития речи в 3 классе Написание сочинения «Волшебница – зима»
Аннотация
Сочинение – это самостоятельная письменная работа, которая предполагает изложение обучающимся собственных мыслей, оценок, суждений, переживаний. Данный вид работы прежде всего направлен на совершенствование монологической речи детей и обогащение практического опыта их речевой деятельности. Данный вид работы является достаточно весомым воспитывающим и обучающим средством, так как способствует формированию умений ребенка, связанных с выражением своего отношения к окружающему его миру, к тем или иным проблемам. Он учится осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации, наблюдать, анализировать и делать необходимые выводы
В разработке урока по развитию речи предоставлен пример обучения обучающихся начальных классов написанию сочинения на заданную тему, раскрывается специфика проведения сочинения в третьем классе с позиции активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности учеников. Такая деятельность рассматривается как часть воспитания у них активного творческого начала, становления сознания и личности в целом.
Урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся.
Ключевые слова: зимний день, снег, чудо – сказка, волшебница -зима, летит, сияет, блестит, вьюга. белые шапки, солнышко, синичка, чудесная река, лёд, девочки – снежинки.
Цель: учить учеников писать сочинение на заданную тему, нестандартно мыслить, правильно выражать свои мысли; развивать творческие способности, связанную речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе, желание словами описать красоту окружающего мира.
Оборудование: мп-4, музыки П. Чайковского «Времена года», картины зимней природы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
Звучит мажорная музыка П. И. Чайковского
II. Работа над составлением сочинения
1. Аудирование на фоне музыки П. Чайковского «Времена года»
- Дети, послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и скажите, какими словами переданы спокойствие и тишина зимнего дня?
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
2. Рассказ учителя.
Тихим зимним днем везде живет чудо-сказка, когда вокруг снежные заносы, льдом скованы реки, а на деревьях шапками лежит снег. Очень красиво в такое время года! Но зима бывает разной. То солнышко выглянет, и все заблестит, засияет, то снежок идет, а то вьюга метет, завывает. Сегодня мы напишем сочинение о зиме, красивой, белоснежной. Не- зря же мы назвали его «Волшебница -зима». Можно пофантазировать и написать о том, как вы ее себе представляете. Помогут в работе ваши же рисунки, которые вы подготовили к уроку.
3. Беседа
- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово зима?
- А что себе представляете, когда смотрите на замерзшее, укрытое узорами окно?
- Какие чары зимы вам больше всего нравятся?
4. Составление плана
План сочинения (в виде презентации):
1) неожиданно наступила зима.
2) лес зимой
. 3) зимняя сказка.
Физкультминутка.
5 Составление сочинения учениками.
Образец произведения
Меня разбудила синичка. Она постучала клювом в окно и громко пропищала. Я подбежал к окну, а там белым-бело! Это ночью пришла волшебница-зима. Стало так красиво, торжественно, светло.
Зима! Одно лишь слово, а в воображении возникает столько картин! Каждую из них я хочу нарисовать. На одной белеет поле, а вдали - темный лес. На другой все светится от яркого солнышка. Вот чудесная река с прозрачным льдом, и я катаюсь на коньках. А еще мне нравится, когда идет пушистый снег. Я задумываюсь и представляю, какой будет эта зима. Я мечтаю...
И вдруг волшебная Фея берет меня за руку и ведет на заснеженную поляну. Там под звуки волшебной музыки кружатся в танце девочки-снежинки. Их так много, и они так красиво танцуют, что я не выдерживаю и кружусь вместе с ними. В окно постучала синичка, и я проснулся...
6 Творческая работа
III. Итог урока
Ученики читают свои произведения.
IV. Домашнее задание
Устно составить текст-рассказ о разговоре снежинок
Используемая литература:
1. Обучение написанию сочинений в начальной школе. Практическое пособие. Загребельная Г. С., Мамонова Л. А., 2006.
2. Е.В. Архипова. Основы методики развития речи учащихся. М.,2004.
3. В.И. Воробьева., С.К. Тивикова. Сочинения по картинам в начальных классах. М., 2002.
4. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров [Текст] / л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. - 2011. - № 12. – С. 30 – 35.
5. М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., «Дидакт», 1993.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.