Урок развития речи «Здравствуй, сказка!»
1 класс.
Тема: Развитие речи. Составление сказки с использованием «динамической картины».
Цели: - Развивать творческие способности учащихся.
-Обучить умению связно выражать свои мысли.
-Учить сотрудничеству.
Оборудование: магнитная доска, набор рисунков с героями сказки, аудиозапись музыки для релаксации
Ход урока.
1. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем занятии.
- Скажите, пожалуйста, у кого сегодня самое веселое настроение и он хочет с ним поделиться.
- Замечательно. Давайте по очереди скажем, какое у вас настроение, добавим: «Пусть такое же настроение будет у всех» и передадим его соседу пожатием руки. ( Пожимает руку рядом стоящему, а тот следующему).
- Ребята, а у нас сегодня в классе гости. Повернемся и подарим нашим гостям свои улыбки, чтобы у них тоже было чудесное настроение.
- Спасибо. Ребята, вы любите сказки?
- Какие сказки вы знаете?
Сегодня мы с вами будем сочинять сказку, т. е. станем сказочниками. Стать сказочником не просто, для этого надо знать «секреты» сказки.
«Первый сказочный секрет»: сказка начинается с волшебных слов, например «Жили – были».
- Может вы помните, с каких слов начинаются ваши любимые сказки?
«Второй сказочный секрет»: в сказках могут разговаривать звери, неживые предметы.
- Вспомните, в каких сказках есть такой секрет.
«Третий сказочный секрет»: в сказке добро всегда побеждает зло.
2. Подбор героев сказки, составление предложений.
В нашей сказке мы отправляемся на волшебную поляну. Давайте встанем.
( Далее дети выполняют движения, описанные в тексте, вместе с учителем.)
Мы идем по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывают и трава, и песок, и шишки, и даже стекло.
А в волшебном лесу всё постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги! А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите, вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу.
И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат сухие листочки. И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, с силой вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и снова побежали по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги. Ой, что это? Капельки? В сказочной стране пошел дождь. Это сказочный дождь. Он дает силу и смывает усталость. Давайте закроем глазки и подставим ему наши руки и лицо. Вдох — выдох, вдох — выдох! Немножко постоим под волшебным дождиком и отдохнем. Вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох. Откроем глазки. Садимся полукругом.
- Итак, мы на поляне. Какая наша поляна – красивая или страшная?
- Какие цветы росли на ней? Составим предложение.
(На поляне росли красные маки, желтые одуванчики, голубые колокольчики, белые ромашки...).
- Какой будет день в нашей сказке – хмурый, в тучах или солнечный? Составим предложение. (На небе светило яркое солнышко). Покажите мне, как светит солнце.
-Угадайте, что за дерево росло на поляне?
Богатырского сложенья.
Он раскидист и высок.
Желуди на нем растут
Как его зовут? (Дуб).
- Какой он? (Могучий)
- Уточним, где рос дуб на краю поляны или по середине? Составим предложение.
(По середине поляны рос могучий дуб).
Физкультминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы могучий дуб. Поднимите руки-веточки вверх. Подул сильный ветер. Закачал он ветки, зашумел листвой дуб. Ветер стих. Рядом растет молодой дубок, покажите, как он качает веточками. Садитесь.
В нашей сказке есть еще один герой.
Летит – гудит,
Сядет – молчит,
Целый день – в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг,
Тот чаще с медком,
А кто ей не люб,
Тот спасайся бегом! (Пчела)
-Что делала пчелка на полянке?
-Какое настроение было у пчелки, когда ярко светило солнышко и под лучами солнца сверкали цветы? Что хочется делать в такой момент? (Петь)
-Какую песенку пела пчелка? ( Жу-жу-жу-жу.) Покажите, как пела песню Пчелка.
(Дети «летают» по классу и поют веселую песенку пчелки).
- Отгадайте еще одного героя.
Пациентов простучу
И от хвори излечу.
Без припарок и лекарства
Я болезнь лишу коварства.
Рослые мои больные-
Клены, елки вековые.
(дятел)
-Как называют дятла? ( Лесным доктором).
Какой был дятел? (Дятел был добрый, отзывчивый).
-Ребята, посмотрите внимательно на дуб. Он плачет. Как вы думаете, почему плачет дуб? У дуба повреждена веточка. Кто мог сделать такую дыру в коре дуба, что веточка даже засохла?
-Что спросила пчелка у дуба? (Что случилось, почему ты плачешь?).
-Что ей ответил дуб? ( Под моей корой поселился жук и кусает меня).
-Что ответила пчелка? (Не печалься, потерпи, я тебе помогу.)
-За кем полетела пчелка? (Она полетела за дятлом.)
-Что стал делать дятел? (Добрый дятел сразу согласился помочь. Он вытащил жука из под коры. )
-Чем можно закончить сказку? (Дуб поблагодарил пчелку и дятла.).
3.Составление сказки.
-Все герои собраны. Давайте позовем сказку. Скажем хором: Сказка приходи!
- Давайте встанем. Я буду рассказывать сказку, а вы будете за мной повторять предложения, и при этом все действия героев показывать.
(Учитель начинает сказку. Дети повторяют , при этом все действия героев показывают руками: летают, собирают, зашумел, запела, улыбнулась и т. д.)
На чудесной поляне жила – была пчелка. На этой поляне росло много цветов. Это были белые ромашки, красные маки, голубые колокольчики, желтые одуванчики. Светило яркое солнышко. В его лучах поляна была похожа на цветной ковер.
По середине поляны рос могучий дуб. Он шевелил ветками, когда шумел ветер. Над поляной летала трудолюбивая пчелка Дуся. Она перелетала с цветка на цветок и громко напевала песенку «Жу-жу-жу-жу»!
Однажды Пчелка Дуся собирала нектар и услышала, что кто-то плачет. Это плакал Дуб. Пчелка спросила: «Что случилось, почему ты плачешь?». «Под моей корой поселился жук и кусает меня,»- печально ответил дуб.
-Не печалься, потерпи, я тебе помогу, - сказала пчелка и полетела за дятлом.
Добрый дятел сразу согласился помочь. Он вытащил жука из-под коры. Дуб поблагодарил пчелку и дятла. Дятел улетел, пчелка снова стала собирать нектар с цветов. А дуб шелестел листвой и радовался яркому солнышку.
- Ребята, как вы думаете, чему нас учит эта сказка? ( Друзья всегда помогают друг другу в беде.)
- Давайте вспомним, о каких сказочных «секретах» мы говорили в начале занятия. В нашей сказке есть эти «секреты»?
5. Пересказ сказки.
Сказку по частям пересказывают «сильные» учащиеся, как образец правильного пересказа.
6. Релаксация.
(Звучит тихая спокойная музыка)
- Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте глазки. Представьте, что вы на нашей полянке. Солнечный лучик ласково греет ваши ножки, поднимается выше, к коленкам, к животику, к плечам… Солнечный лучик ласково гладит вашу спину, шею, голову, останавливается на макушке… Солнечный свет начинает падать с макушки, как водопад. Вы стоите в солнечном свете… Но вот вы видите, как кто – то машет вам рукой, вам пора уходить из этого водопада. Вы идете вперед … выходите с нашей полянки... из нашей сказки... Теперь вы потихонечку открываете глазки, можно немножко подвигаться, потянуться. Я рада вновь вас приветствовать.
7. Итог.
-Вам понравилось наше занятие? Что именно понравилось? Какое у вас настроение? Выберите цветок, подходящий вашему настроению и прикрепите на нашу полянку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.