Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г.Сердобска
Щербакова В.П.
Урок родной (русской) литературы, 9 класс
Тема: «Праздники русского мира. Августовские Спасы».
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-Доброе утро! Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке.
-Ребята, мы с вами приступаем к изучению нового раздела – «Праздники русского мира». Скажите, а как вы понимаете, что такое РУССКИЙ МИР?
-Составим КЛАСТЕР.
(история, традиции, мировоззрение, православная вера, народ)
-Вспоминаются слова русского военачальника, политического и общественного деятеля, писателя, Антона Ивановича Деникина: «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию, считает её своим Отечеством». Но чтобы любить свою Родину, нужно знать и изучать её историю, традиции. На уроках родной литературы, внеурочных занятиях «Разговоры о важном» мы часто говорим об этом. Сегодня новая страничка и новые знания.
II. ОРГМОМЕНТ
- Я приготовила для вас небольшую выставку. Посмотрите внимательно на название раздела и на предметы с выставки. Я думаю, это поможет нам выйти на тему нашего разговора.
- С каким временем года ассоциируются у вас эти дары природы? С каким месяцем?
-Почему? Какие ассоциации возникают у вас со словом АВГУСТ?
-Я думаю, что вы уже готовы обозначить тему?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
А)Праздники сбора урожая.
- Наша страна всегда была аграрной. Сельскохозяйственная жизнь в ней шла по календарю. С принятием Христианства в августе также продолжали собирать урожай, но…
- Что изменилось? – Урожай стали освящать в церкви. Эти праздники получили название СПАСЫ. Осталось выяснить, ПОЧЕМУ именно так их стали называть.
(Отвечают)
Б)На столе у каждого на столе лежит Рабочий лист урока. Туда мы будем записывать материалы для запоминания, т.е. создадим Карту Памяти, по которой будете дома готовиться к следующему уроку.
В)Запишите тему: «Августовские Спасы» (обратите внимание на ударение)
(оба слова с заглавной буквы, это название сразу трёх праздников).
2) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- Подумайте, о чём пойдет речь? (Предлагают)
- Расширить знания о русских народных праздниках: познакомиться с историей и традициями празднования Медового, Яблочного и Орехового Спасов.
ЗАДАЧИ
1) Выяснить значение слова «Спас/Спасы».
2) Определить особенности каждого слова.
3) Узнать значение этих праздников (+ ответ на вопрос: Зачем современному человеку нужно об этом знать?)
-Как мы это будем делать? (Предлагают)
- Проведем работу со словарями, справочниками, информационными листами, чтобы найти определение слову СПАС.
- Вспомним факты, примеры из окружающей нас жизни,
- Сделаем выводы.
3) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (АВГУСТ - СПАС)
-Кое-что вы мне уже сказали про эти слова. Но как-то ненаучно. На столах лежит справочный материал. Давайте обратимся к нему.
- О чем говорит нам «Толковый словарь» В.И. Даля?
(1 человек зачитает):
-«Август - 8 месяц года / в старину (до 1700 года) – последний месяц года
Другие названия – сЕрпень, зАрев, густАрь (Такие названия у августа были в дохристианскую эпоху)».
Примечание. Древнерусские названия до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других славянских языка, а в русском языке используются латинские названия, потому что изначально в старославянском (на нём проходили богослужения) были греко-латинские названия месяцев.
-Обратите внимание на слова авГУСТ и ГУСТарь? - Они однокоренные (обозначали - всего обильно, щедро едят).
-Начинается сбор урожая: идет жатва, собирают мед, яблоки, орехи. Собранные дары природы несут на освящение в церковь (после принятия Христианства).
*Название месяца дано было в честь римского политического деятеля Августа
· Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4) БЕСЕДА.
-Мы с вами встретились с понятиями Язычество и Христианство.
Что такое Язычество? – это прошлое нашей культуры.
Христианство? – это настоящее.
Прошлое и настоящее в нашей культуре тесно соединилось:
- Это хорошо или плохо? (одно дополняет другое, делает его полным, настоящим. Преемственность в культуре, терпимость, понимание)
- Со словом АВГУСТ все более-менее понятно.
- Как вы понимаете слово СПАС?
-Вновь на помощь к нам приходят справочные материалы. На этот раз предлагаю посмотреть в Большой толковый словарь.
«2. СПАС, -а; м. [с прописной буквы] Нар.-разг. 1. =Спаситель (2 зн.). * Встань, пришло исцеление, Навестил тебя Спас (Есенин). 2. Церковь в честь Спасителя (2 зн.). Купол Спаса сияет на солнце. 3. В православной церкви: каждый из трёх праздников конца лета. Первый С.; медовый С.; Спас-мокрый (14 августа). Второй С.; яблочный С. (19 августа). Третий С.; Спас-на-полотне; С. нерукотворного образа (29 августа).»
«2. Спаситель - В христианском
вероучении — искупитель грехов человечества; одно из названий Христа. Перед
громадным образом спасителя купец три раза перекрестился и положил земной
поклон. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.»
- СПАС – это… многозначное слово
В дневник урока вписать:
1)Спаситель (в 1 значении) Иисус Христос + Икона (священное изображение).
2)Церковь в честь Спасителя.
3)Праздник христианский.
- Т.о., СПАС в Христианстве – от имени Иисуса Христа, Спасителя.
- В народе есть свое объяснение названию праздника – в лучших традициях сбора урожая: спасаться, запасая урожай на долгую зиму.
+ Запас
- Почему делались запасы?
- Почему мед, яблоки, орехи? (КОРЗИНА)
-Спас – спасение от голода.
5) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
«Август Спасами богат»
- Сколько Спасов в августе? – 3.
- У каждого СПАСА августа своя история и даже свои праздничные угощения к столу.
- Работаем в группах. Пользуясь Информационным листком, материалами учебника, подготовьте небольшое сообщение об одном Спасе августа по предложенному плану:
1. Официальное название Спаса, дата.
2. Почему так называется?
3. Другие названия.
4. Традиции и обычаи.
5. Поговорки и приметы.
Презентация о Спасах
- Кто готов, показывает мне заполненную таблицу.
- Как мы организуем нашу работу? (один ряд рассказывает, а другие записывают. А я буду фиксировать на доске опорные слова, чтобы было понятно, что записывать).
Перед выступлением 1-ой группы:
Весь август
праздники у нас,
Сначала чтим Медовый Спас
С душистым мёдом, пирогами…
Пусть счастье будет рядом с вами.
Перед выступлением 2-ой группы:
Затем мы Яблочный встречаем,
Бокалы соком наполняем.
Счастливый день Преображения
Рассеет ваши все сомнения.
Перед выступлением 3-ей группы:
А напоследок ждём хвалебный -
Ореховый, и он же Хлебный!
Пусть свою ценность сохраняет
И оптимизм вам всем вселяет.
- Общими усилиями мы с вами составили Карту памяти «Августовские Спасы», опираясь на которую…
- Как мы ее можем использовать? (Отвечают)
- Можно составить общий рассказ на заданную тему?
- Можно сравнить Спасы между собой и др.
- Кто готов обобщить сказанное: рассказать о 3-х Спасах августа?
- В современной жизни соблюдаются эти обычаи, о которых мы с вами говорили на уроке?
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
-У нас сегодня состоялся серьезный разговор. Что вы узнали о трёх августовских праздниках?
- Была ли полезной эта информация?
- Сплетение Язычества и Христианства чему учит? (Учит пониманию, чего сегодня людям так не хватает…)
- В чём смысл Августовских Спасов? (Спасы – это возможность спасти душу от нечисти и злобных сил).
- Не зря же говорят: «Три Спаса жизнь украсят».
- На уроке мы запаслись знаниями, чтобы спастись от невежества.
- Для чего нам эти знания? (Это наша культура: прошлое и настоящее. Знание прошлого помогает понять, как и чем жили наши предки).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
На обороте Дневника урока я поместила д/задание. Одно из них: прочитать стихотворения русских поэтов XX века (К.Д. Бальмонт «Первый спас», Б.А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е.А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…»). Все они посвящены августовским Спасам. Надеюсь, что изученный нами сегодня материал поможет вам понять эти произведения.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
-Наш урок мне бы хотелось завершить стихотворением Ольги Поминовой «Три Спаса»
Венчается лето закатами красными,
Прощается лето, как водится – Спасами.
Поникшей травою, да нивою скошенной,
Летящими в стаи птенцами подросшими…
Прощается лето. Уходит, недолгое,
Обильно столы накрывает: медовые,
За ними и яблочных время, ореховых…
Три Спаса – по августу древними вехами,
Славянскими датами тысячелетними…
Прощается лето дарами последними:
Созревшие яблоки налиты соками,
Орехи в соседстве с медовыми сотами,
Столов изобилие – это ль не главное?
На пользу, миряне, гуляй, православные!
Так было, так будет всегда на Руси,
Спаси её, Господи Боже. Спаси…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.