Урок родной (русской) литературы №16 Класс 6 Дата 11.01.2022г. Тема. Ю.П.Казаков. Слово о писателе «Арктур- гончий пёс». Нравственная проблема в произведениях о животных
Оценка 4.8

Урок родной (русской) литературы №16 Класс 6 Дата 11.01.2022г. Тема. Ю.П.Казаков. Слово о писателе «Арктур- гончий пёс». Нравственная проблема в произведениях о животных

Оценка 4.8
docx
11.01.2023
Урок родной (русской) литературы №16                 Класс 6             Дата 11.01.2022г. Тема. Ю.П.Казаков. Слово о писателе «Арктур- гончий пёс». Нравственная проблема в произведениях о животных
Арктур 6 кл..docx

Урок родной (русской) литературы №16                 Класс 6             Дата 11.01.2022г.

Тема. Ю.П.Казаков. Слово о писателе «Арктур- гончий пёс». Нравственная проблема в произведениях о животных

Цели:

– вызвать интерес к художественному миру Ю. Казакова, где в центре всегда находятся главные душевные движения человека и вечные вопросы о смысле человеческого существования;

Ход урока.

1.      Оргмомент

2.      Слово учителя.

– Мне приятно, что история Арктура не оставила вас равнодушными, заставила о многом подумать, многое пережить. И произошло это все благодаря удивительному мастерству писателя.

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьезном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убежденностью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, свое представление о мире и человеке.

Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремленного к нам, и позы погруженного в раздумья человека…

Чтобы обогатить свое представление о Ю.П.Казакове, послушаем выступления ребят.

Штрихи к портрету.

– Когда пятнадцатилетний арбатский паренек Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, закончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса.

– Два года после училища, Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького.

– Все годы учебы и после Ю. Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал где придется, охотился.

– Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей, с которыми сводила его бродячая жизнь.

С ружьем и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.

А стрелком он был неважным. Главная «охота» Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

– В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается.

– Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он очень нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча ее за напускной суровостью.

–У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни.

– Ребята, вы услышали факты из жизни Ю.Казакова, прочли его рассказ. Какое впечатление сложилось у вас о писателе?

(Ответы – 2-3 учеников.) После короткого слова о писателе учитель проводит работу с текстом рассказа.

1. Герои рассказа:

— пёс Арктур;

— доктор;

— рассказчик.

2. Что обозначает имя собаки?

Немеркнущая голубая звезда.

"Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”

3. Что общего у собаки с этой звездой?

Звезда

Арктур

— немеркнущая;
— особенная (самая яркая в северном полушарии);
— выделяется среди других;





— происхождение звёзд неизвестно.

— память о нём остаётся ("мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”);
— особенный:

силён и велик;
чутьё;
слышал тончайшие звуки;
никогда не скулил;

— происхождение пса неизвестно.

4. Сразу ли имел Арктур такую высокую оценку?

Вспомним начало рассказа: каким мы видим Арктура? Какова история его появления в городе?

— бездомный пёс-бродяга;

— угрюмый;

ПОЧЕМУ?

— без имени;

— неловкий;

— без дома;

— недоверчивый;

— без хозяина;

— без тепла,

— часто побит.

"Всё время казалось ему, что бежит навстречу чему-то острому и жестокому”.

Сравните: в конце Арктур погибает, наткнувшись на голую острую палку, "когда мчался по горячему пахучему следу и не помнил уже, не знал ничего, кроме этого зовущего всё вперёд, всё вперёд следа”.

5.Откуда такой азарт? Такая уверенность?

С какого момента меняется жизнь пса?

(В ходе рассуждения рисуем схему.)

http://uchitel-slovesnosti.ru/990/1.gif

— Доктор приютил пса, и он обрёл имя, дом, заботливого хозяина, почувствовал по отношению к себе заботу, доброту, изменился внешне, сам испытывает чувство любви к Доктору.

6. Что объединяет Доктора и Арктура?

— Оба одиноки.

7. Какие отношения складываются между ними?

Не соглашается продать его ни за какие деньги

http://uchitel-slovesnosti.ru/990/2.gif

"Чувство необыкновенно, возвышенно, любил страстно, поэтично, может быть, больше жизни”

8. С какого момента «жизнь Арктура пошла другим чередом»?

— Встреча с лесом (глава 4): "Лес ошеломил Арктура” —> появилась охотничья страсть!

Какие изменения произошли в нём?

— "выкатился”, "мчался”, "бежал… уверенно, азартно” (раньше — неуверенность, напряжённость, настороженность, двигался осторожно, медленно, никогда не бегал свободно, спокойно, быстро);

— азартный лай, лаял беспрестанно, захлёбываясь (раньше — "выл мрачно, длинно, тоскливо”);

— возвращался из лесу измученный, избитый, совершенно обессиленный, задохнувшийся, с сорвавшимся голосом, но СЧАСТЛИВЫЙ! Потому что "так велика была его страсть, так был он возбуждён, что и не почувствовал этих ушибов”, а "только запах, дикий, вечно волнующий, зовущий, нестерпимо прекрасный и враждебный запах доставался ему, только один след среди тысячи других вёл его всё вперёд и вперёд”;

— он "сильно вырос за это время, грудь раздалась, голос окреп, лапы стали сухими и мощными, как стальные пружины”.

Каким мы видим Арктура во время гона? (глава 6)

— "странные звуки”;
— "тёплый малиновый звон”;
— лай —

"чистый”,
"прекрасный музыкальный”,
”серебряный”,
"будто кто-то бил в серебряный колокол”.

всё это настраивало
на торжественный лад.

Лай прекратился — лес "стал пустым и мёртвым”! Тот самый лес, который "был ему молчаливым врагом... стегал его по морде, по глазам… бросался ему под ноги... останавливал его”.

Впоследствии, когда Арктур пропадает, в доме без него "стало пусто и тихо”.

9. В чём трагедия Арктура?

— слепой!

— гончий пёс ® слова Рассказчика: "Ах, Арктур! Бедный ты пёс!.. Если бы ты был нормальным, здоровым псом, то хозяином твоим был бы охотник… Ты гнал бы тогда зверя, захлёбываясь лаем, не помня себя. И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя. Ах, Арктур, бедный ты пёс!”

"Арктур был одинок в этом смысле и страдал. Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью” (конец главы 5).

И погибает Арктур, поддавшись власти этой охотничьей страсти, забыв о том, что вокруг столько не видимых для него опасностей. Но эта смерть, по крайней мере, возвышеннее, чем если бы он "сдох где-нибудь в овраге”, не вмешайся в его судьбу человек. Он познал счастье преследования своей жертвы, хотя "никогда не догонял он своих врагов и не вонзал в них зубы”. Он завоевал любовь людей: после его пропажи "оказалось, что многие знают и любят его и что все готовы помочь доктору в поисках”.

Но, несмотря на всё это, судьба героя рассказа (Арктура) трагична.

10. Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?

— проблема бездомности;

— ответственность человека за судьбу животных;

— место собаки в жизни человека;

— ЧЕЛОВЕК и СОБАКА: взаимоотношения между ними.

11. Домашнее задание (письменная работа): "Прочитав рассказ Ю.Казакова «Арктур — гончий пёс», я задумался над проблемой…”


 

Урок родной (русской) литературы №16

Урок родной (русской) литературы №16

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком

С какого момента меняется жизнь пса? (В ходе рассуждения рисуем схему

С какого момента меняется жизнь пса? (В ходе рассуждения рисуем схему

И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя

И этим неистовым бегом по горячему следу ты служил бы своему владыке-охотнику, и выше этой службы не было бы ничего для тебя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.