Урок родной (русской) литературы. Праздники русского мира. Августовские Спасы. 9 класс.
Оценка 4.8

Урок родной (русской) литературы. Праздники русского мира. Августовские Спасы. 9 класс.

Оценка 4.8
doc
02.04.2023
Урок родной (русской) литературы. Праздники русского мира. Августовские Спасы. 9 класс.
Праздники русского мира. Августовские Спасы 23.doc

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 г.Сердобска

Щербакова В.П.

 

Урок родной (русской) литературы, 9 класс

Тема: «Праздники русского мира. Августовские Спасы».

 

Ход урока

 

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Доброе утро! Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке.

-Ребята, мы с вами приступаем к изучению нового раздела – «Праздники русского мира». Скажите, а как вы понимаете, что такое  РУССКИЙ МИР?

-Составим КЛАСТЕР.

(история, традиции, мировоззрение, православная вера, народ)

-Вспоминаются слова русского военачальника, политического и общественного деятеля, писателя, Антона Ивановича Деникина: «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию, считает её своим Отечеством». Но чтобы любить свою Родину, нужно знать и изучать её историю, традиции. На уроках родной литературы, внеурочных занятиях «Разговоры о важном» мы часто говорим об этом. Сегодня новая страничка и новые знания.

II. ОРГМОМЕНТ

- Я приготовила для вас небольшую выставку. Посмотрите внимательно на название раздела и на предметы с выставки. Я думаю, это поможет нам выйти на тему нашего разговора.

- С каким временем года ассоциируются у вас эти дары природы?  С каким месяцем?

-Почему? Какие ассоциации возникают у вас со словом АВГУСТ?

-Я думаю, что вы уже готовы обозначить тему?

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

1)    ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

А)Праздники сбора урожая.

- Наша страна всегда была аграрной. Сельскохозяйственная жизнь в ней шла по календарю. С принятием Христианства в августе также продолжали собирать урожай, но…

 - Что изменилось? – Урожай стали освящать в церкви. Эти праздники получили название СПАСЫ. Осталось выяснить, ПОЧЕМУ именно так их стали называть.

(Отвечают)

Б)На столе у каждого на столе  лежит Рабочий лист урока. Туда мы будем записывать материалы для запоминания, т.е. создадим Карту Памяти, по которой будете дома готовиться к следующему уроку.

В)Запишите тему: «Августовские Спасы» (обратите внимание на ударение)

(оба слова с заглавной буквы, это название сразу трёх праздников).

 

2) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

- Подумайте, о чём пойдет речь? (Предлагают)

- Расширить знания о русских народных праздниках: познакомиться с историей и традициями празднования Медового, Яблочного и Орехового Спасов.

ЗАДАЧИ

1) Выяснить значение слова «Спас/Спасы».

2) Определить особенности каждого слова.

3) Узнать значение этих праздников (+ ответ на вопрос: Зачем современному человеку нужно об этом знать?)

-Как мы это будем делать? (Предлагают)

- Проведем работу со словарями, справочниками, информационными листами, чтобы найти определение слову СПАС.

- Вспомним факты, примеры из окружающей нас жизни,

- Сделаем выводы.

 

           3) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (АВГУСТ - СПАС)

 -Кое-что вы мне уже сказали про эти слова. Но как-то ненаучно. На столах лежит справочный материал. Давайте обратимся к нему.

- О чем говорит нам «Толковый словарь» В.И. Даля?

 (1 человек зачитает):

 -«Август - 8 месяц года / в старину (до 1700 года) – последний месяц года

Другие названия – сЕрпень, зАрев, густАрь (Такие названия у августа были в дохристианскую эпоху)».

Примечание. Древнерусские названия до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других славянских языка, а в русском языке используются латинские названия, потому что изначально в старославянском (на нём проходили богослужения) были греко-латинские названия месяцев.

 -Обратите внимание на слова авГУСТ и ГУСТарь? - Они однокоренные (обозначали - всего обильно, щедро едят).

 -Начинается сбор урожая: идет жатва, собирают мед, яблоки, орехи. Собранные дары природы несут на освящение в церковь (после принятия Христианства).

*Название месяца дано было в честь римского политического деятеля Августа

·        Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.

 

4) БЕСЕДА.

 -Мы с вами встретились с понятиями Язычество и Христианство.

Что такое Язычество? – это прошлое нашей культуры.

Христианство? – это настоящее.

Прошлое и настоящее в нашей культуре тесно соединилось:

- Это хорошо или плохо? (одно дополняет другое, делает его полным, настоящим. Преемственность в культуре, терпимость, понимание)

- Со словом АВГУСТ все более-менее понятно.

- Как вы понимаете слово СПАС?

 -Вновь на помощь к нам приходят справочные материалы. На этот раз предлагаю посмотреть в Большой толковый словарь.

«2. СПАС, -а; м. [с прописной буквы] Нар.-разг. 1. =Спаситель (2 зн.). * Встань, пришло исцеление, Навестил тебя Спас (Есенин). 2. Церковь в честь Спасителя (2 зн.). Купол Спаса сияет на солнце. 3. В православной церкви: каждый из трёх праздников конца лета. Первый С.; медовый С.; Спас-мокрый (14 августа). Второй С.; яблочный С. (19 августа). Третий С.; Спас-на-полотне; С. нерукотворного образа (29 августа).»

«2. Спаситель - В христианском вероучении — искупитель грехов человечества; одно из названий Христа. Перед громадным образом спасителя купец три раза перекрестился и положил земной поклон. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.»
- СПАС – это… многозначное слово

В дневник урока вписать:

1)Спаситель (в 1 значении) Иисус Христос + Икона (священное изображение).

2)Церковь в честь Спасителя.

3)Праздник христианский.

 - Т.о., СПАС в Христианстве – от имени Иисуса Христа, Спасителя.

- В народе есть свое объяснение названию праздника – в лучших традициях сбора урожая: спасаться, запасая урожай на долгую зиму.

+ Запас

- Почему делались запасы?

- Почему мед, яблоки, орехи? (КОРЗИНА)

 -Спас – спасение от голода.

 

5) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

«Август Спасами богат»

- Сколько Спасов в августе? – 3.

- У каждого СПАСА августа своя история и даже свои праздничные угощения к столу.

- Работаем в группах. Пользуясь Информационным листком, материалами учебника, подготовьте небольшое сообщение об одном Спасе августа по предложенному плану:

1.  Официальное название Спаса, дата.

2.     Почему так называется?

3.     Другие названия.

4.     Традиции и обычаи.

5.     Поговорки и приметы.

Презентация о Спасах

- Кто готов, показывает мне заполненную таблицу.

- Как мы организуем нашу работу? (один ряд рассказывает, а другие записывают. А я буду фиксировать на доске опорные слова, чтобы было понятно, что записывать).

 

Перед выступлением 1-ой группы:

Весь август праздники у нас,
Сначала чтим Медовый Спас
С душистым мёдом, пирогами…
Пусть счастье будет рядом с вами.

Перед выступлением 2-ой группы:
Затем мы Яблочный встречаем,
Бокалы соком наполняем.
Счастливый день Преображения
Рассеет ваши все сомнения.

Перед выступлением 3-ей группы:
А напоследок ждём хвалебный -
Ореховый, и он же Хлебный!
Пусть свою ценность сохраняет
И оптимизм вам всем вселяет.

- Общими усилиями мы с вами составили Карту памяти «Августовские Спасы», опираясь на которую…

- Как мы ее можем использовать? (Отвечают)

- Можно составить общий рассказ на заданную тему?

- Можно сравнить Спасы между собой и др.

- Кто готов обобщить сказанное: рассказать о 3-х Спасах августа?

- В современной жизни соблюдаются эти обычаи, о которых мы с вами говорили на уроке?

 

IV. РЕФЛЕКСИЯ.

 

 -У нас сегодня состоялся серьезный разговор.  Что вы узнали о трёх августовских праздниках?

- Была ли полезной эта информация?

- Сплетение Язычества и Христианства чему учит? (Учит пониманию, чего сегодня людям так не хватает…)

- В чём смысл Августовских Спасов? (Спасы – это возможность спасти душу от нечисти и злобных сил).

- Не зря же говорят: «Три Спаса жизнь украсят».

- На уроке мы запаслись знаниями, чтобы спастись от невежества.

- Для чего нам эти знания? (Это наша культура: прошлое и настоящее. Знание прошлого помогает понять, как и чем жили наши предки).

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 На обороте Дневника урока я поместила д/задание. Одно из них: прочитать стихотворения русских поэтов XX века (К.Д. Бальмонт «Первый спас», Б.А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е.А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…»). Все они посвящены августовским Спасам. Надеюсь, что изученный нами сегодня материал поможет вам понять эти произведения.

 

 

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

 

 -Наш урок мне бы хотелось завершить стихотворением Ольги Поминовой «Три Спаса»

 

Венчается лето закатами красными,
Прощается лето, как водится – Спасами.
Поникшей травою, да нивою скошенной,
Летящими в стаи птенцами подросшими…
Прощается лето. Уходит, недолгое,
Обильно столы накрывает: медовые,
За ними и яблочных время, ореховых…
Три Спаса – по августу древними вехами,
Славянскими датами тысячелетними…
Прощается лето дарами последними:
Созревшие яблоки налиты соками,
Орехи в соседстве с медовыми сотами,
Столов изобилие – это ль не главное?
На пользу, миряне, гуляй, православные!
Так было, так будет всегда на Руси,
Спаси её, Господи Боже. Спаси…

 

 

 


Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Б)На столе у каждого на столе лежит

Б)На столе у каждого на столе лежит

Это хорошо или плохо? (одно дополняет другое, делает его полным, настоящим

Это хорошо или плохо? (одно дополняет другое, делает его полным, настоящим

Перед выступлением 1-ой группы :

Перед выступлением 1-ой группы :

VI . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. -Наш урок мне бы хотелось завершить стихотворением

VI . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. -Наш урок мне бы хотелось завершить стихотворением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023