Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г.Сердобска
Щербакова В.П.
Урок родной (русской) литературы, 9 класс
Тема: «Праздники русского мира. Августовские Спасы».
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-Доброе утро! Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке.
-Ребята, мы с вами приступаем к изучению нового раздела – «Праздники русского мира». Скажите, а как вы понимаете, что такое РУССКИЙ МИР?
-Составим КЛАСТЕР.
(история, традиции, мировоззрение, православная вера, народ)
-Вспоминаются слова русского военачальника, политического и общественного деятеля, писателя, Антона Ивановича Деникина: «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию, считает её своим Отечеством». Но чтобы любить свою Родину, нужно знать и изучать её историю, традиции. На уроках родной литературы, внеурочных занятиях «Разговоры о важном» мы часто говорим об этом. Сегодня новая страничка и новые знания.
II. ОРГМОМЕНТ
- Я приготовила для вас небольшую выставку. Посмотрите внимательно на название раздела и на предметы с выставки. Я думаю, это поможет нам выйти на тему нашего разговора.
- С каким временем года ассоциируются у вас эти дары природы? С каким месяцем?
-Почему? Какие ассоциации возникают у вас со словом АВГУСТ?
-Я думаю, что вы уже готовы обозначить тему?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
А)Праздники сбора урожая.
- Наша страна всегда была аграрной. Сельскохозяйственная жизнь в ней шла по календарю. С принятием Христианства в августе также продолжали собирать урожай, но…
- Что изменилось? – Урожай стали освящать в церкви. Эти праздники получили название СПАСЫ. Осталось выяснить, ПОЧЕМУ именно так их стали называть.
(Отвечают)
Б)На столе у каждого на столе лежит Рабочий лист урока. Туда мы будем записывать материалы для запоминания, т.е. создадим Карту Памяти, по которой будете дома готовиться к следующему уроку.
В)Запишите тему: «Августовские Спасы» (обратите внимание на ударение)
(оба слова с заглавной буквы, это название сразу трёх праздников).
2) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- Подумайте, о чём пойдет речь? (Предлагают)
- Расширить знания о русских народных праздниках: познакомиться с историей и традициями празднования Медового, Яблочного и Орехового Спасов.
ЗАДАЧИ
1) Выяснить значение слова «Спас/Спасы».
2) Определить особенности каждого слова.
3) Узнать значение этих праздников (+ ответ на вопрос: Зачем современному человеку нужно об этом знать?)
-Как мы это будем делать? (Предлагают)
- Проведем работу со словарями, справочниками, информационными листами, чтобы найти определение слову СПАС.
- Вспомним факты, примеры из окружающей нас жизни,
- Сделаем выводы.
3) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (АВГУСТ - СПАС)
-Кое-что вы мне уже сказали про эти слова. Но как-то ненаучно. На столах лежит справочный материал. Давайте обратимся к нему.
- О чем говорит нам «Толковый словарь» В.И. Даля?
(1 человек зачитает):
-«Август - 8 месяц года / в старину (до 1700 года) – последний месяц года
Другие названия – сЕрпень, зАрев, густАрь (Такие названия у августа были в дохристианскую эпоху)».
Примечание. Древнерусские названия до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других славянских языка, а в русском языке используются латинские названия, потому что изначально в старославянском (на нём проходили богослужения) были греко-латинские названия месяцев.
-Обратите внимание на слова авГУСТ и ГУСТарь? - Они однокоренные (обозначали - всего обильно, щедро едят).
-Начинается сбор урожая: идет жатва, собирают мед, яблоки, орехи. Собранные дары природы несут на освящение в церковь (после принятия Христианства).
*Название месяца дано было в честь римского политического деятеля Августа
· Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4) БЕСЕДА.
-Мы с вами встретились с понятиями Язычество и Христианство.
Что такое Язычество? – это прошлое нашей культуры.
Христианство? – это настоящее.
Прошлое и настоящее в нашей культуре тесно соединилось:
- Это хорошо или плохо? (одно дополняет другое, делает его полным, настоящим. Преемственность в культуре, терпимость, понимание)
- Со словом АВГУСТ все более-менее понятно.
- Как вы понимаете слово СПАС?
-Вновь на помощь к нам приходят справочные материалы. На этот раз предлагаю посмотреть в Большой толковый словарь.
«2. СПАС, -а; м. [с прописной буквы] Нар.-разг. 1. =Спаситель (2 зн.). * Встань, пришло исцеление, Навестил тебя Спас (Есенин). 2. Церковь в честь Спасителя (2 зн.). Купол Спаса сияет на солнце. 3. В православной церкви: каждый из трёх праздников конца лета. Первый С.; медовый С.; Спас-мокрый (14 августа). Второй С.; яблочный С. (19 августа). Третий С.; Спас-на-полотне; С. нерукотворного образа (29 августа).»
«2. Спаситель - В христианском
вероучении — искупитель грехов человечества; одно из названий Христа. Перед
громадным образом спасителя купец три раза перекрестился и положил земной
поклон. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.»
- СПАС – это… многозначное слово
В дневник урока вписать:
1)Спаситель (в 1 значении) Иисус Христос + Икона (священное изображение).
2)Церковь в честь Спасителя.
3)Праздник христианский.
- Т.о., СПАС в Христианстве – от имени Иисуса Христа, Спасителя.
- В народе есть свое объяснение названию праздника – в лучших традициях сбора урожая: спасаться, запасая урожай на долгую зиму.
+ Запас
- Почему делались запасы?
- Почему мед, яблоки, орехи? (КОРЗИНА)
-Спас – спасение от голода.
5) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
«Август Спасами богат»
- Сколько Спасов в августе? – 3.
- У каждого СПАСА августа своя история и даже свои праздничные угощения к столу.
- Работаем в группах. Пользуясь Информационным листком, материалами учебника, подготовьте небольшое сообщение об одном Спасе августа по предложенному плану:
1. Официальное название Спаса, дата.
2. Почему так называется?
3. Другие названия.
4. Традиции и обычаи.
5. Поговорки и приметы.
Презентация о Спасах
- Кто готов, показывает мне заполненную таблицу.
- Как мы организуем нашу работу? (один ряд рассказывает, а другие записывают. А я буду фиксировать на доске опорные слова, чтобы было понятно, что записывать).
Перед выступлением 1-ой группы:
Весь август
праздники у нас,
Сначала чтим Медовый Спас
С душистым мёдом, пирогами…
Пусть счастье будет рядом с вами.
Перед выступлением 2-ой группы:
Затем мы Яблочный встречаем,
Бокалы соком наполняем.
Счастливый день Преображения
Рассеет ваши все сомнения.
Перед выступлением 3-ей группы:
А напоследок ждём хвалебный -
Ореховый, и он же Хлебный!
Пусть свою ценность сохраняет
И оптимизм вам всем вселяет.
- Общими усилиями мы с вами составили Карту памяти «Августовские Спасы», опираясь на которую…
- Как мы ее можем использовать? (Отвечают)
- Можно составить общий рассказ на заданную тему?
- Можно сравнить Спасы между собой и др.
- Кто готов обобщить сказанное: рассказать о 3-х Спасах августа?
- В современной жизни соблюдаются эти обычаи, о которых мы с вами говорили на уроке?
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
-У нас сегодня состоялся серьезный разговор. Что вы узнали о трёх августовских праздниках?
- Была ли полезной эта информация?
- Сплетение Язычества и Христианства чему учит? (Учит пониманию, чего сегодня людям так не хватает…)
- В чём смысл Августовских Спасов? (Спасы – это возможность спасти душу от нечисти и злобных сил).
- Не зря же говорят: «Три Спаса жизнь украсят».
- На уроке мы запаслись знаниями, чтобы спастись от невежества.
- Для чего нам эти знания? (Это наша культура: прошлое и настоящее. Знание прошлого помогает понять, как и чем жили наши предки).
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
На обороте Дневника урока я поместила д/задание. Одно из них: прочитать стихотворения русских поэтов XX века (К.Д. Бальмонт «Первый спас», Б.А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е.А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…»). Все они посвящены августовским Спасам. Надеюсь, что изученный нами сегодня материал поможет вам понять эти произведения.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
-Наш урок мне бы хотелось завершить стихотворением Ольги Поминовой «Три Спаса»
Венчается лето закатами красными,
Прощается лето, как водится – Спасами.
Поникшей травою, да нивою скошенной,
Летящими в стаи птенцами подросшими…
Прощается лето. Уходит, недолгое,
Обильно столы накрывает: медовые,
За ними и яблочных время, ореховых…
Три Спаса – по августу древними вехами,
Славянскими датами тысячелетними…
Прощается лето дарами последними:
Созревшие яблоки налиты соками,
Орехи в соседстве с медовыми сотами,
Столов изобилие – это ль не главное?
На пользу, миряне, гуляй, православные!
Так было, так будет всегда на Руси,
Спаси её, Господи Боже. Спаси…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.