Урок решения проектной задачи в 5 классе.
Окишева О.А. учитель математики МБОУ «СОШ №7»
Проектная задача по математике.
Название проектной задачи |
Витамины и математика |
Предмет |
Математика, ЗОЖ |
Класс |
5 |
Тип задачи |
Предметная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
1. Комплексное использование освоенных в математике способов действий в модельной ситуации. 2. Учебное сотрудничество учащихся |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача |
Математика: •сложение и вычитание десятичных дробей, сравнение , округление чисел · Работа с таблицами Общеучебные умения • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; • работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу); |
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися: • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; • знаний и умений в действиях с десятичными дробями; • умение, работая в малой группе, создать конечный «продукт» |
Способ и формат оценивания результатов работы |
При подведении итогов работы оценивается: • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; • умение действовать согласно инструкции. Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе |
Замысел задачи.
1 этап. Постановка проектной задачи.
"Есть древняя, но актуальная по сей день мудрость: если ты заболел - измени питание, если не помогло - образ жизни, и только потом обратись к врачу". Здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от медицинской помощи, на 15% - от генетических факторов, на 20% - от экологии, и более чем на 50% - от образа жизни. Одним из условий здорового образа жизни является натуральная здоровая пища. Но, полезная пища не только позволяет быть человеку физически здоровым, но и придаёт ему жизнерадостный вид и хорошее настроение. В настоящее время ухудшение здоровья школьников влияет на процесс обучения. Наш организм нуждается в разнообразных питательных веществах: белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах. Особое место в рациональном питании отводится витаминам. Они необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности организма. В настоящее время открыто уже несколько десятков витаминов.
- Ребята, а вы знаете, в каких продуктах содержатся витамины? Какова их суточная норма? (Их принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С, D, Е и другие.)
- Давайте сформулируем проблему, которая возникла (Не знаем витамины, из назначение, суточная норма)
- Как вы сформулировали цель нашей проектной задачи « Витамины и математика».
Цель: узнать о витаминах и их пользе, через решение математических задач.
План: 1. решить задачи
2. Извлечь информацию
3. Сделать выводы.
4 оформить конечный продукт.
Вы решите несколько задач и узнаете некоторые интересные сведения о витаминах. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это составить таблицу. Свои заполненные таблицы вы представите нашим гостям.
Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника вашей группы, который и представит всем нам ваш « конечный продукт».
На доске справка : Ребята в задачах вам встретится единица измерения веса миллиграмм : 1мг= 0,001 г.
. 2 этап: решение проектной задачи
Обучающиеся в группах решают задачи, предложенные им. По окончании решения каждой задачи подводится промежуточный итог – коллективно проверяется выполнение задания. Фиксируются трудности, выясняются причины неудачи.
Задание 1.
В таблице представлены продукты питания , и содержание в них витамина группы В. Суточная норма потребления для подростка витамина В составляет 1,3 мг.
Продукт (100 г) |
Содержание витамина группы В |
Овсяная каша |
0,49 мг |
Хлеб |
0,27 мг |
Помидоры |
0,06 мг |
Кедровые орехи |
0,5 мг |
Творог |
0,6 мг |
Яйцо |
0,4 мг |
А) Изучи данные в таблице.
Б) Выбери продукты питания, чтобы обеспечить суточную норму потребления витамина группы В
В) проведи необходимые расчёты.
Теоретическая справка: Витамины группы В способствуют росту, нормализуют работу нервной системы, мышц, сердца, улучшают зрение, сохраняют здоровыми кожу, ногти, волосы. Содержится более всего в цельной пшенице, молоке, овощах, печени, рыбе, сыре, яйцах, твороге.
Сделайте вывод: Мы выбрали ………………, (указать продукты) , так как они обеспечивают суточную норму потребления витамина В для подростка. Витамины группы В способствуют……………… ………………….
Задание 2.
Рассмотри таблицу:
Продукт питания |
Масса |
Содержание витамина С |
Ягоды чёрной смородины |
100 г |
250 мг |
Ягоды шиповника |
1,1 г |
50 мг |
Ягоды крыжовника |
100 г |
30 мг |
Лимон |
125 г |
50 мг |
Выбери продукт питания, содержащий больше витамина С при меньшей массе. Запиши в ответ название продукта.
Ответ______________
Теоретическая справка: Витамин С необходим для заживления ран, ожогов, предохраняет от многих вирусных и бактериальных инфекций, увеличивает продолжительность жизни. Больше всего содержится в ягодах, цитрусовых, зелёных овощах, помидорах, картофеле.
Задание 3.
Содержание витамина А в 80 г огурцов составляет 0,048 мг , в 120 г помидоров – 1,44 мг. Суточная потребность для подростка витамина А составляет 1,5 мг. Удовлетворит ли эту потребность 200 г салата, приготовленного из этих продуктов?
А)Решите задачу
Б) ответ округлите до десятых долей.
В) Запишите ответ на вопрос.
Ответ ( да, 1,488 мг » 1,5 мг)
Теоретическая справка. Витамин А предохраняет от слабого зрения, повышает сопротивление инфекциям органов дыхания, способствует росту и укреплению костей, здоровья кожи, волос, зубов. Лучшие натуральные источники – рыба, печень, морковь, яйца, молоко.
Задание 4.
А) Сравните данные в таблицах, содержания витаминов в рыбе и мясе.
В 100 г рыбы содержится: В 100 г мяса содержится
Витамины |
Масса в мг |
|
Витамины |
Масса в мг |
А |
0,02 |
В2 |
0,2 |
|
В1 |
0,7 |
В3 |
0,5 |
|
В2 |
0,16 |
В6 |
0,4 |
|
В3 |
2,2 |
В9 |
8,4 |
|
В6 |
0,2 |
В12 |
2,6 |
|
В9 |
0,29 |
Е |
0,6 |
|
В12 |
0,05 |
|
|
|
С |
1,4 |
|
|
|
D |
0,05 |
|
|
|
Е |
0,9 |
|
|
В ответ выпишите витамины, содержащиеся только в рыбе.
Ответ ____
Б)
Прочитайте текст.
Рыба на протяжении всего своего существования считается необходимым продуктом питания для поддержания здоровья. Данный продукт издавна признавали как «пищу для мозга», и ссылки на его важность есть среди исследований здорового состояния головного мозга. Благодаря большому количеству витаминов он снимает усталость и помогает добиться успехов в учебе. Еще с древних времен до нас дошла традиция организации «рыбного» дня 2 раза в неделю, благодаря чему можно поддерживать баланс входящих в ее состав веществ, в организме человека. Переваривается рыба лучше и быстрее, чем куриное, свиное или говяжье мясо. На это уходит всего 2-3 часа, а на мясо в два раза больше.
В) Запишите вывод, ответив на вопрос. Почему рыба полезнее мяса? Приведите аргументы из текста и ответа на задание под буквой А ( по таблицам).
Вывод:__________________________
Итоговое задание. Заполните таблицу (группы ,выполнившие задание 1 и 2)
Вопрос |
Ответ |
Какие продукты, обеспечивают суточную норму потребления витамина группы В? |
|
Для чего необходимы витамины группы В? |
|
В каком продукте содержится больше витамина С? |
|
Для чего необходим витамин С? |
|
Итоговое задание. Заполните таблицу (группы, выполнившие задание 3 и 4)
Вопрос |
Ответ |
Какова суточная норма витамина А для подростка? |
|
Для чего необходим витамин А? |
|
В каких продуктах содержится витамин А? |
|
Почему рыба полезнее мяса? |
|
3 этап: презентация работы (защита проекта)
Итак, наша работа подошла к концу. Пришло время представить ваши ответы всем присутствующим.
(Один участник команды зачитывает составленный текст)
- Есть ли у кого-то вопросы к выступающему?
--Как вы считаете достигли мы цели нашей проектной задачи?
О каких витаминах вы ещё не узнали? Но они вам встретились в таблицах.
Задание на дом: найти информацию о витаминах Д и Е .
1. Заполнить таблицу.
Обозначение |
Название витамина |
Суточная норма для подростка 11-14 лет |
Для чего необходим? |
В каких продуктах содержится? |
Витамин D |
|
|
|
|
Витамин Е |
|
|
|
|
2. Придумать задачу, используя данные таблицы. Записать текст задачи с решением.
4 этап: самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи
Поработайте еще одну минутку и оцените работу каждого участника вашей группы, в зависимости от того, как он помогал в работе вашей группы. Оценки запишите на листочке.
|
|
5 этап: подведение итогов
Пора заканчивать наш урок.
Ребята, вам было интересно?
- Что понравилось больше всего?
- А что не понравилось?
- Слова Гиппократа. « Мы то, что мы едим»
- Спасибо всем за работу!
Литература.
1. http://kakievitaminy.ru
2. Математика 5-9 классы. Проблемное и игровое обучение/автор –сост.Л.Р. Шафигулина. – Волоград :Учитель , ,2013
3. Проектные задачи в начальной школе. Автор А.Б.Воронцов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.