Урок ручного труда "Изготовление записной книжки - раскладушки" 4 класс
Оценка 4.7

Урок ручного труда "Изготовление записной книжки - раскладушки" 4 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
4 кл
26.12.2022
Урок ручного труда "Изготовление записной книжки - раскладушки" 4 класс
Урок ручного труда "Картонажно - переплётные работы. Изготовление записной книжки - раскладушки" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
картонажные изделия (2).docx

Технологическая карта урока по теме «Картонажно-переплётные работы. Изготовление записной книжки-раскладушки»

Кузнецова Алёна Михайловна

ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»

Учитель начальных классов

Ручной труд

4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 урок в теме

Учебник: Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.: ил.

Цель: ввести понятие картонажно-переплётных работ, термин «переплёт»,  ознакомить с видами картонажных и переплётных изделий, изготовить записную книжку-раскладушку.

Задачи

Образовательные:

- ознакомление с новыми терминами (картонажные, переплетные изделия, переплет, техническая ткань), классификацией картонажно-переплетных изделий;

- продолжение ознакомления учащегося со свойствами бумаги и картона, применением бумаги и картона для изготовления книг и блокнотов, необходимыми для этого инструментами;

- обучение новым видам трудовых действий (изготовление переплета с использованием картона и технической ткани), совершенствование изученных действий (разметка по линейке).

Коррекционно-развивающие:

- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности в ходе беседы по теме урока, в процессе ориентировки в задании, планирования хода работы и контроля;

- повышение познавательной активности, развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки;

- коррекция недоразвития моторных функций в процессе разметки, вырезания, сборки изделия;

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к труду, трудолюбия;   

- ознакомление учащегося с профессиональной деятельностью людей.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

-  умение строить план работы, выполнять работы по составленному план.

Личностные результаты:

- умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность,

- уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

Базовые учебные действия

Познавательные:

- умение самостоятельно формулировать цель урока, тему урока;

- создание алгоритма деятельности с помощью учителя.

Регулятивные:

- умение планировать учебную деятельность;

- осуществлять контроль;

- оценивать качество выполненной работы.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

- положительное отношение к учебному труду;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: лист бумаги А5, лист тонкого картона А5, кусок толстого картона от коробки; коробки разной формы и размера; картинки коробок разной формы, папки для бумаг, тетради, блокнота; картинки инструментов; книга, блокнот, тетрадь, альбом; раздаточный материал для вклеивания на лист бумаги; план работы с рисунками; материалы и инструменты: картон, писчая бумага, техническая ткань, карандаш, клей ПВА, ножницы, линейка, угольник, кисть для клея.

 

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

             Здравствуй, ребята. У нас сейчас урок труда.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой, опустите ладошки. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло, свет, и хорошее настроение.

Что вы подарили друг другу?

Теоретическая часть

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела: картонажно-переплетные изделия.

             А теперь положи ручку и назови, что это? Правильно, это бумага, а это картон. Чем они отличаются? (бумага тонкая, а картон плотный) Какие свойства бумаги мы знаем? (бумагу можно смять, порвать, ее легко сложить. Она хорошо склеивается клеем) А картон? (его труднее рвать, трудно смять, трудно сложить)

             Картон бывает разный. Посмотри, чем отличаются эти кусочки картона? (один тонкий, другой толстый)

             Для чего используют такой толстый картон? Из него делают коробки. Коробки бывают самые разные. Для чего служат коробки? Для того, чтобы упаковывать товары. Посмотри, какие бывают коробки. Они могут быть разные по форме, величине, цвету. А еще из картона делают прочные папки для бумаг. Вот как эта, посмотри.

             Все эти изделия называются картонажные, от слова «картон». Посмотрите на доску, там записано это слово, запомните как оно пишется (интерактивная доска).

             Возьмём лист бумаги и разделим пополам и в левой части напишем «картонажные изделия».

             Теперь посмотри, что здесь? (Демонстрируется книга, тетрадь, блокнот, альбом для фотографий). Что это? Для чего служит? Что общего у всех этих изделий?

             Если ответит «из бумаги», обратить внимание на переплет. А что еще? Как соединяются все бумажные страницы? Вот это называется переплет. Изделия в переплете – это книги, блокноты, записные книжки, тетради, фотоальбомы.

             Напиши в правой части нашего листа «Изделия в переплете».

             Теперь возьми эти картинки и приклей их в нужную часть таблицы.

             В картонажно-переплетных работах используются бумага, картон, технические ткани, нитки, клей. Для того,  чтобы сделать любое изделие, нам понадобятся инструменты. Все инструменты и приспособления, которые применяются в картонажно-переплетных работах, делятся на 4 группы: измерительные, режущие, колющие, вспомогательные (презентация).

             Определи, к какой группе относятся эти инструменты. (Демонстрируется картинка с изображением линейки, угольника, ножниц, шила, иглы, кисти, ножниц, ножа, ластика).

Физкультминутка

Давай изобразим инструменты, которые мы сейчас рассмотрели. Встаньте, пожалуйста. Поставь ноги на ширине плеч. Руки вверх. Покажи мне, как работают ножницы. Наши руки – это лезвия ножниц. Теперь пусть наши ноги будут лезвиями ножниц. А теперь порисуем циркулем. Ноги – это игла, а рука – карандаш. Покружись. Теперь нога – это карандаш. Начерти круг. Отлично, садись на место.

Практическая часть (изготовление записной книжки-раскладушки с переплетной крышкой)

Многие люди имеют свои личные записные книжки, куда записывают важную информацию. Для того, чтобы книжка была удобная и служила долго, ее странички переплетают.

Переплет – это твердая крышка печатного изделия, крепко соединенная с блоком (сложенными в стопку страницами). Демонстрируется записная книжка.

Эта книжка состоит из переплетной крышки и блока – листов бумаги, сложенных гармошкой. Такую книжку-раскладушку можно использовать для записей дней рождения знакомых и родных, номеров телефонов, адресов.

Для изготовления записной книжки-раскладушки понадобятся следующие материалы и инструменты: картон, писчая бумага, техническая ткань, карандаш, клей ПВА, ножницы, линейка, угольник, кисть для клея.

Составление плана работы, самостоятельная работа (демонстрируется план в презентации).

1.     Изготовление блока.

Вырежи из писчей бумаги (белой или цветной) 2 прямоугольника 4х6см и 6х20см.

2.     Изготовление переплетной крышки.

Выкрои из технической ткани прямоугольник 10х16см. Вырежи из картона два прямоугольника 5х7см и полоску 1х7см.

Техническую ткань промажь клеем с изнаночной стороны. Положи на ткань слева и справа картонные прямоугольники. Между ними – полоску. Срежь углы ткани.

Загни верхний и нижний край ткани и загладь.

Загни правый и левый края ткани и загладь.

3.     Соединение блока с переплетной крышкой.

Смажь клеем правую сторону переплетной крышки и наложи на нее прямоугольник 4х6см, вырезанный из писчей бумаги.

Смажь клеем левую сторону переплетной крышки и наложи на нее прямоугольник 6х20см (блок), вырезанный из писчей бумаги. Сложи прямоугольник гармошкой.

Изделие готово!

Подведение итогов

Итак, сегодня на уроке мы узнали, о том, чем отличаются бумага и картон. Чем?

Мы узнали, какие изделия делают из картона. Назови, пожалуйста.

Мы узнали, что такое переплет. Что это?

И сделали блокнот для записей в переплете. Молодцы! Спасибо за работу!

Оценивание

- Ребята, что вы поставите себе за урок. Обоснуйте свою оценку. Комментирование оценок учителем.

Рефлексия

- Ребята покажите с помощью карточек всё ли понятно было на уроке (зелёная карточка – всё понятно, жёлтая карточка – остались нерешённые вопросы, не до конца поняли тему, красная карточка – ничего не понятно, урок был не интересный).


 

Технологическая карта урока по теме «Картонажно-переплётные работы

Технологическая карта урока по теме «Картонажно-переплётные работы

Воспитательные: - воспитание уважительного отношения к труду, трудолюбия; - ознакомление учащегося с профессиональной деятельностью людей

Воспитательные: - воспитание уважительного отношения к труду, трудолюбия; - ознакомление учащегося с профессиональной деятельностью людей

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Картон бывает разный. Посмотри, чем отличаются эти кусочки картона? (один тонкий, другой толстый)

Картон бывает разный. Посмотри, чем отличаются эти кусочки картона? (один тонкий, другой толстый)

Давай изобразим инструменты, которые мы сейчас рассмотрели

Давай изобразим инструменты, которые мы сейчас рассмотрели

Техническую ткань промажь клеем с изнаночной стороны

Техническую ткань промажь клеем с изнаночной стороны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022