Урок родного русского языка 4 класс
Кулигина Лариса Болеславовна – учитель МБОУ «СОШ № 22» г.Абакана
Тема урока: «Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Метафора. Сравнение» (закрепление)
Цель: закрепить знания выразительных средств языка, учить выделять и употреблять их в речи, развивать воображение учащихся.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация: воспитание «чувства Родины», любви к родной природе и родному краю; воспитание уважения к мастерам художественного слова.
Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.
Познавательные действия: уточнение понятия «сходство» (как признак переноса значения) и «художественное сходство» (как основа создания тропа); установление образной и изобразительно-выразительной функций слов.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: раздаточный материал, стихи С.Есенина, репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень» И. Шишкин. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень», аудиозапись «Аве Мария» Ф.Шуберта, краски, кисти.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Слайд1)
1. Осенью холодно. Идет дождь. Дует холодный ветер. День короткий, а ночь длинная
2. Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дома, пока она сама их не позовет
· Что общего в этих текстах? (Они об осени)
· Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.
(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания осени. Во втором тексте нарисована сказочная картина осени , использованы изобразительно-выразительные средства языка)
· Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?
III. Актуализация опорных знаний
-Мы продолжаем изучать значения и изобразительно-выразительные возможности слова. Предлагаю вам совершить «небольшую прогулку» во времени вместе с поэтом Сергеем Есениным, чтобы разгадать загадку этой удивительной поры.
-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина и определите, какие выразительные средства языка использовал автор.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
(Автор использовал эпитеты для выражения чувств легкой грусти: листва золотая, розоватая вода, синий сумрак. Олицетворение – изображение неживого предмета, как одушевленного: замрет бубенец. Сравнение – листва, словно бабочек стая)
- Как вы думаете, влияют ли выразительные средства языка на настроение? (Да, влияют, вызывают определенные чувства)
-Рассмотрите репродукции картин художников и послушайте отрывки из стихотворений. Скажите, что объединяет картины и стихи?
Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Надвигалась туча черная…
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
-Что же общее в репродукциях и стихах? (Общее – это картины природы, а средства разные: в картинах – краски, в стихах – языковые средства)
- Почему художник взял именно эти краски? (Заря, восход или закат, свет)
- Одинаковый ли вечерний и утренний свет?
- От чего еще может исходить свет? ) От лампочки, от костра, от огня и т.д.)
2. Наблюдение за словами, употребленными в переносном значении.
- Послушайте еще один отрывок из стихотворения С.Есенина «Письмо к матери», подумайте, от чего еще может исходить свет.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет. (Учитель прерывает чтение)
-Так из чего же исходит этот «вечерний несказанный свет»? как вы его себе представили? (Это свет зари, зари вечерней и свет идет от месяца и звезд, а в избушке топится печь и старая мать читает письмо сына)
-У вас очень интересные ответы, вы нарисовали очень яркие картины, представили пожилую женщину, которая с нетерпением читает письмо от любимого сына.
- А теперь я дочитаю это стихотворение до конца:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
-Вопрос остается прежний, от чего же исходит «тот вечерний несказанный свет»? (Это свет тоски матери, печали о сыне)
- Как можно назвать свет тоски, тревоги, волнения матери? (Это свет души матери)
- А у каждого ли человека есть « свет души»? (Если у человека есть душа, тогда и «свет души» должен быть в каждой душе)
- Есть ли свет в вашей душе? Давайте заглянем в себя и попробуем увидеть свой внутренний свет. Положите голову на парту, слушайте музыку, представьте что-то хорошее и постарайтесь увидеть свет своей души. (Звучит аудиозапись «Аве Мария», Ф.Шуберта)
-Каким был ваш внутренний свет? ( «Мягкий пушистый комочек», «яркие лучики света» и т.д.)
- Давайте возьмем в руки краски и кисти и попробуем нарисовать ту картинку, которую вы увидели, представляя свет своей души. ( Дети рисуют)
3. Выставка и обсуждение рисунков.
-Какие краски присутствуют на рисунках? ( Яркие, золотистые, светлые, чистые) Почему?
- У всех ли людей преобладают такие краски в душе? ( На свете есть разные люди, они совершают хорошие и плохие поступки, поэтому и «свет души» у них может быть и светлый и темный)
-Каких людей больше ? ( Дети приходят к выводу, что людей со «светлой душой» больше)
4.Работа над мини-сочинением.
-А теперь давайте подберем к слову «свет» художественные образы и образные выражения.( Дети подбирают и записывают слова и выражения в тетради)
- Используя записанные слова и выражения, напишите мини-сочинение «Свет моей души». Используйте материал урока и выразительные средства языка.
IV. Итог урока.Рефлексия.
- Кто хочет прочитать свое сочинение? (Дети читают несколько сочинений)
- Какие выразительные средства языка вы использовали в своих мини-сочинениях?
-Что такое олицетворение, метафора, сравнение, переносное значение?
-Какова их роль в тексте?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.